Авто

Авто с Яном Коомансом. Porsche 911 Speedster: нарушая правила

русская версия | english version

Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.

В рейтинге удачных дней шанс обкатать новый Porsche 911 Speedster по острову Сардиния однозначно займет одну из самых верхних строчек. Но правда ли этот Speedster представляет собой что-то совершенно новое или это просто слегка подправленная версия чрезвычайно успешного рецепта 911?

Пожалуй, здесь стоит вспомнить немного истории, прежде чем мы углубимся в детали. Самый первый Speedster был особой версией Porsche 356 в далеком 1948 году. С тех пор появилось немало 911 «спидстеров» разных поколений, но в плане какой-то общей философии особой согласованности не наблюдалось. В целом линейка 911 знаменита своей предсказуемостью: компания Porsche как часы выпускает хорошо известные варианты вроде Carrera, Turbo или GT3. Speedster — совсем другое дело. Он появляется без всякой периодичности и разными тиражами, от двух до 1948 штук — как в нашем последнем случае. Кто угадает, почему они выбрали именно это число — на призы не рассчитывайте. Все модели Speedster объединяет складываемая вручную крыша — попытка сделать максимально легкий кабриолет из Porsche 911.

Авто с Яном Коомансом. Porsche 911 Speedster: нарушая правила

Но в паре моментов новейший Speedster интереснее, чем обычно. Эта машина — лебединая песнь 991 поколения Porsche 911, последний парад, причем довольно запоздалый, поскольку производство 992 уже идет полным ходом и первые автомобили нового поколения уже прибыли в дилерские салоны. К тому же это первый в истории кабриолет, созданный подразделением GT. Если вы знакомы с тем типом автомобилей, которые выдает на-гора департамент GT, вы быстро сообразите, что это и вправду событие из ряда вон. Не зря ведь кабриолеты зачастую обходят стороной, когда дело доходит до создания высокоскоростных машин. Убрать крышу не такая уж и сложная задача при наличии правильных инструментов, но вы быстро заметите, что машина с отрубленной крышей не очень здорово едет. Для хорошей управляемости вам нужен максимально жесткий кузов, а этого все же намного легче добиться, когда у вас есть не только дно, но и крыша. Нет крыши? Нужен намного более крепкий пол, придется добавить материала и массы. И даже после этого не все так просто: прокатитесь на любом кабриолете возрастом 20 и более лет — сразу поймете, что я имею в виду. Рекомендую Saab Cabriolet, если хотите понять ощущения от машины с жесткостью, сравнимой с переваренными спагетти. Главное, если вы подвержены морской болезни, не забудьте заранее принять таблетки.

Конечно, в наше время, да с опытом Porsche, это все уже не так страшно. Но физику не обманешь, так что для максимальной динамичности вам все равно придется использовать кузов купе. Собственно, именно этим и занимались уже несколько десятков лет Андреас Пройнингер и его честная компания в департаменте GT, пока им не подвернулась задача превратить, в общем-то, 911 GT3 Touring в Speedster — в рамках празднования 70-летнего юбилея Porsche. Чтобы машина стала как можно легче после усиления шасси, на Speedster поставили кучу углеволоконных кузовных панелей и убрали из стандартной комплектации радио/мультимедийную систему и даже парктроники. Если кто-то и в самом деле захочет регулярно водить свой Speedster — ловите Porsche на слове, они обещали бесплатно установить все это обратно. Даже после такой существенной и весьма недешевой диеты новый Speedster все равно несколько тяжелее автомобиля, на базе которого он собран, но разница не сумасшедшая и в реальной жизни едва ли будет ощутима.

Авто с Яном Коомансом. Porsche 911 Speedster: нарушая правила

Честно говоря, с первого взгляда на спецификацию ясно, что ехать за рулем этой машины будет круто, хотя в то же время не совсем понятно, как увязать хардкорную спорткаровскую ДНК «спидстера» с предпочтениями и манерой реального вождения реальных покупателей. Эта машина Porsche ограниченной партии стоит почти вдвое больше обычного GT3, а ее крыша спасет вас от стихии только в том случае, если в солнечный день погода вдруг неожиданно испортится. Можно предположить, что шанс встретить такую штучку на дороге будет выше всего в зажиточных районах Калифорнии или, возможно, на юге Франции. Мало кто из них хоть раз сунется на гоночную трассу, но при этом заточенная под трек (и потому правда очень жесткая) подвеска от GT3 позаимствована практически без изменений, а 4-литровая безнаддувная оппозитная шестерка распевается аж до девяти тысяч оборотов в минуту. Среднестатистический залитый солнцем бульвар — не самое подходящее место для езды на девяти тысячах оборотов, в смысле, даже я не стал бы. Но ведь именно в таких условиях этот блистательный силовой агрегат лучше всего проявляет себя — на оборотах далеко за пределами отсечки для среднестатистической «нормальный» машины. А уж когда раскрутится, то он воет как самец гиены, узнавший о намерениях тещи переехать и жить с ним под одной крышей.

