Дизайнер и его муза: Александр Сирадекиан и бизнесвумен Ольга Мягких — в новогодней фотосессии в Новом Театре в усадьбе Салтыковых-Чертковых
29 декабря 2023
Татьяна Сабуренкова главный редактор и основатель Posta-Magazine, ведущая рубрики «Качество жизни»
Очень красивая традиция есть у создателей знаменитого мероприятия Met Gala в нью-йоркском Метрополитен-музее: там дизайнеры каждый год выбирают, с кем из любимых героев они хотят появиться на красной дорожке. Мы на Posta-Magazine решили начать новую рубрику «Дизайнер и его муза» — о тех творческих союзах, за которыми нам интереснее всего наблюдать в течение года. Муза — героиня, которая вдохновляет художника, поэта, писателя. Вдохновляет на то, чтобы творить, украшая мир вокруг. Первыми героями рубрики стал дизайнер Александр Сирадекиан и старший вице-президент корпорации «Синергия», генеральный директор Global Advisory: Синерджи Траст, кандидат экономических наук и просто красивая женщина Ольга Мягких.
Татьяна Сабуренкова: Александр, получается, ты создавал эту коллекцию именно под Олю и ее типаж? Или ты вдохновлялся локацией?
Ольга Мягких: Локация заранее была неизвестна: то ли Москва, то ли Тбилиси, а может, Питер?
Александр Сирадекиан: Да, так что наряды я делал именно под Олю.
Оля, а как ты отреагировала на эту идею? У тебя же на съемке совершенно не похожий на жизнь образ, одни парики чего стоят. Доверяла, но проверяла или просто поверила?
А. С.: Ты бы видела ее глаза, когда я вытащил из коробки первый парик! (Смеется.)
О. М.: Да, как сказал Алик, в моих ненакрашенных глазах сквозил полный ужас. (Смеется.)
А. С.: Но потом она поняла замысел полностью — и доверилась творческому процессу.
О. М.: И отпустила. Потому что Алика я знаю лет 25, с Russian Fashion Week, я работала там, когда он был хедлайнером этой Недели моды. Я была вице-президентом и работала коммерческим директором, с Александром Шумским, на Russian Fashion Week. И я помню этот показ Fresh Art! Сумасшедшие идеи — и невероятное шоу. Помню первый ряд, где у Игоря Крутого на коленях сидел Тимати, потому что сесть было просто негде!
А. С.: Четыре тысячи человек на показе Fresh Art на Васильевском спуске, такое сегодня у нас просто сложно представить.
О. М.: Красная площадь, Киркоров, самые громкие звезды, сколько же это было нервов! Вот тогда мы и познакомились с Аликом. Я сразу поняла, что он невероятно талантлив и что его творческому чутью можно доверять. Всегда.
А. С.: А потом… почти 20 лет мы не виделись, жизнь как-то не сталкивала. А снова встретились на одном из мероприятий фонда «Друзья». Помню тот момент: я заметил туфли своего дизайна на одной из девушек и… начал их фотографировать. А тут бац, да я же ее знаю!
О. М.: И я не сразу его узнала. Было в голове какое-то несоответствие между образом бренда и им самим.
А. С.: Потому что мы были жуткими хулиганами на Неделе моды!
О. М.: А потом я скупила у него все туфли, приехала в ателье и увидела, что там висит еще и одежда, хотя Алик это совсем не пиарил.А ведь он придумывает образы и для клиентов, и для супруги Лизы с детьми.
А. С.: Я познакомил Олю не только с кутюрными туфлями но и с работами нашего ателье, показал эскизы. А она в ответ: хочу, хочу, хочу… И понеслось! Почему, когда ты предложила мне идею рубрики «Муза и дизайнер», я подумал именно про Олю? Потому что только правильная, настоящая муза никогда не говорит, чего именно она хочет. Это обычный клиент рассказывает, чего он от меня ждет, что ему идет. А муза говорит: «Делай, что хочешь — я готова к экспериментам!».
Оля, а расскажи читателям Posta о себе? У тебя столько должностей… Ты, наверное, ходишь с 3–4 разными визитками?
О. М.: Мы с Аликом познакомились в то прекрасное время, когда я занималась модой. Но — с коммерческой точки зрения. Я считала и считаю, что модную индустрию у нас в стране нужно развивать. И, кстати, сейчас — с закрытием границ и уходом иностранных дизайнеров с нашего рынка — наступило золотое время для нашего дизайна. А ведь когда-то мир вообще о нас не знал. Когда мы впервые в те времена привезли российских дизайнеров в Милан, в Нью-Йорк, сделали выставки в Париже — это был прорывной момент. И мне всегда в жизни нравится «прорывать» действительность. После Недели моды судьба меня свела с прекрасными людьми — с семьей основателя Coca-Cola и McDonald’s в Канаде и России Джорджем и Крэйгом Коханами, и мы привезли в Россию Cirque du Soleil.
