Культура

Арт-уикенд в Москве: рисунки Родена, Майоля и Деспио в фонде In Artibus

В фонде In Artibus проходит выставка «Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио» — камерный и даже в некотором смысле интимный проект, который по-настоящему открывается внимательному и никуда не спешащему зрителю.

В небольшом пространстве фонда представлено порядка 60 графических работ, а также скульптура из собрания коллекционера и издателя газеты The Art Newspaper Russia Инны Баженовой.

Эскизы скульптуры совершенно не похожи на воплощенные в бронзе, мраморе, гипсе или любом другом материале работы. Пожалуй, среди представленных на выставке рисунков лишь в набросках Майоля можно найти отдаленное напоминание о его скульптуре — или, скорее, узнаваемые черты женского типажа: тяжеловатые бедра, небольшая упругая грудь, сильные руки. Тем не менее по мере того, как взгляд скользит по слегка пожелтевшей от времени бумаге, воображение невольно достраивает эти образы, превращая в ранее виденные скульптуры.

Аристид Майоль
Обнаженная со спины 
Девушка с остроконечным пучком волос. 1900

Аристид Майоль

Обнаженная со спины

Девушка с остроконечным пучком волос. 1900

О творчестве Огюста Родена, Аристида Майоля и Шарля Деспио и их влиянии на развитие современной скульптуры написано немало искусствоведческих трудов — выставка в фонде In Artibus о другом: скорее о том, что значит быть скульптором. Казалось бы, простой вопрос, но ответ на него далеко не очевиден. «Совершенство статуи сказывается в том, что, куда вы ни положите руку, она у вас всегда будет лежать на объеме, — говорил Майоль. — Положите вы ее сюда или туда — она всегда ощущает выпуклость. Значит, форма всюду наполнена. Если рука всюду не ощущает объема — статуя не закончена». Скульптор предельно тактилен в своем восприятии мира, он видит и мыслит объемами и формами — что и становится понятным, когда рассматриваешь многочисленные рисунки: с каким вниманием скульпторы исследуют малейшие изменения позы, едва заметные повороты головы, напряжение мышц. И тут же следующая мысль: насколько совершенно и выразительно человеческое тело — вне зависимости от принятых в то или иное время канонов красоты.

В рисунках Родена — нежных, текучих, порой создающих впечатление абстракции — с особенной наглядностью заметно мышление скульптора: контуры тела его моделей как будто материализуются, постепенно проступают из воздуха, словно он, отсекая все лишнее в окружающей среде, проявляет скрытую в ней, изначально существующую форму.

Огюст Роден 
Женская фигура к «Вечному идолу». Маленькая модель
Обнаженная. 1898-1900

Огюст Роден

Женская фигура к «Вечному идолу». Маленькая модель

Обнаженная. 1898-1900

Больше всего в экспозиции рисунков Майоля: десятки стоящих, сидящих, застывших на корточках обнаженных — не только свидетельство кропотливого творческого процесса, но и настоящая ода женщине во всех ее проявлениях.

Графика Шарля Деспио, которого современники считали величайшим скульптором XX века, наиболее «скульптурна» из всех — в том смысле, что менее условна и схематична: телесность проступает в ней со всей натуралистичностью. Начинавший как помощник Родена, Деспио переводил его работы в мрамор. При этом даже под влиянием личности такого харизматичного мастера сохранил свою индивидуальность, что также отмечаешь на выставке: в двух представленных здесь скульптурах Деспио заметно определенное влияние Родена, но в этом нет и намека на подражательность, его линии и ритмы создают иное впечатление: созерцательности, медитативности, внутренней успокоенности, в то время как Роден — это почти всегда внутренняя буря.

Шарль Деспио. Вытянувшаяся обнаженная

Шарль Деспио. Вытянувшаяся обнаженная

Шарль Деспио
Стоящая обнаженная
Вакханка с поднятой правой ногой. 1929

Шарль Деспио

Стоящая обнаженная

Вакханка с поднятой правой ногой. 1929

При ярко выраженной индивидуальности каждого из трех скульпторов, в их работах чувствуется нечто, что их объединяет, — некий дух времени, в которое они жили. Причем почувствовать его можно, рассматривая только оригиналы — цифровые или печатные репродукции лишены живого дыхания автора, не знают тепла его рук, быстрых движений кисти или карандаша. А в тишине и приглушенном свете галереи возникает особая связь с произведениями художников и через них — с ушедшей эпохой.

Детали
Выставка работает до 15 апреля
Фонд In Artibus, Пречистенская наб., 17

 

 

 

01 марта 2018
Инна Логунова для раздела Культура