Путешествие

Народные промыслы: путешествие по городам русского текстиля

Народные промыслы: путешествие по городам русского текстиля

Продолжаем изучать альтернативные маршруты путешествий по стране. Фарфор, резьба по дереву и кости, игрушки, особая роспись — эти места силы народных промыслов мы подробно изучили в нашем предыдущем гиде. А что насчет текстиля? Куда ехать тем, кто интересуется изнанкой современной моды?

Текстиль в переводе с латинского означает «плести, переплетать». Издревле женщины вручную пряли, ткали и создавали настоящие произведения искусства из волокон и нитей. Сейчас изящные изделия продолжают существовать, а современные дизайнеры стараются модернизировать промыслы и вновь ввести их в моду. Сегодня мы расскажем какие текстильные промыслы существуют в России и где их можно увидеть.

Вологодское кружево

Вологодское кружевоплетение начало свою историю в XVI–XVII веках. Обучали этому непростому и изящному промыслу уже с пяти лет. Юные кружевницы брали подушку-валик, коклюшки (можжевеловые или березовые палочки), булавки, сколок и трудились вместе со старшими. Стоит сказать, что наше северное плетение давно получило мировое признание: Вологодский кружевной союз в 1937 году после выставки в Париже получил Гран-при за новизну и художественное исполнение.

Сейчас познакомиться с историей вологодского промысла, увидеть раритетные и современные кружева можно в Вологодском Музее кружева. Основная экспозиция посвящена развитию традиционного художественного промысла Вологодчины и мировым тенденциям развития кружевоплетения с конца XIX по начало XXI века. Представлены изделия не только из Вологды, но и из Франции, Германии, Польши, Испании и Словакии. Традиционный материал для кружев — лён, но здесь вы увидите работы ещё и из серебряных и золотых нитей.

На самом деле это не просто музей, а настоящая мастерская. Здесь трудятся рукодельницы, которые могут не только показать процесс плетения, но и научить вас плести кружево. Вы сами создадите кружево по старинным традициям и привезете с собой не только чудесный сувенир, но и массу эмоций!

Вологодский Музей кружева

Детали:
г. Вологда, Кремлёвская площадь, 12
vk.com/lacemuseum

Елецкое кружево

Другой вид кружева, который плетется на коклюшах, зародился в Липецкой области в конце XVIII века. Первые рисунки для кружевных узоров были привезены из Европы в Елец, но вскоре местные мастера придали узорам самобытный стиль. Впервые мир по достоинству оценил елецкие кружева на выставке в Вене в 1873 году, где они получили высокую оценку, став востребованнее турецких и венецианских кружев. В рисунке елецкого кружева нашли отражение преимущественно растительные и орнаментальные узоры, у которых есть особые интересные названия: «гречишка», «жемчужинка», «паучок», «вороний глаз», «павлинка», «реченька», «яблоневый цвет».

Работы елецких кружевниц представлены в коллекциях ведущих музеев страны — в московском Музее народного искусства, петербургском Русском музее, но любопытнее будет посетить родину промысла и заглянуть на фабрику «Елецкие кружева», где производят около 200 видов изделий. В музее представлены работы из личного архива фабрики за XIX век. После экскурсии каждый сможет создать свое уникальное изделие.

Фабрика «Елецкие кружева»
Фабрика «Елецкие кружева»

Детали:
Липецкая область, г. Елец, ул. Карла Маркса, д. 22
eletskruzheva.ru

Михайловское кружево

Не менее известно нарядное и многоцветное михайловское кружево, которое дополняло народные крестьянские костюмы. Оно отличается от других кружев отсутствием растительных и цветочных мотивов, также оно более плотное. Основные цвета — красный, белый и синий, но сейчас добавляются желтый, зеленый и черный. Из кружева создают не только одежду, но и скатерти, занавеси, полотенца и салфетки.

В 1925 году в городе Михайлове возникло небольшое предприятие, объединившее кружевниц, сегодня это фабрика «Труженица», изделия которой можно встретить по всему миру. Технологии стали сложнее, появились человеческие орнаменты. Здесь действует Музей «Михайловская кружевница», где вы увидите разнообразные панно, скатерти, салфетки и дорожки. Экскурсоводы расскажут и покажут, как менялись технологии создания изделий, а затем проведут вас на мастер-класс, где вы попробуете себя в роли «михайловской кружевницы».

Музей «Михайловская кружевница»

Детали:
Рязанская область, г. Михайлов, ул. Тружениц д.5
vk.com/public196121561

Пуховязальный промысел Оренбуржья

В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок

Эту известную песню Людмилы Зыкиной слышал каждый, но чем же так знаменит сам платок? Пуховязальный промысел возник почти в одно время с Оренбургом, в ХVIII веке. Главный секрет оренбургского платка — уникальный пух, самый тонкий в мире. Именно поэтому ажурные платки из пуха называют «паутинкой». Об оренбургских платках мир узнал в середине XIX века, попытка иностранцев разводить южноуральских коз не удалась, поэтому Европа покупала у России десятки тысяч пудов шерсти.

Коллекция оренбургских пуховых платков хранится в Оренбургском областном музее изобразительных искусств. Основная часть коллекции представлена работами вязальщиц села Желтого Саракташского района, которое считают центром ажурного пуховязания. На данный момент экспозиция находится в фондах и временно не доступна для посетителей.

Но не переживайте, прикоснуться к этому народному промыслу можно в Первом частном музее Оренбургского пухового платка. Наряду с большой коллекцией эксклюзивных изделий из козьего пуха представлена перед посетителями сама история возникновения и существования оренбургского пухового промысла. В магазине музея большой выбор платков на любой вкус. Пусть эта изящная «паутинка» согревает вас в холодные дни теплой шерстью и приятными воспоминаниями о путешествии в Оренбург.

