В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка одного из самых значительных современных художников — Шона Скалли.
Репродукции работ: предоставлено автором ©Sean Scully
Скалли выставляется в крупнейших музеях по всему миру, его работы включены среди прочего в коллекции Музея современного искусства, Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке и Галереи Тейт в Лондоне.
Уроженец Дублина, в 1949 году в четырехлетнем возрасте Шон Скалли с родителями переехал в Лондон, где и вырос в бедном рабочем районе. Сын парикмахера и певицы, он решил, что станет художником, уже в девять лет, посещая школу при католическом монастыре. Скалли вспоминает религиозную живопись в католических церквях как одно из самых сильных впечатлений детства — отнюдь не радужного, омрачаемого не только крайней бедностью семьи, но и сложными отношениями с родителями, которые, впрочем, дали импульс вырваться из семьи.
В начале 1960-х он работает в типографии и студии графического дизайна, вечерами занимаясь на курсах живописи, а позже получает полноценное художественное образование в одном из лондонских колледжей. Среди его любимых художников — те, для которых цвет был смыслообразующим элементом живописи: Анри Матисс, Винсент Ван Гог, Эмиль Нольде, Карл Шмидт-Ротлуф и другие модернисты. Студентом он долгие часы проводил перед картиной «Стул Ван Гога» в Национальной галерее — в этой работе голландского постимпрессиониста он видел то, что впоследствии станет главным объектом его собственного художественного исследования — визуализация нематериального. Пустой стул с оставленной на нем курительной трубкой — как знак небытия, вещественной опоры для человека, которого самого физически больше нет.
Абстракции Шона Скалли показывают — или, скорее, позволяют ощутить — внутренние структуры: жизни, человеческого общества, мироздания. Довольно резкий в высказываниях относительно социальных проблем, он часто говорит, что его искусство — политическое, именно потому, что его как художника интересуют не частности, а общие закономерности. Журналисты часто отмечают, что в начале 1980-х у Скалли, который тогда уже переехал в Америку, учился один из самых известных китайских диссидентов Ай Вэйвэй. В ремарках о своем бывшем студенте, о котором ему регулярно задают вопросы в интервью, Скалли неизменно подчеркивает разницу между его и своим подходом: Ай Вэйвэй с его массивными инсталляциями реактивен, то есть он создает искусство в ответ на некие события или привлекая внимание в какой-то конкретной болевой точке. Шон Скалли имеет дело с матрицей, то есть непосредственной причиной и истоком явлений. «Абстракция свободна, она связана с самими моделями мышления и потому независима от контекста. Более того, абстракция — это всегда нечто большее, она не замыкается на самой себе, а устремлена вовне. Полоса может быть продолжена в любом направлении, и именно в силу своей простоты она может быть всем, чем угодно».
Шон Скалли. Арль-Вечер-Винсент 2. 2015
Выставка «Лицом на Восток» в МАММ, в заглавие которой вынесено название одной из картин, объединяет работы с конца 1960-х до настоящего времени: как масштабные, составленные из нескольких холстов живописных полотен, так и небольшие по формату акварели. Цвет у Скалли не просто тактилен, он создает вокруг себя заряженное определенной энергией пространство — которое втягивает в себя зрителя или же, наоборот, выталкивает, как чужеродный элемент. Его живопись музыкальна по своей природе: ее внутренний ритм структурирует время и пространство, и, оказавшись в ее поле, зритель невольно подстраивается под ее вибрацию. Картина подпускает к себе на единственное возможное расстояние, не позволяя подойти ближе, чем нужно, или удалиться, потеряв с ней связь. Впрочем, эта связь сохраняется и за пределами выставочного зала. Однажды встретившись с искусством Скалли, навсегда остаешься в состоянии квантовой запутанности — есть такой не поддающийся объяснению феномен в квантовой физике. Его суть в том, что раз столкнувшиеся элементарные частицы продолжают воздействовать друг на друга за тысячи километров и даже миллионы световых лет. Работы Шона Скалли продолжают резонировать в буквальном смысле с телом зрителя даже на расстоянии. Этому можно найти логическое обоснование в физике, но некоторые вещи, пожалуй, стоит оставлять без объяснений.
Детали
До 31 января 2018 года
Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16