Вот с этим получился куда сильнее прорыв, чем с Russian Fashion Week, при всем уважении к создателям. На шоу Cirque du Soleil первое время невозможно было попасть!
О. М.: Да! И, представляешь, мы привезли в Россию шоу, каждое из которых стоило в производстве от 50 миллионов долларов! И, кстати, в шоу по всему миру обычно задействовано 30–40 % русскоязычных артистов. Говорит, конечно, о нашем уровне подготовки. В общем, тогда мы привезли в Россию практически все мировые постановки. Хотя получить шоу на новую страну было практически невозможно. Лично я была директором по международным альянсам — занималась всем спонсорством и согласованием шоу. Россия в плане продажи билетов была крайне успешна, с нами мог сравниться только китайский рынок, потому что заполняемость залов составляла 98 % — причем независимо от площадки. Наши амбициозные планы, конечно, загасила пандемия, но в моде, в цирковом искусстве, в балете любые трудности — это стимул к развитию.
А что было в твоей карьере дальше?
О. М.: После Cirque du Soleil меня захватил спорт! Банк ВТБ пригласил меня в качестве управляющей девелоперскими проектами, управляющей «ВТБ Арена». Я занималась реконструкцией стадиона «Динамо»: пришла на стадии котлована! Работа с ведущими архитекторами мира, величайшими умницами и звездами — это Дэвид Маника и Сергей Чобан. Это, кстати, был самый экологичный проект в России, мы много наград получили за sustainability. В том числе мы первый и единственный российский проект, который получил «Оскара» в сфере недвижимости и девелопмента — премию MIPIM в Каннах. После нас долгое время ни один русский проект не мог этим похвастаться. Это уже потом, в других номинациях, появился парк «Зарядье». А нас тогда выбрали за инновации, за технологичность, за экологичность. Обширный опыт работы в банковской сфере продолжился в сотрудничестве в качестве Советника Президента Россельхозбанка. А в декабре этого года приказом Министра спорта я была награждена медалью Министерства спорта РФ как выдающийся деятель за вклад в развитие физической культуры и спорта нашей страны.
Когда ты поняла, что готова брать на себя такие масштабные проекты? Ты с детства думала, что море по колено — или ты долго в себе это развивала всякими тренингами и прокачками?
О. М.: Я благодарна своей семье: основы такого характера заложил папа. Он был министром образования: так что перфекционизм у нас в крови. Папу, кстати, зовут Виталий Тореадорович, Тореадор — отсылка к популярной тогда опере «Кармен»: «Тореадор, смелее в бой…» Папа поднял мою планку мироощущения — и я с детства знала, что могу все или почти все. Кстати, ты знала, что слоган Cirque du Soleil — «Невозможно — это только слово»? Вот так и у меня. (Улыбаясь.)
Увидев этих акробатов и артистов, которые без страховки прыгают на 30-метровых высотах и тренируются каждый день, понимаешь, что уж со стадионом-то я справлюсь! (Улыбается.)
Что было после ВТБ?
О. М.: В ВТБ частью моей работы было также сотрудничество со всеми мировыми продюсерами, спикерами, спортивными организациями, спортивными обществами — и я познакомилась с чудесной командой «Синергии». Это крупнейший и старейший частный ВУЗ в России, номер 1 в рейтинге частных ВУЗов по версии «Интерфакс»: 35 факультетов, более 200 000 обучающихся, более 1000 образовательных программ. Это наш Йельский университет, у которого есть колледж, есть МВА, есть школа бизнеса… Часть ребят из правления Сколково входят в наш совет директоров — так что с ними у нас не конкуренция, а партнерство. Я в «Синергии» занимаюсь целым рядом образовательных проектов в области искусства и спорта, но основное — это, конечно, финансы, потому что образование у меня финансово-юридическое, я кандидат экономических наук. Спасибо папе! (Смеется.)
Папа мне так сказал: пока ты не кандидат, во-первых, нельзя выходить замуж, а во-вторых, ты не человек! А мне очень хотелось замуж, поэтому я стала очень молодым кандидатом наук. Муж меня уже ждал!
Красавица и кандидат наук. Это, черт возьми, вдохновляет! Александр, как ты относишься к умным женщинам? Красивых мы все любим. А умных? С ними ведь куда сложнее.