Первый частный музей Оренбургского пухового платка

Детали:
г. Оренбург, проезд Знаменский, д. 1/1
muzey.gp56.ru

Павловопосадский платок

Еще один вид платков — павловопосадский. Первые павловопосадские шали появились в начале 1860-х годов. Производство платков основывалось на уже существовавших традициях текстильного производства. Традиционные павловопосадские платки украшены симметричными рисунками цветов (прежде всего розами и георгинами). Цветы на ткань наносились методом древнерусской набойки. Чтобы украсить ткань рисунком, использовали резные дощечки — «манеры» для контура и «цветки» для фона. Для создания сложного узора мастера порой накладывали доски до 400 раз.

Павловопосадская платочная мануфактура — единственное предприятие, где изготавливают традиционные русские платки методом набойки. Ежегодно здесь выпускается около 1000 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов и скатертей из натуральных волокон. Мануфактуре придан статус народного художественного промысла России.

На предприятии действует собственный музей. В экспозиции — платки XIX, XX веков и современные изделия. Здесь вам расскажут об истории павловопосадской шали, старинных и современных методах производства. Также вы сможете приобрести изделия в магазине.

Павловопосадская платочная мануфактура
Павловопосадская платочная мануфактура
Павловопосадская платочная мануфактура

Детали:
Московская область, г. Павловский Посад, ул. Каляева, д. 5.
platki.ru

Крестецкая строчка

Родиной «белого чуда», появившегося в 1860-х годах, считается деревня Старое Рахино. Вышивкой занимались всей семьей, причем работали не только женщины, но и мужчины. Технология крестецкой белой строчки — заполнение узором сетки, сделанной при помощи выдергивания нитей утка из основы ткани или путем вырезания отверстий. Таким строгим геометрическим орнаментом вышивались одежда, накидки, полотенца, скатерти, занавески, постельное белье, создавались даже живописные панно. В вышивке использовали в основном лен, а также хлопок или шелк.

Издревле на фабрике «Крестецкая строчка» занимались созданием изделий этого промысла, и до сих пор предприятие работает. Здесь задействованы не только мастера и мастерицы, вышивающие крестецкой строчкой, но и современные дизайнеры, чтобы создавать модные и стильные изделия, но с сохранением русских традиций.

На предприятии организованы экскурсии, в ходе которых вы прогуляетесь по всем цехам фабрики, увидите процесс создания изделий, а также познакомитесь с экспозицией уникальных изделий этого вида промысла XIX века. А затем, конечно, вы сможете приобрести работы, вышитые крестецкой строчкой (с применением ручной вышивки), в фабричном магазине.

Фабрика «Крестецкая строчка»
Фабрика «Крестецкая строчка»
Фабрика «Крестецкая строчка»

Детали:
Новгородская область, поселок Крестцы, ул. Новохоловская, 6
krestetskayastrochka.com

Торжокское золотное шитье

Следующий вид народного промысла был завезен из Византии, известен он с XIII века, но наибольшее развитие получил только во второй половине XVIII века. Изделия из золотых и серебряных нитей, конечно, могли позволить себе только зажиточные люди (бояре, дворяне, императорская семья). Вышивали мастерицы головные уборы, пояса, кошельки, передники, сафьяновую обувь и предметы церковного обихода. Характерны были растительные узоры, чаще всего встречалась роза. Золотное шитьё — очень сложный вид рукоделия, потому что большая часть работы выполняется вручную.

Познакомиться поближе с традициями новоторжской вышивки можно в музее «Золотного шитья». Во время экскурсии вы подробнее узнаете историю возникновения промысла, увидите более тысячи экспонатов, связанных с изготовлением золотного шитья. А после изучения истории вы сами прикоснетесь к традициям промысла и своими руками создадите эксклюзивный сувенир. Мастерицы музея наглядно покажут технику золотной вышивки и расскажут некоторые ее секреты.

Историко-краеведческий музей
Историко-краеведческий музей
Историко-краеведческий музей

Детали:
г. Торжок, Калининское шоссе, 12
zolotoshveya.com

Табасаранские ковры

Табасараны — это один из народов, проживающих на юге Дагестана. Испокон веков они занимались ковроткачеством. Ковры в далекие времена являлись не только предметом декора, но и сохраняли тепло жилища. По ним легко можно было определить статус семьи, а когда технологии создания ковров стали усложняться, появились узоры разных цветов, то позволить себе такое изделие могли только очень состоятельные люди. Долговечность ковра проверяли следующим образом: сначала пускали по нему табун лошадей, затем на несколько дней оставляли под жарким солнцем, а потом ещё несколько дней держали в воде. Если ковер не терял своих качеств после этих трех испытаний, то считался хорошим.

В настоящее время ковры продолжают делать вручную. Плетут их на тех же станках, что и сотни лет назад, правда теперь иногда добавляют искусственные краски. Плетение ковра занимает много времени, стоимость самого простого изделия начинается от 10 000 рублей за 1 кв.м.

Если вы хотите полностью окунуться в дагестанские традиции, то можете посетить село Хучни. Здесь при крепости «Семи братьев и одной сестры» открыт историко-краеведческий музей, в котором экспозиция включает в себя ковры, прялки, ткацкий станок и другие интересные экспонаты, приоткрывающие историю Табасаранского района.

Детали:
Республика Дагестан, Табасаранский район, село Хучни, ул. А. Джафарова, 25
muzeitabasaran.dag.muzkult.ru

Подготовлено Амалией Гультяевой