Персоны

Дом Сержа Генсбура станет музеем: вспоминаем талантливого хулигана

Дом Сержа Генсбура станет музеем: вспоминаем талантливого хулигана

В этом году исполняется 30 лет со дня смерти Люсьена Гинзбурга, известного нам под именем Серж Генсбур, одного их самых почитаемых музыкантов и поэтов не только в родной Франции, но и в мире. Сын еврейских эмигрантов из Феодосии, перебравшихся во Францию после Октябрьской революции, хотел стать художником, но стал автором, композитором и исполнителем в самых разных музыкальных жанрах, попробовал свои силы на литературном поприще, в качестве режиссера снял четыре фильма и был сценаристом в пяти, сыграл более чем в 15 картинах и написал музыку более чем к 40 фильмам. Удивительно, что хотя мы и знаем его в большей степени как исполнителя, песни он считал искусством второстепенным… в отличие от живописи.

Великий провокатор, хулиган и секс-символ 60-х, художник во всех смыслах этого слова, человек с потрясающей харизмой, которого при этом очень сложно назвать красавцем, ушел из жизни в Париже, в своей постели. Причиной стала не «очень простая болезнь — слишком сильная усталость, чтобы жить дальше», как он предполагал, а пятый по счету сердечный приступ. Теперь в его доме в 7-м округе Парижа на улице Верней сделают музей — как и хотела его дочь от Джейн Биркин Шарлотта Генсбур. Открытие, не состоявшееся в начале марта по причине коронавирусных ограничений, перенесли на осень. Дом легенды легко узнать по граффити на ограде.

Дом Сержа Генсбура станет музеем: вспоминаем талантливого хулигана

В центре своеобразного алтаря портрет Сержа и строки песни Plus tu crie и Aux armes et cetera, которую он исполнил в ритме регги перед воинственно настроенными патриотами.


В доме, купленном Генсбуром в 1968 году, весьма театральный антураж — отображение взрывного характера владельца — и огромное количество вещей, которые переполняют пространство, не оставляя места для маневра. Для удобства посетителей, которые придут почтить память Сержа, Шарлотта приобрела помещение по соседству, в подвалах которого сделают экспозицию. Она говорит, что долгое время сохраняла это место для себя, но теперь готова разделить его с другими.

Дом Сержа Генсбура станет музеем: вспоминаем талантливого хулигана

Люсьен, которого дома называли попросту Лулу, на пути к славе в 50-е изменил фамилию и имя — решил называться Сержем, что было данью уважения Рахманинову. Первое знакомство с музыкой мальчик получил в семье: отец был талантливым пианистом и композитором, мать — камерной певицей. Он пережил оккупацию, преподавал в школе и учился в Академии Монмартр живописи, но художником не стал и с досады даже сжег большую часть собственных картин. На жизнь Серж долгое время зарабатывал, играя в кабаре и барах, единственное — в чем ему тогда и потом колоссально везло — внимание женщин.

Его первой женой стала Елизавета Левицкая из дворянского рода, через год после развода с которой — в 1958-м — и вышел его первый альбом Du chant a la une! Публика привыкала к нему постепенно, а его имя в сознании масс, кажется, окончательно закрепилось в 1965 году, после победы на «Евровидении» Франс Галль с композицией Poupée de cire, poupée de son, написанной Генсбуром.

Дом Сержа Генсбура станет музеем: вспоминаем талантливого хулигана

Второй женой музыканта стала Франсуаз-Антуанетт Панкрацци, которую часто называли «княгиня Голицына», так как в первом браке она была замужем за Георгием Голицыным. После развода с Франсуаз Серж больше не вступал в брак, но продолжал будоражить общественность любовными приключениями. Через год после развода — в 1967-м — СМИ начали трубить о романе с Брижит Бардо. Но ее муж Гюнтер Сакс, красавец и миллионер, не верил до последнего, оказалось — зря. Актриса вспоминала, что это была безумная любовь, чувство, которое бывает только во сне! В память об этих отношениях Серж написал несколько композиций, одна из которых — Bonnie & Clyde — стала хитом. Но только в 1986 году, когда вышла в свет — по просьбе Бардо Гинсбур придержал релиз почти на 10 лет.

Дом Сержа Генсбура станет музеем: вспоминаем талантливого хулигана

После расставания с актрисой, портрет которой до сих пор украшает дом Сержа, он долгое время был в страшной депрессии, буквально сходил с ума и вернулся в норму благодаря роману с Джейн Биркин — вместе они были целых 10 лет. Они быстро стали самой модной парой страны и в 1969 году выпустили совместный сингл Je t’aime… moi non plus, который стал самым продаваемым в стране! Папа Римский официально запретил откровенную композицию со стонами Биркин, напоминающими оргазм, ее отказывались ставить на многих радиостанциях Европы, но песня все равно стала мировым хитом. Когда пристрастие Генсбура к алкоголю стало серьезной проблемой, пара рассталась — он пустился во все тяжкие. В его песнях все чаще стали возникать темы смерти, насилия, секса. Переслушайте альбомы Love on the Beat (1984) и You’re under Arrest (1987) и убедитесь — мы не голословны.

Следующим большим увлечением музыканта стала модель, актриса и певица Каролин Паулюс (Бамбу), внучка того самого генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса, взятого в плен после Сталинградской битвы.

Дом Сержа Генсбура станет музеем: вспоминаем талантливого хулигана

Многогранность таланта Генсбура не дает ограничить масштаб его личности каким-то одним амплуа, но мы знаем Сержа, конечно, в первую очередь как музыканта, каждый день эпатировавшего пуританское общество даже не яркими экзальтированными поступками вроде двусмысленных предложений 22-летней Уитни Хьюстон в прямом эфире, а стилем собственной жизни. Именно за то, что он был собой, его и любили, и ненавидели. Его похоронили 7 марта 1991 года рядом с родителями на кладбище Монпарнас, а его давняя подруга Катрин Денев прочла над могилой стихотворение Сержа Fuir le bonheur de peur qu’il ne se sauve, первые строки которого призывают бежать от счастья, пока оно само не убежало от вас. В надгробной речи Франсуа Миттеран назвал Генсбура Бодлером и Аполлинером, напомнил, что он возвел песню в ранг искусства… Но мы любим его не только за это.


Портрет в цитатах


Кавычки

«Уродство в некотором смысле превыше красоты, потому что оно не проходит».

Кавычки

«Я люблю ночь — в темноте мои мысли светлее».

Кавычки

«Я никогда не думал о смерти до инфаркта. А в тот момент сказал себе: „От жизни нет противоядия“».

Дом Сержа Генсбура станет музеем: вспоминаем талантливого хулигана

«На женщин я не обижаюсь! С ними всегда все заканчивается плохо, даже если и не так драматично… В глубине души я их ненавижу».

Кавычки

«Я не от мира сего. Я вообще ни от какого мира».

Кавычки

«Я достиг успеха во всем кроме собственной жизни».

Кавычки

«Дружба — явление гораздо более редкое, чем любовь — и требующее полной отдачи».

Кавычки
11 марта 2021
Posta-Magazine для раздела Персоны