Авто с Яном Коомансом. Porsche 911 Speedster: нарушая правила

Откровенно говоря, такой набор ингредиентов в качестве основы для гурманского деликатеса вызывает определенные опасения. С другой стороны, разве не именно это происходит на мишленовских ужинах с блюдами от знаменитого шефа? Некоторые вещи в меню могут показаться категорически несъедобными, распознать отдельные ингредиенты практически невозможно, но блюда, оказавшиеся у вас на столе, как будто осенены богами. Видимо, стоило ожидать, что и 911 Speedster попадет в ту же категорию. Непонятно, как на это следует реагировать автомобильному журналисту, радоваться или раздражаться, но Porsche не прекращает создавать абсолютно блистательные машины. С одной стороны, я не задену ничьи чувства перечислением недостатков автомобиля. С другой стороны, статьи в духе рекламных текстов тоже не всегда увлекательно читать. Что есть, то есть, постараюсь не падать духом.

Итак, вы садитесь в салон 911 Speedster — и первым делом вам бросается в глаза рычаг ручного переключения передач. Сегодня мы настолько привыкли к различным видам автоматической трансмиссии, что почти забыли о тех далеких временах, когда для зацепления правильных шестеренок требовался ручной труд. Поскольку эта механическая КПП сопряжена с двигателем, который уже сам по себе стоит дороже среднего немецкого автомобиля, то ставки несколько повышаются. Не хотелось бы по ошибке переключиться на вторую скорость вместо четвертой, когда мотор раскручивается почти до ограничителя на третьей передаче. Это было бы безобразно. Но в подобном автомобиле это забытое механическое соединение сильно прибавляет остроты ощущениям от вождения. Особенно учитывая, что эта 6-скоростная механическая коробка — лучшая из всех, которые мне попадались. Она работает так шустро, непосредственно и приятно, что незаметно для себя начинаешь переключать скорости просто так. Можно нажать кнопочку auto blip, чтобы автомобиль сам подбирал обороты под передачу при понижении — с коротким, ублажающим слух лаем выхлопа. На самом деле, эта система не нова и уже приличное время используется на механических моделях Porsche с опцией Sports Chrono, но впервые кнопочке дали название, отвечающее ее прямой функции. Молодцы.

Авто с Яном Коомансом. Porsche 911 Speedster: нарушая правила

Сердце этого автомобиля, конечно же, та самая 4-литровая оппозитная шестерка без наддува. Впервые она появилась на моделях GT3 и GT3 RS 991.2 поколения и вот попала в Speedster с некоторыми обновлениями и модификациями. Теперь здесь используются отдельные корпуса дроссельных заслонок для еще более быстрого отклика и для усиленного завихрения воздуха на входе в двигатель. Кроме того, они еще сильнее увеличили давление прямого впрыска топлива, с 200 до 250 бар. Также не стоит забывать, что, за исключением таких вещей, как выхлопная система, это тот же самый двигатель, который используется в гоночных автомобилях Porsche. Настолько же мощный. Короче, это один из лучших двигателей в истории человечества. Для 4-литрового агрегата c высоким числом оборотов он выдает необыкновенно сильный крутящий момент на низких оборотах и в среднем диапазоне, а потом уже просто наращивает мощность без остановки вплоть до пиковых 510 лошадиных сил при 8400 об/мин. Ограничитель выставлен на девять тысяч. Но и помимо цифр с этим двигателем просто невозможно не улыбаться все время. В старые добрые времена, когда у нас еще не было плавно регулируемых распредвалов и входных заслонок, вам пришлось бы выбирать между максимальной мощностью на низких оборотах, в среднем диапазоне или в самом верху. Теперь же мы можем наслаждаться такими двигателями — они шикарны вдоль и поперек. И с каждым шагом звук едва заметно меняется от мощного рычания до воя, отскакивающего от горных склонов со свирепостью, распугивающей диких животных на много километров в округе. При этом всякий раз, когда вы разгоняете автомобиль до заоблачных высот отсечки, он только подначивает вас не останавливаться. Больше ему ничего и не нужно. А водителю такое никогда не наскучит. Не так: никогда не станет хоть капельку менее улетно.

