Успешные люди постоянно учатся: в любой сфере деятельности и бизнеса. Вопрос только в том, где именно и у кого это лучше делать? Для нашего раздела Work-Life Balance я неслучайно пригласила на разговор исполнительного директора Школы Бизнеса «Синергия» Александра Рагиню.
Давным-давно я, как и очень многие, читала популярных американских авторов по прикладной психологии, от Карнеги до Луизы Хей (в детстве — куда же без них?). Дальше были книги посложнее. Что меня в них вдохновляло, пересказывать не нужно. Но было и то, что смущало. Все примеры про предприимчивых людей, блестящих ораторов, ярких рестораторов и т.д. и т.п. были взяты из классической американской жизни. С их законами, налогами, реалиями жизни. Насколько это можно применить к нашим задачам, с которыми мы сталкиваемся в нашей реальности? По мне так, процентов на 20–25%, не больше.
В процессе разговора с Александром я поняла, в чем основная фишка теории и практики, кастомизированных образовательных программ, которые конкретно учитывают именно российский опыт. Эти навыки, знания и наработки реально применимы в нашей текущей жизни. Нервной, сложной, но она у нас такая одна. Это не означает, что все зарубежные наработки и опыт — в топку. Но строить на них всю (!) базу — утопия, у нас другая страна, у нас свой менталитет, мы по-разному принимаем решения, реагируем на стресс, даже отдыхаем. Об этом и поговорили.
Татьяна Сабуренкова: Александр, начну сразу с конкретного вопроса, который лично мне задает очень много знакомых. Чем ваш Executive MBA отличается от тех, что есть на рынке, в чем ваша главная фишка?
Александр Рагиня: В идею нашей программы заложена русская школа управления, построенная на кейсах конкретных российских компаний. Все-таки все программы MBA опираются на западные кейсы, потому что в 1992 году менеджмент пришел в Российскую Федерацию, а релевантного опыта у российских компаний еще не было. Но сейчас опыт есть — и этот опыт по-настоящему крутой, и о нем нужно рассказывать, его обязательно стоит анализировать! Поэтому у нас в «Синергии» выделено отдельное направление — это профессора практик, действующие управленцы из разных российских компаний из разных отраслей, которые поверх контента от научно-академического состава преподавателей разбирают конкретные кейсы.
Например?
Скажем, Сергей Горьков, экс-глава «Росгеологии» приходит на наш модуль по стратегии и рассказывает про разработку мультимодальной стратегии, которая помогает выживать в любые кризисы, когда «черные лебеди» нарушают любые планы. Это, по сути, многосценарное планирование, стратегия устойчивости. Или, например, Артемий Лебедев — лидер в индустрии дизайна, компания которого давно научилась создавать великие бренды, которые выходят на международный уровень и конкурируют с серьезными иностранными компаниями. Лебедев на нашем модуле по маркетингу и продажам будет говорить про бренд-позиционирование, играть с людьми в игру «Вкусометр». Потому что в наших реалиях обязательно стоит развивать чувство вкуса, объяснять себе самому, в первую очередь, что такое хорошо, и что такое плохо.
Или еще один пример: Сергей Иванов — совладелец крупнейшего в России масложирового холдинга «ЭФКО» — расскажет, как они сейчас активно строят и воспитывают культуру эмпатичного лидерства, когда первые лица компании управляют компанией, используя развитый эмоциональный интеллект.
А для российского бизнеса эмпатичное лидерство — важная задача?
Еще какая. Люди бизнеса в нашей стране привыкли к «красным», «оранжевым» корпоративным культурам с автократичной системой управления: я сказал — должно быть сделано, без вопросов! А оказывается, есть и другие варианты, которые не менее эффективны. «ЭФКО» Сергея Иванова, например, идет по другому пути и наглядно рассказывает, как это возможно и почему эффективно.