В прокат вышел «Проект „Флорида“» — один из самых обаятельных и вместе с тем пронзительных фильмов года.
Режиссер Шон Бейкер рассказывает понятную любому историю о детстве и одновременно заостряет внимание на важных социальных проблемах.
«Проект „Флорида“» — одно из старинных, рабочих названий парка Walt Disney World. Но действие картины американского независимого режиссера Шона Бейкера разворачивается на подступах к самому популярному центру развлечений на свете. Все герои живут в дешевых, выкрашенных в розовый или фиолетовый мотелях с названиями вроде «Волшебный замок». Это бюджетные пародии на отели при парке, и туристы по неосторожности иногда бронируют здесь номер, потом брезгливо стремясь как можно быстрее покинуть это место. Шестилетняя Муни (Бруклин Кимберли Принс) и ее двадцатидвухлетняя мама Хейли (Брия Винайте) поселились в «Волшебном замке», потому что больше им податься некуда. Мотель полон подобными им маргиналами: кто-то постоянно попадает в тюрьму, кто-то балуется наркотиками или занимается проституцией. Хейли каждую неделю каким-то чудом наскребает деньги, чтобы оплатить комнату: работу танцовщицы она потеряла, поскольку не намеревалась, в отличие от других, оказывать клиентам «дополнительные услуги», а никуда больше ее не берут. Вот и приходится ходить по улицам и продавать паленые духи. Муни же при всем при том получает от жизни неимоверное удовольствие. У нее есть лучший друг Скути, новая подружка из соседнего хостела Дженси и все лето впереди, чтобы носиться по округе, предаваться веселым безумствам и троллить опекающего постояльцев менеджера отеля (Уиллем Дефо).
А теперь минутка признаний: «Проект „Флорида“» — мой любимый фильм Каннского фестиваля 2017 года. Когда долго смотришь безусловно талантливые, но почти сплошь мизантропические картины, хочется ненадолго вынырнуть из этой беспросветности и глотнуть свежего воздуха. Таким глотком и стала продемонстрированная в рамках параллельной программы «Двухнедельник режиссеров» гуманистическая витальная работа Шона Бейкера. «Двухнедельник» — самая демократичная секция смотра: во-первых, только на эти показы обычные, не профессиональные зрители и могут купить билеты, во-вторых, обычно после фильма проходит Q&A-сессия с создателями.
Кажется, «Проектом „Флорида“» все были очарованы еще до начала показа — когда съемочная группа появилась на сцене. Бруклин Кимберли Принс в эффектном вечернем платье вышагивала с такой гордостью и уверенностью, что не оставила ни у кого сомнений: она — настоящая звезда. Недавно девочка получила официальное подтверждение этому: жюри престижной премии Critics’ Choice Movie Awards назвало ее лучшей молодой актрисой. Юную любимицу публики, с неповторимым озорством посылающую воздушные поцелуи на ковровых дорожках, на награждении было не узнать: сквозь рыдания она благодарила Бога, режиссера и родителей, одновременно веселя и умиляя сидящих в зале. В общем, Принс стала одним из самых приятных открытий года. На экране она совсем не строит из себя диву, напротив — настолько естественна, что ей веришь на все сто.
Своей правдивостью «Проект „Флорида“» обязан не только Бруклин, но и харизматичной Брие Винайте, исполнившей роль матери Муни. Брия родилась в Литве, но в шесть лет переехала с родителями в США. Если Принс занимается актерством аж с трех лет, то дизайнер одежды Винайте — абсолютный новичок в мире кино. Шон Бейкер случайно увидел страницу Винайте в «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)» и понял, что именно так и должна выглядеть героиня его фильма. Режиссер стал прикидывать, кто же из профессиональных актеров похож на непосредственную девушку, украшенную разноцветными татуировками и эпатирующую консерваторов то зелеными, то фиолетовыми волосами. В какой-то момент ему подали мысль: а почему бы не пригласить саму Винайте? Брия долго считала, что это какой-то розыгрыш, но потом прошла пробы, и ее жизнь мгновенно изменилась. Правда, большая часть номинаций и наград досталась все же знаменитому Уиллему Дефо, который принес «Проекту „Флорида“» единственную номинацию на «Оскар». Многие критики были возмущены этим фактом, справедливо считая, что картина могла претендовать и на звание лучшего фильма года.
Вероятно, для «Оскара», пусть и значительно за последние годы расширившего свои тематические и жанровые границы, это все еще слишком «маленькая», скромная картина. Шон Бейкер — давний участник фестиваля «Сандэнс» — стал знаком чуть более широкой публике только благодаря «Проекту „Флорида“». Впрочем, и его предыдущая работа «Мандарин», трагикомическая история дружбы двух проституток-трансгендеров, снятая на айфон, заставила многих киноманов запомнить его имя.
Вообще-то, академики неправы: с точки зрения тематики, для «Оскара» с его нынешней политизированностью картины Бейкера подходят как нельзя лучше. На последней церемонии многие выступающие обращали внимание на необходимость гендерного, расового и прочего разнообразия в кинематографе. Персонажи «Проекта „Флорида“», выброшенные на обочину жизни изгои общества, точно так же лишены в кино голоса, как и представители каких-либо меньшинств. Инди-режиссеры, конечно, нередко посвящают им свои работы, но известны они, опять же, в довольно узких кругах. А уж в России, например, и вовсе едва ли многие знают о том, что в США полно людей, действительно постоянно живущих в дешевых мотелях. Чтобы максимально достоверно показать жизнь бедняков, Бейкер долго изучал эту среду. Разговаривал с жителями мотелей во Флориде, показывал им свой сценарий, советовался. Более того: во время съемок «Волшебный замок» не закрывали, и в кадр то и дело попадали реальные местные обитатели. Так что у «Проекта „Флорида“» важная социальная и даже просветительская миссия.
Но все эти громкие слова на самом деле имеют мало отношения к картине. Да, чем дальше продвигается действие, тем очевиднее, что в итоге фильм разобьет вам сердце, но главное, что в нем есть, — это бездна очарования и обаяния детства. Не забывая о своей, взрослой, точке зрения, мы все же смотрим на события преимущественно глазами Муни. А для нее все — чудо. Мороженое, которое приходится делить на троих, заброшенные дома, игры с куклами, дорогие сердцу друзья, розовый мотель, подобный для нее живописному замку. Муни не самый простой ребенок, поэтому, например, плевать на машины с балкона или сквернословить ей тоже очень нравится, но, как говорится, — у всех свои недостатки. У ее мамы тоже их полно, и, тем не менее, Хейли пойдет на что угодно ради дочери. Муни и ее товарищи лишены некоторых благ цивилизации, что позволяет им обрести настоящее детство: наполненное им одним понятными играми, разговорами и радостями. И тут вспоминается то самое время, когда интереснее всего на свете было сидеть в своем фантазийном жилище под круглым столом или лазить по каким-то страшно увлекательным бетонным руинам на даче. Когда самые обыденные вещи становились проводниками в волшебный мир. В этот самый момент оказывается, что у каждого свой «Проект „Флорида“».