Фантастическая драма культового режиссера и не менее культового писателя-фантаста появится на больших экранах страны уже 19 декабря.
Что мы знаем о фильме, снятом по мотивам романа Станислава Лема и получившем Гран-при жюри и приз международной ассоциации кинопрессы FIPRESCI на Каннском кинофестивале?
Тарковский и Лем
Об экранизации «Соляриса» режиссер задумался в 1968 году, сразу после выхода «2001 год: Космическая одиссея» Кубрика и двухсерийного телеспектакля Бориса Ниренбурга с одноименным названием. Осуществить задуманное удалось не сразу. Сценарий отклонял то худсовет, то Станислав Лем, который не принял фильм даже после его выхода в прокат. На встрече с режиссером он даже подчеркнул, что в его романе есть все, что нужно, так что незачем наполнять его «отсебятиной». Автору романа не понравилось, что Андрей Тарковский сместил акцент с научной составляющей на взаимоотношения героев в ущерб глубокой философии первоисточника. Более того! После премьеры «Соляриса» в одном из интервью Лем заметил, что Тарковский сделал камерное кино на тему «преступление и наказание» про родственников главного героя, а вовсе не его «Солярис».
Авторитетный консультант
Прежде чем разрешить съемку, чиновники «Мосфильма» поставили Тарковскому условие: пригласить авторитетного консультанта. Им стал легендарный Иосиф Шкловский, астроном и астрофизик, автор работ на тему существования инопланетных цивилизаций. Сложность заключалась в том, что хоть Иосиф Самуилович и любил искусство, кинодеятелей воспринимал с прохладцей… Но друзья-гуманитарии все-таки убедили его поддержать режиссера. В лютый мороз Шкловский собрал представителей астрономической общественности (около 15 человек) и привез их на «Мосфильм». Пропуска заказаны не были — обсуждение перенесли, при этом Шкловского об этом не уведомили. В общем, группа научных товарищей потолкалась у окошка бюро пропусков и разошлась восвояси. Астрофизик даже сетовал, что Тарковский так и не извинился перед ним за этот инцидент, между тем… сценарий «Соляриса» одобрил, прислал отзыв, что со стороны науки претензий нет.
На съемочной площадке
На роль психолога Криса Кельвина пригласили Донатаса Баниониса, который на тот момент уже прочитал «Солярис» и был рад поработать с Тарковским. Потом он признался, что работать было интересно, но сложно: Тарковский был немного странным и очень… вспыльчивым. Плюс у Баниониса были сомнения, что массовый зритель по достоинству оценит философско-эстетскую картину. На роль Хари в итоге выбрали 20-летнюю Наталью Бондарчук, которую Тарковский заметил в драме Ларисы Шепитько «Ты и я» (1971). На съемочной площадке разгорелся бурный роман, но Тарковский не ушел от жены. В итоге — попытка самоубийства Натальи, ее развод и новый брак с Бурляевым.
Музыка Эдуарда Артемьева
Зная, что Артемьев экспериментирует с электронной музыкой, Тарковский решил обратиться именно к нему. Любимый композитор Никиты Михалкова, которого он любовно называет «Леша» (именно это имя Эдуард Николаевич получил при крещении), по просьбе Тарковского по-своему переосмыслил фа-минорную хоральную прелюдию Баха для фильма, придав ей "космическое звучание». Так появилось произведение «Слушая Баха (Земля)». Композитор разделил свою работу на естественные и космические звуки. Последние он представил в виде полифонии из оркестровой музыки, звуков синтезатора, хорового пения и колоколов. Голоса природы Артемьев и Тарковский искали вместе. Можете ли вы себе представить: режиссер забраковал несколько десятков шумов листвы! А ведь в фильме, как мы понимаем, это были не единственные звуки…
Таланты и поклонники
В советском прокате «Солярис» окупился на 90% и даже получил высшую прокатную категорию — беспрецедентный успех за всю творческую карьеру Тарковского, только вот зрители уходили с сеансов, так и не досмотрев шедевр до конца. Тоска, тягомотина, непонятно что, не разберешь… Неужели Банионис был прав? Массовому зрителю оказались не близки сложно сделанные эстетские находки режиссера? И это при том, что было продано 10 миллионов билетов. Нет пророка в своем Отечестве, и по традиции «Солярис», как и другие фильмы Тарковского, был хорошо принят за рубежом. В доказательство — Гран-при жюри и приз международной ассоциации кинопрессы FIPRESCI на Каннском кинофестивале в 1972 году.
Содерберг, его «Солярис» и Лем
В 2002 году своего «Соляриса» показал миру Стивен Содерберг, про который Станислав Лем написал: «…Я думал, что худшим был „Солярис“ Тарковского… я не предполагал, что этот болван, извините, режиссер, выкроит из этого какую-то любовь, это меня раздражает». «Любовь», между прочим, сыграли Наташа Макэлхон и сам Джордж Клуни.