Фильмы о школе, снятые в Советском Союзе, вполне можно выделить в самостоятельный киножанр: при кажущейся простоте и наивности они поднимают чрезвычайно сложные, «взрослые» вопросы, а непрофессиональные дети-актеры играют до того убедительно, что не поверить им — невозможно.
В преддверии первого сентября рассказываем, на какие картины стоит обратить внимание тем, кто хочет вспомнить школьные годы, но уже устал пересматривать «Приключения Петрова и Васечкина» и «Вам и не снилось».
А если это любовь? (1961)
Режиссер: Юлий Райзман
Разумеется, утверждение, будто бы в СССР секса не было, не отражает реального положения вещей: в противном случае мы бы просто не появились на свет. Другое дело, что попытка вывести содержание фильма на разговор об интимной стороне отношений между мужчиной и женщиной практически всегда грозила запретом к показу. Тем удивительнее, что картину «А если это любовь?» на экраны все-таки пропустили. По сегодняшним меркам в ней не происходит ничего особенного: нынешние старшеклассники ведут себя значительно более раскованно. Но тогда, в шестидесятые, она вызвала бурную общественную дискуссию. И дело было не только в поцелуях: фильм Райзмана полностью развенчал идеализированный образ советской школы, а учителей представил не как мудрых наставников, а как свору ханжей, готовых растоптать не только ростки юношеской любви, но и право учеников на какую бы то ни было частную жизнь.
Урок литературы (1968)
Режиссер: Алексей Коренев
Мы привыкли, что в фильмах о школе на первый план почти всегда выходят ученики, а учителя играют роль скорее вспомогательных фигур, да и видим мы их в большей степени глазами детей. В фильме «Урок литературы» Алексей Коренев, известный по картине «Большая перемена», не просто подарил педагогу право на досуг и увлечения, а еще и представил его как человека сомневающегося, не до конца сформулировавшего свои жизненные идеалы, нуждающегося в поддержке не только старших коллег, но также самих школьников и их родителей. В результате история, которая начинается с решения молодого учителя Константина Михайловича всегда говорить только правду, заканчивается сакраментальной фразой: «Переходный возраст — это когда перестаешь задавать вопросы окружающим и начинаешь задавать их себе».
Внимание, черепаха! (1969)
Режиссер: Ролан Быков
Не было в Советском Союзе режиссера, который снимал бы детей лучше, чем Ролан Быков. Непостижимым образом он находил единственно верный подход к маленьким актерам и понятным языком объяснял им, что от них требуется на площадке. Конечно, его главным шедевром о школьной жизни останется абсолютно душераздирающий фильм «Чучело». Однако создать на экране конфликт между репрессированными подростками, в общем-то, проще, чем нащупать драму в беззаботной жизни первоклашек. Но Быкову удалось и это. «Внимание, черепаха!» маскируется под веселую, простодушную комедию со смешными, почти пародийными персонажами, а на деле оборачивается пронзительным фильмом о первом столкновении детей с жестокостью и отчаянной попытке ей противостоять.
Чудак из пятого «Б» (1972)
Режиссер: Илья Фрэз
Фильм, который как нельзя лучше подходит под определение «старое доброе советское кино». Пятиклассник Боря с лихой фамилией Збандуто получает ответственное задание: стать вожатым и во всем помогать шумной и назойливой малышне. Эксцентрик, фантазер и непоседа, Боря сперва тяготится новыми обязанностями и пытается скорее сыграть наставника, нежели действительно быть им. Однако со временем вроде бы мелкие, незначительные проблемы первоклашек начинают его занимать, и он с завидным рвением ищет ответы на их наивные, но, оказывается, очень непростые вопросы. Уютное, ностальгическое кино о том, как из веселых шалопаев рождаются великие педагоги.
Ключ без права передачи (1976)
Режиссер: Динара Асанова
Фильмы Динары Асановой сегодня называют модным словом «артхаус», однако в них нет карикатурных черт, свойственных фильмам, которые обычно попадают в эту прокатную нишу. Ни перекати-поля, курсирующего по пустынной улице, ни вычурной, надрывной музыки, ни нарочито глубокомысленных диалогов. Гораздо больше за героев картин Асановой говорит их молчание, а сама она мастерски умела нащупывать наиболее слабые, уязвимые стороны человеческой психики. Проводя жирную черту между миром детей и миром взрослых, Асанова тут же пыталась найти способ ее пересечь — так же, как делала это Марина Максимовна, молодая учительница из ленты «Ключ без права передачи», блестяще сыгранная Еленой Прокловой. Придерживаясь либеральных взглядов на педагогику, она смогла выстроить доверительные, почти дружеские отношения с учениками, но полностью разрушила концепцию субординации, без которой школьное образование, пожалуй, немыслимо.
Дорогая Елена Сергеевна (1988)
Режиссер: Эльдар Рязанов
Действие фильма о школе вовсе необязательно должно происходить в школьных стенах. Доказательство тому — фильм «Дорогая Елена Сергеевна», одна из редких работ Федора Дунаевского, которого мы знаем и любим по «Курьеру» Шахназарова и жалеем, что он так мало снимался. Впрочем, главная звезда картины все-таки не он, а Марина Неелова. Она играет тихую, скромную, одинокую учительницу «старого» образца. В гости к ней приходят ученики — якобы для того, чтобы поздравить ее с днем рождения, а в действительности — чтобы достать ключ от сейфа с экзаменационными работами. Снятый практически накануне распада Советского Союза, фильм Рязанова наглядно демонстрирует, что перестройка произошла не только в политической и экономической жизни страны, но и в душах подростков, которые бравируют тем, что они — люди нового времени, но совершенно не понимают, как правильно и, главное, гуманно распорядиться дарованной им свободой.
Доживем до понедельника (1967)
Режиссер: Станислав Ростоцкий
Ну и куда же без классики: «Доживем до понедельника» стал едва ли не самой известной советской драмой о школьной жизни и любимейшим фильмом для нескольких поколений зрителей. Блистательная актерская игра Вячеслава Тихонова и Нины Меньшиковой, первая кинороль Ольги Остроумовой, Игорь Старыгин в модной олимпийке и россыпь фраз, ставших крылатыми: от «душевного стриптиза» до «счастье — это когда тебя понимают». Тонкий, мудрый, бесконечно требовательный к себе Илья Семенович Мельников безоговорочно признан воплощением идеального учителя, как Аттикус Финч в исполнении Грегори Пека — воплощением идеального отца. Эти герои неслучайно поставлены в один ряд: оба они стали своего рода моральным камертоном эпохи 60-х, а мы, пересматривая «Доживем до понедельника», и сегодня не перестаем удивляться, как такое, в общем-то, простое кино про обычных советских школьников может быть настолько глубоким, честным, прожигающим насквозь.