В эти выходные неспешно гуляем по выставке «Скульптуры и рельефы» немецкого художника Стефана Балкенхола в Московском музее современного искусства на Гоголевском.
Представленные здесь работы
один из самых известных и уважаемых современных скульпторов отбирал специально для пространства музея.
В первом зале выставки «Скульптуры и рельефы» Стефана Балкенхола вас встречает Голова. Она огромная, в человеческий рост. Она на вас даже не смотрит — ее, точнее, его взгляд (голова мужская) обращен к стоящему напротив человечку. Самому обычному, в белой рубашке и черных брюках, только уменьшенному в размерах. Он мог бы быть русским, немцем, французом, банковским клерком, страховым агентом или аккуратным менеджером в магазине бытовой техники. Скульптурная композиция так и называется — «Большая голова с фигурой». Рядом с ней я и сама как будто становлюсь маленькой и беспомощной, как Алиса в кроличьей норе. Как загипнотизированная разглядываю неровности и шероховатости намеренно грубо сработанного дерева. И вот что интересно — именно они делают ее персонажей живыми.
Иду дальше. Снова встречаю мужчину в белой рубашке и черных брюках. Он подрос — и, водруженный на постамент, почти сравнялся со мной. Все тот же человек из толпы, но чем-то он цепляет. С ним хочется заговорить — перебросится парой дежурных фраз, которыми обмениваются незнакомцы: посетовать о погоде, пробках и шумных подростках, чтобы потом разойтись по своим делам. Люди обсуждают пустяки, чтобы почувствовать эмоциональную связь с другим человеком, пусть и посторонним. Скульптуры Балкенхола вызывают то же теплое чувство сопричастности с чем-то настоящим, земным, невиртуальным. Их нельзя изучать по иллюстрациям в каталоге, потому что фотография не передает фактуры дерева, объема, реального размера. Любая скульптура вступает в контакт со зрителем — подавляет монументальностью или, наоборот, позволяет почувствовать свое превосходство и при каждом новом взгляде и смене ракурса и освещения предстает по-другому.
А вот «Король-младенец». Он и правда размером с годовалого ребенка, только голова с нелепой короной какая-то непропорциональная. А лицо — того вырастающего из земли великана, что встречает при входе. Он похож одновременно на короля из «Маленького принца» и на скульптурных персонажей немецких готических соборов и навевает воспоминая о «Голом короле» (который, кстати, тоже тут по соседству, но называется «Обнаженный мужчина в золотой короне»). Собственно, в этом весь Балкенхол: он играет мифами и культурными архетипами, но при этом как будто не претендуя на интеллектуальность. В нем нет снобизма — если он и подсмеивается над человеческими слабостями, то все равно дает понять: я сам такой же, как вы. Этим и держит. На его выставке не хочется никуда торопиться — я обошла залы несколько раз, и то и дело ловила себя на мысли, что хочу вернуться и заново увидеть отдельные скульптуры.
Одна из моих любимых — «Обезьяна». Маленькая такая обезьянка, карликовый шимпанзе, с какими обычно фотографируются в цирке или на улице. Если смотреть на нее фронтально, обезьяний взгляд вроде бы ничего не выражает. Но стоит сменить угол зрения, встать сбоку, как в ее глазах появляется какое-то озорное любопытство, а в теле — внутренняя пружина, которая вот-вот заставит ее прыгнуть. Я снова мысленно поражаюсь пластической выразительности Балкенхола — при кажущейся простоте и даже примитивности. Привет началу XX века с его поисками «настоящего» искусства в традиционных культурах Африки и Азии.
А мы снова в Европе. С деревянного панно на меня смотрит старый знакомый в белой рубашке — или просто похож? На этот раз с младенцем на руках. Обычная бытовая сцена, если бы не название рельефа: «Икона». Композиция и правда напрямую отсылает к каноническим изображениям Богородицы с младенцем Иисусом. Но здесь мы определенно в веке XXI-м, с его дискуссиями о гендерных ролях, стереотипах и месте религии в современной жизни.
Сам же Стефан Балкенхол ни с кем ни о чем не спорит. Он по-прежнему внимательно наблюдает за людьми, как делал это студентом Высшей школы живописи в Гамбурге, когда ходил по улицам с фотоаппаратом, изучая способы визуальной коммуникации. Он все так же любит своего «маленького человека» и искренне считает, что для художника эта тема неисчерпаема.
Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта по 13 ноября
ММОМА, Гоголевский б-р, 10