Культура

«Пушечное мясо»: младшие «Брусникинцы» покоряют МХТ

На Новой сцене МХТ имени А.П. Чехова Филипп Григорьян открывает еще один текст интересного белорусского драматурга Павла Пряжко.

Фото: Глеб Кузнецов и Ира Полярная

Дмитрий Барченков — о совместном проекте Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», Школы-студии МХАТ, Aksenov Family Foundation и Мастерской Брусникина.

«Пушечное мясо» — даже для и без того сложных для восприятия режиссера Григорьяна и драматурга Пряжко текст достаточно необычный. Три его героини (здесь — Эва Мильграм, Ясмина Омерович и Мария Лапшина) живут сразу в нескольких плоскостях реальности: где-то — в жизненных обстоятельствах, где-то — в воспоминаниях, а где-то — и в придуманном ими самими мире. Причем все эти пласты разделить едва ли получится. Утяжеляет пьесу и то, что общий ее смысл понять без ремарок практически невозможно, так как основное «действие» — чувства, эмоции и внутренние конфликты — происходит именно в авторских замечаниях.

«Пушечное мясо»: младшие «Брусникинцы» покоряют МХТ

«Пушечное мясо»: младшие «Брусникинцы» покоряют МХТ

Григорьян еще больше усложняет повествование. Сначала режиссер вводит двух мужских персонажей — своеобразные тени (их исполнили инфернально притягательные Никита Ковтунов и Кирилл Одоевский), из уст которых и звучат те самые художественно важные ремарки. А затем еще и путает реплики между актерами, что окончательно отуманивает и даже будто душит зрителя. Но в этом, как и в незатейливом и вместе с тем мастерски придуманном пространстве спектакля, парадоксально текст становится легким и воздушным. И отнюдь не для помощи смотрящему, а для создания атмосферы медленного удушья, которой веет практически от каждого из диалогов или монологов «Пушечного мяса»: будь то история про отца одной из героинь, или пылкие отношения между двумя из них, или рефлексия на тему современного искусства.

«Пушечное мясо»: младшие «Брусникинцы» покоряют МХТ

Иными словами, подход Григорьяна оказался чуть ли не лучшим решением театрализации, по всей видимости, не очень готовой к ней пьесы. Режиссер сделал один из своих самых цельных и приятных глазу спектаклей, от которого хотя и некоторые зрители будут по-прежнему ворочать носом, упрекая современный театр в его сложности и бескомпромиссности, останется ощущение прикосновения к чему-то действительно получившемуся, чего нельзя сказать о некоторых из последних работ Григорьяна — например, спектакле Гоголь-центра «Маяковский. Трагедия» с Максимом Виторганом в главной роли, прохладно принятом публикой.

«Пушечное мясо»: младшие «Брусникинцы» покоряют МХТ

«Пушечное мясо»: младшие «Брусникинцы» покоряют МХТ

О работе артистов Мастерской Брусникина же можно было бы и не упоминать — «младшие» теперь, наверное, окончательно заявляют о себе не как о подрастающих студентах, а как о полноправной части одной из самых успешных московских трупп. Пусть им еще и нужно набраться опыта профессиональной сцены, но это всего лишь вопрос времени.

«Пушечное мясо»: младшие «Брусникинцы» покоряют МХТ

25 марта 2019
Дмитрий Барченков для раздела Культура