А. С.: Мне повезло: вокруг меня много интересных и умных людей. И я считаю, что красота должна быть поддержана прекрасным внутренним миром, иначе этой красотой будет сложно управлять — и ты можешь просто ее в какой-то момент потерять. От умных женщин я, в первую очередь, заряжаюсь энергией. И надеюсь, что и от меня есть толк, не только туфли или платья. (Улыбается.) Я хочу соответствовать и дарить им те же эмоции, которые получаю от них.
О. М.: Наряды Алика придают уверенности, сил, дают новое ощущение себя как женщины. И даже ощущение себя в бизнесе. Встречают по одежке, и когда ты стильно, красиво, хорошо одета — сразу есть контакт. Алик, я тебе так благодарна, что ты нашелся! (Смеются.)
Между элегантностью и скучностью, между сексапильностью и пошлостью — тонкая грань. Как ее не перейти?
А. С.: А это не от дизайнера зависит, а от героини — как она этот образ подаст.
У нас мало примеров деловых женщин, которые любят светскую жизнь. Мало кто понимает, как это комбинировать, плюс попасть в светскую тусовку не так просто. Другими словами, в нашей светской хронике по-прежнему мало успешных занятых женщин. Почему?
О. М.: У меня как у человека, который много времени провел в банковской среде, есть понимание, что в этой должности необходим более закрытый образ. Но я, например, активно играю в гольф, выхожу на светские мероприятия, для меня это возможность более неформального общения в своем кругу — в такой обстановке порой и дела обсуждать легче. На вашем Сhristmas Gala Dinner, например, я встретилась с моим давним другом Максимом Кашириным — владельцем и президентом Simple Group — за десять минут удалось обсудить половину своей жизни и всех новостей — и еще заделы на 2024 год. Так что светские встречи работают!
Новый год — время строить планы и как-то себя пересобирать. Какие полезные книги ты бы посоветовала для прокачки себя, книги, которые заряжают на успех?
О. М.: В «Синергии» у нас есть своя типография, мы занимаемся выпуском бизнес-литературы и отбираем лучших, привозим известных бизнес-тренеров, спикеров мирового уровня. И, конечно, это все стоит на моей книжной полке. Сейчас я поглощена книгой Terra Incognita, которую банк ВТБ выпустил к Новому году. В сегодняшнем мире очень сложно усадить за один стол одновременно экспертов из России, США, Китая, Германии, Франции, Бразилии, Австрии, в книге все страны представлены видными экономистами и учеными. Книга наполнена размышлениями о возможных путях развития мира. Это отличный пример того, что для обсуждения нашего будущего можно и, главное, нужно находить общий язык. Чудесная почва для собственных размышлений о возможностях находить устойчивость в таком неустойчивом мире от сильнейших мировых экспертов. Лучшая литература под Новый год!
Меня очень вдохновляет театр. Нашу съемку мы проводим в очень особенном месте — Новом Театре, попечителем и партнером которого выступает Корпорация «Синергия». Театр расположен в усадьбе Салтыковых-Чертковых — и это один из ключевых архитектурных объектов старой Москвы. У усадьбы есть свой genius loci, т. е. гений места. Здание когда-то принадлежало коллекционеру книг Александру Дмитриевичу Черткову. Здесь работали Николай Гоголь, Василий Жуковский, Михаил Загоскин, Михаил Щепкин, Григорий Данилевский. Лев Толстой изучал материалы для романа «Война и мир», а Александр Пушкин встретил здесь прототип будущего Евгения Онегина. Сюда приезжал Константин Циолковский — именно здесь зарождался русский космос. Также в усадьбе работали Антон Чехов, Владимир Гиляровский, основатель театрального музея Алексей Бахрушин и создатели Московского Художественного театра — Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Так что усадьба стала не только местом зарождения русского космоса, но и в каком-то смысле русского театра. И именно поэтому усадьба Салтыковых-Чертковых стала органичным домом для Нового Театра. В ее архитектурную память заложено величие смыслов русской культуры.
Сегодня именно это пространство наиболее гармонично для воплощения новых творческих идей, последовательно продолжающих те, что зарождались здесь прежде. Мы чувствовали глубину эпох и великие тени прошлого во время съемок — без преувеличения!
Каких дизайнеров ты еще любишь? Представим, у тебя есть пару дней в Париже, куда ты зайдешь в первую очередь? И какие у тебя есть fashion-привычки: только в определенные магазины ходишь или видишь симпатичный бутик незнакомого бренда — обязательно заглянешь?
