Фантастическая драма культового режиссера и не менее культового писателя-фантаста появится на больших экранах страны уже 19 декабря.
Что мы знаем о фильме, снятом по мотивам романа Станислава Лема и получившем Гран-при жюри и приз международной ассоциации кинопрессы FIPRESCI на Каннском кинофестивале?
Тарковский и Лем
Об экранизации «Соляриса» режиссер задумался в 1968 году, сразу после выхода «2001 год: Космическая одиссея» Кубрика и двухсерийного телеспектакля Бориса Ниренбурга с одноименным названием. Осуществить задуманное удалось не сразу. Сценарий отклонял то худсовет, то Станислав Лем, который не принял фильм даже после его выхода в прокат. На встрече с режиссером он даже подчеркнул, что в его романе есть все, что нужно, так что незачем наполнять его «отсебятиной». Автору романа не понравилось, что Андрей Тарковский сместил акцент с научной составляющей на взаимоотношения героев в ущерб глубокой философии первоисточника. Более того! После премьеры «Соляриса» в одном из интервью Лем заметил, что Тарковский сделал камерное кино на тему «преступление и наказание» про родственников главного героя, а вовсе не его «Солярис».
![]()
Авторитетный консультант
Прежде чем разрешить съемку, чиновники «Мосфильма» поставили Тарковскому условие: пригласить авторитетного консультанта. Им стал легендарный Иосиф Шкловский, астроном и астрофизик, автор работ на тему существования инопланетных цивилизаций. Сложность заключалась в том, что хоть Иосиф Самуилович и любил искусство, кинодеятелей воспринимал с прохладцей… Но друзья-гуманитарии все-таки убедили его поддержать режиссера. В лютый мороз Шкловский собрал представителей астрономической общественности (около 15 человек) и привез их на «Мосфильм». Пропуска заказаны не были — обсуждение перенесли, при этом Шкловского об этом не уведомили. В общем, группа научных товарищей потолкалась у окошка бюро пропусков и разошлась восвояси. Астрофизик даже сетовал, что Тарковский так и не извинился перед ним за этот инцидент, между тем… сценарий «Соляриса» одобрил, прислал отзыв, что со стороны науки претензий нет.
![]()
На съемочной площадке
На роль психолога Криса Кельвина пригласили Донатаса Баниониса, который на тот момент уже прочитал «Солярис» и был рад поработать с Тарковским. Потом он признался, что работать было интересно, но сложно: Тарковский был немного странным и очень… вспыльчивым. Плюс у Баниониса были сомнения, что массовый зритель по достоинству оценит философско-эстетскую картину. На роль Хари в итоге выбрали 20-летнюю Наталью Бондарчук, которую Тарковский заметил в драме Ларисы Шепитько «Ты и я» (1971). На съемочной площадке разгорелся бурный роман, но Тарковский не ушел от жены. В итоге — попытка самоубийства Натальи, ее развод и новый брак с Бурляевым.
![]()
Музыка Эдуарда Артемьева
Зная, что Артемьев экспериментирует с электронной музыкой, Тарковский решил обратиться именно к нему. Любимый композитор Никиты Михалкова, которого он любовно называет «Леша» (именно это имя Эдуард Николаевич получил при крещении), по просьбе Тарковского по-своему переосмыслил фа-минорную хоральную прелюдию Баха для фильма, придав ей "космическое звучание». Так появилось произведение «Слушая Баха (Земля)». Композитор разделил свою работу на естественные и космические звуки. Последние он представил в виде полифонии из оркестровой музыки, звуков синтезатора, хорового пения и колоколов. Голоса природы Артемьев и Тарковский искали вместе. Можете ли вы себе представить: режиссер забраковал несколько десятков шумов листвы! А ведь в фильме, как мы понимаем, это были не единственные звуки…
![]()
Таланты и поклонники
В советском прокате «Солярис» окупился на 90% и даже получил высшую прокатную категорию — беспрецедентный успех за всю творческую карьеру Тарковского, только вот зрители уходили с сеансов, так и не досмотрев шедевр до конца. Тоска, тягомотина, непонятно что, не разберешь… Неужели Банионис был прав? Массовому зрителю оказались не близки сложно сделанные эстетские находки режиссера? И это при том, что было продано 10 миллионов билетов. Нет пророка в своем Отечестве, и по традиции «Солярис», как и другие фильмы Тарковского, был хорошо принят за рубежом. В доказательство — Гран-при жюри и приз международной ассоциации кинопрессы FIPRESCI на Каннском кинофестивале в 1972 году.
![]()
Содерберг, его «Солярис» и Лем
В 2002 году своего «Соляриса» показал миру Стивен Содерберг, про который Станислав Лем написал: «…Я думал, что худшим был „Солярис“ Тарковского… я не предполагал, что этот болван, извините, режиссер, выкроит из этого какую-то любовь, это меня раздражает». «Любовь», между прочим, сыграли Наташа Макэлхон и сам Джордж Клуни.
![]()









