На Новой сцене МХТ имени А.П. Чехова Филипп Григорьян открывает еще один текст интересного белорусского драматурга Павла Пряжко.
Фото: Глеб Кузнецов и Ира Полярная
Дмитрий Барченков — о совместном проекте Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», Школы-студии МХАТ, Aksenov Family Foundation и Мастерской Брусникина.
«Пушечное мясо» — даже для и без того сложных для восприятия режиссера Григорьяна и драматурга Пряжко текст достаточно необычный. Три его героини (здесь — Эва Мильграм, Ясмина Омерович и Мария Лапшина) живут сразу в нескольких плоскостях реальности: где-то — в жизненных обстоятельствах, где-то — в воспоминаниях, а где-то — и в придуманном ими самими мире. Причем все эти пласты разделить едва ли получится. Утяжеляет пьесу и то, что общий ее смысл понять без ремарок практически невозможно, так как основное «действие» — чувства, эмоции и внутренние конфликты — происходит именно в авторских замечаниях.
Григорьян еще больше усложняет повествование. Сначала режиссер вводит двух мужских персонажей — своеобразные тени (их исполнили инфернально притягательные Никита Ковтунов и Кирилл Одоевский), из уст которых и звучат те самые художественно важные ремарки. А затем еще и путает реплики между актерами, что окончательно отуманивает и даже будто душит зрителя. Но в этом, как и в незатейливом и вместе с тем мастерски придуманном пространстве спектакля, парадоксально текст становится легким и воздушным. И отнюдь не для помощи смотрящему, а для создания атмосферы медленного удушья, которой веет практически от каждого из диалогов или монологов «Пушечного мяса»: будь то история про отца одной из героинь, или пылкие отношения между двумя из них, или рефлексия на тему современного искусства.
Иными словами, подход Григорьяна оказался чуть ли не лучшим решением театрализации, по всей видимости, не очень готовой к ней пьесы. Режиссер сделал один из своих самых цельных и приятных глазу спектаклей, от которого хотя и некоторые зрители будут по-прежнему ворочать носом, упрекая современный театр в его сложности и бескомпромиссности, останется ощущение прикосновения к чему-то действительно получившемуся, чего нельзя сказать о некоторых из последних работ Григорьяна — например, спектакле Гоголь-центра «Маяковский. Трагедия» с Максимом Виторганом в главной роли, прохладно принятом публикой.
О работе артистов Мастерской Брусникина же можно было бы и не упоминать — «младшие» теперь, наверное, окончательно заявляют о себе не как о подрастающих студентах, а как о полноправной части одной из самых успешных московских трупп. Пусть им еще и нужно набраться опыта профессиональной сцены, но это всего лишь вопрос времени.