О. М.: Со мной опасно ходить в магазины: как говорят про красивых женщин — «Подлецу все к лицу». (Смеется.) Мне многое нравится и многое идет. Но особенно люблю Saint Laurent — этот стиль мне близок, и мне нравятся их аксессуары. Люблю Alaïa — они прогрессивные, интересные и необычные, в их вещах всегда выделяешься. Ну и в Париже я, безусловно, забегу на Place Vendôme в Bvlgari, Cartier. При этом ведь Россия — страна, богатая на камни, у нас есть якутские бриллианты, и мы с Аликом даже обсуждали возможность создания специальной коллекции ювелирных украшений.
Если говорить о крупных камнях — ты их покупаешь как инвестицию или ты их носишь?
О. М.: Я их ношу. И при этом я их покупаю как инвестицию с точки зрения качества, величины, сертификата и так далее.
А как ты относишься к лабораторно выращенным камням?
О. М.: Говорят, эта новая культура потребления ювелирных изделий позволяет молодежи освобождать сэкономленные средства для путешествий, образования, инвестиций в недвижимость. Но в моем случае — безальтернативно, я — за настоящих и вечных друзей девушек — бриллианты.
Александр, какие места ты можешь назвать — отели, рестораны, куда хочется одеться красиво?
А. С.: Я бы назвал города. Потому что, в первую очередь, одеваться красиво хочется в Москве. Тут каждый день есть повод одеться в стиле black tie! Париж тоже вдохновляет своей красотой. И Тбилиси.
О. М.: А я назову любимые бутики! В отеле Faena в Майами я нашла совершенно потрясающий бутик одежды, они скупают классные образы по всему Карибскому бассейну — и это что-то невероятное. Это пляжная одежда — и она нарядная. А еще я люблю Марракеш и отель La Mamounia — там точно хочется наряжаться. Эти стены помнят столько мировых звезд! У них даже есть свое шампанское — Mamounia Taittinger. Ну и, конечно, Нью-Йорк, Пятая авеню. И «Красотка»! Я жила в том самом отеле Beverly Wilshire, каталась в том самом лифте. Я ездила туда на переговоры с NBA — и в то же время там жили люди, съехавшиеся на премию «Золотой глобус» — были и Ричард Гир, и Диана Крюгер, с которой мы в одном из магазинов примеряли одни и те же туфли Charlotte Olympia.
«Снимите эти туфли, они мне очень нужны к образу» — говорит Дайана Крюгер. «Я из России — и я принципиально уеду с этими туфлями домой», — отвечаю я. И уехала! (Смеется.)
А Том Круз оказался очень маленького роста. Он шел с тенниса — без своих скрытых каблуков.
А. С.: Кстати, я тебя, Оля, без каблуков никогда не видел…
О. М.: Я никогда никуда и не приходила без каблуков. Без каблуков мне кажется, что я падаю назад. А недавно мой ортопед сказал мне, что это просто спасение для позвоночника высоких женщин. Не знаю, правда ли это, но мне каблук помогает держать ногу без плоскостопия. А началась моя жизнь на каблуках с Эвелины Хромченко, с которой я познакомилась, когда меня принимали на работу на Неделю моды. Это был практически эпизод из «Дьявол носит Prada»: я надела все лучшее и сразу, кожаный корсет Gucci, юбку-карандаш, шпильки… «И часто вы так одеваетесь? — спросила Эвелина? — Во-первых, все это надо снять. Во-вторых, в офисе мы ходим только на шпильках». Я говорю: «Это не проблема». И затем она говорит: «Вы знаете, какой у нас корпоративный вид спорта? Керлинг». Я сижу и думаю: не знаю, что это — но научусь! (Смеется.) А самым ярким на Неделе моды был Сирадекиан! Я помню это яркое модное трио Fresh Art — жуткие хулиганы, взрыв мозга, бесконечный креатив, прелестно и ужасно одновременно. Я думала тогда: что это за марсиане?
При этом невозможно поверить, что вот этот Александр — это из того же трио Fresh Art. По мне так — два разных человека.
О. М.: Именно! Кстати, в Новый год особенно хочу подчеркнуть, что очень люблю таких героев, как Алик — когда человек с потрясающими семейными ценностями. Я очень люблю, уважаю его семью — и жену Лизу, и прекрасных дочерей Вивьен и Эммануэль. Видишь их — и невероятно тепло на душе. Все, что он делает, он делает, чтобы сделать человека счастливым. В его вещах заложена какая-то дополнительная кармическая удача и магия. За это и люблю, и восхищаюсь, и равняюсь.
Idea: Tatiana Saburenkova Style: Aleksander Siradekian Model: Olga Mygkikh Photo: Nikolai Zverkov Photo backstage: Liza Sharikova Video: Stanislav Egorov Make up and hair: Rustam Satibalov Total looks: AleksanderSiradekian