Фотографии в стиле «селфи», наводнившие социальные сети, становятся настоящим «визуальным дневником» повседневности.
Еще немного —
и страницы современной истории будут
«записаны» именно таким способом!
Мы живем в век селфи. Быстрый автопортрет, сделанный с помощью камеры смартфона и тут же выложенный в социальную сеть, — это способ постоянной коммуникации, способ рассказать кто мы, где мы, чем занимаемся. Это — новый визуальный жанр, у которого есть строгие законы. Вы можете не признавать это искусством, да и не относятся к нему миллиарды одинаковых картинок с надутыми губками или «играющими» мускулами, но игнорировать по-настоящему яркие кадры просто не можете. К тому же селфи — не привычный для искусства автопортрет: это спонтанность, мгновенные бытовые зарисовки и дело не художников, а обычных людей. А материала по новому «искусству» хватит не на одну диссертацию и десяток выставок!
Селфи: зри в корень
Селфи появились задолго до смартфонов. Еще на пленку люди снимали сами себя, часто — просто чтобы «дощелкать» катушку. Но еще раньше было гениальное «пре-селфи» Эшера, который в 1935 году создал литографию «Рука с отражающим шаром», также известную под названием «Автопортрет в сферическом зеркале». Именно на этом автопортрете создается ощущение, что Эшер смотрит на себя в упор. А в 1523-24 годах итальянский живописец Франческо Пармиджанино создал «Автопортрет в выпуклом зеркале». Жаль, что он еще не знал слова «селфи»!
Эшер
Франческо Пармиджанино
Селфи: законы жанра
Селфи, не считая тех, что сделаны в зеркале, всегда делаются на расстоянии собственной вытянутой руки, а потому на портрете эта рука обязательно присутствует. Истинные «приверженцы жанра» не считают портрет селфи, если вы делали фотографию двумя руками. Так что держите камеру высоко над собой, найдите идеальный наклон и не надувайте губы!
Селфи: стыдно или нет?
Принято считать, что селфи — признак нарциссизма и самолюбования, и, как обычно, упадка наций. Но так ли на самом деле аморально селфи? Марина Гальперина, которая вместе с куратором Кайлом Чайка запустила National #Selfie Portrait Gallery, считает, что все намного оптимистичнее. «Нарциссизм — это одиночество, не нужно обвинять „селфистов“ во всех смертных грехах. Селфи на смартфон человек делает из тех же побуждений, что и Рембрандт рисовал свой портрет. Чтобы выглядеть здорово. Селфи — это чаще все же способ общения, а не выход на ярмарку тщеславия». В конце концов — это просто «визуальный дневник» нашей повседневности.
Рембрандт
Селфи: урок истории
Некоторые селфи, пожалуй, — неплохая тема для обсуждения на уроке литературы или истории. Например, в июле прошлого года некий Джон Куирк выложил в сеть селфи, на первый взгляд ничем не выразительное: парень лет 20, какой-то подвал, широко открытые глаза, наушники… Но главное было в подписи: «Селфи из газовой камеры в Освенциме». Такой способ переосмыслить страшную историю 20 века тоже имеет право на существование. И может вызвать не меньше споров, чем какое-нибудь идеологически-выверенное эпичное кино о войне. Безусловно, существуют подобные фото из Чернобыля, Треблинки и других «черных точек» на нашей планете.
Селфи: меняемся мирами
Арт-критик Алишия Элер считает, что с помощью селфи обычные люди превратились в собственных фанатов и папарацци, а вот звезды экрана, наоборот, рады возможности лишний раз подчеркнуть, что они — обычные люди, которые купаются в море и наряжают елку. Впрочем, это тоже служит им пиаром.
Селфи: двойное дно
Самое знаменитое селфи 2013 года… никто не видел! Президент США Барак Обама, британский премьер-министр Дэвид Кэмерон и премьер-министр Дании Хелле Торнинг-Шмитт сделали селфи во время траурной церемонии прощания с Нельсоном Манделой. Селфи осталось в смартфоне Хелле, а мир увидел фото со стороны, сделанное фотокорреспондентом Agence France-Presse Роберто Шмидтом.
Селфи бывают постыдными и гениальными, но это не важно. Важно, что за ними будущее. И наши потомки будут составлять представление о нашей жизни именно по ним. Так что прямо сейчас — сделайте достойное селфи!