Авто с Яном Коомансом. Porsche 911 Speedster: нарушая правила

И это может стать своего рода проблемой. Поскольку эта машина на самом деле не предназначена для выхода на гоночные треки. Да даже если бы и была, вряд ли нашлось бы много владельцев, которые поедут туда именно на ней. Если у человека возникает желание погонять по треку подобный автомобиль, то наверняка у него уже есть другой — с закрытым верхом с тем же самым мотором в том же гараже. А в реальной жизни… мощность в 510 лошадиных сил, нездоровая тяга к высоким оборотам, плюс скорость около 80 километров в час в районе отсечки уже на ПЕРВОЙ передаче — чтобы соблюдать скоростной режим в этой тачке, нужен монументальный уровень самоконтроля. Иначе вам понадобится карточка «освобождение из тюрьмы», как в «Монополии». «Я не виноват, товарищ инспектор, меня машина вынудила…» Впрочем, такая отмазка, может быть, и прокатит в Италии, где полицейские известны некоторой снисходительностью к водителям экзотических автомобилей, при условии, что вы не откажетесь показать им свою тачку. Тем не менее, во многих местах мира ездить на «спидстере» так, как этого хочется самому «спидстеру», может оказаться проблематично.

Авто с Яном Коомансом. Porsche 911 Speedster: нарушая правила

Я был весьма удивлен, что этот двигатель ничуть не утратил своего необузданного и будоражащего характера, будучи первым безнаддувным Porsche с сажевыми фильтрами в выхлопной системе. Эти фильтры теперь обязательны к установке на все машины с прямым впрыском топлива в ЕС и стали ощутимой головной болью для автопроизводителей во всех отношениях. Они налагают очень серьезные ограничения и убивают немалую часть звука, так что компания Porsche решила использовать сами эти фильтры в роли глушителей. Не самая легкая работенка, однозначно, но отказ от обычно тяжелых глушителей и новый подход к спайке всего выхлопа позволили сэкономить 10 килограммов веса. А это много. И весь звук на месте — дайте пять! Наверняка инженерные затраты на это все составили целое состояние, на что компания Porsche не стала бы разоряться просто ради продажи 1948 автомобилей, так что ожидайте встретить этот мотор и выхлоп в новой линейке 992 GT3 в будущем году.

Внутри вы увидите проверенный временем интерьер 991, любимый всеми нами. Да, он начинает казаться малость простоватым и аналоговым, особенно в сравнении с 992, но здесь чувствуешь себя как дома. А чтобы было понятней, насколько особого полета этот Speedster, на панели мы увидим зеленые приборные циферблаты с белыми стрелками. И, конечно же, всенепременный логотип Speedster посреди тахометра. Остальные отличия от стандартного повседневного 991 сводятся лишь к тому, что доступны только легкие углеволоконные ковшеобразные сиденья, нет задних мест, плюс в стандартной конфигурации, как уже сказано, отсутствует система мультимедиа. Кстати, дополнительное преимущество: в отсутствие PCM появилось идеальное свободное пространство для мобильного телефона. Так что это первый автомобиль 991 в моем послужном списке, в котором нашлось приличное место, куда я смог положить свой довольно крупный смартфон. Весьма равноценный обмен, на самом деле, особенно с учетом того, что музыку в этой машине вы все равно никакую включать не станете. Зачем, когда ваша правая нога дирижирует оркестром.

Авто с Яном Коомансом. Porsche 911 Speedster: нарушая правила

С точки зрения комфорта поездки машина не из самых плавных. С подвеской GT3 это вряд ли кого-то удивит. Лично я очень хорошо нахожу общий язык с автомобилями на жестких рессорах, но ваши ощущения не обязательно совпадут с моими. Если ваши пассажиры привыкли к чему-то вроде «майбаха», то им может быть некомфортно. Но для подвески с такими невероятными способностями в поворотах я бы сказал, что ее амортизация неимоверно… сносная для нормальной езды. Если ехать медленно по очень плохому дорожному покрытию, вас заметно потрясет, но мне показалось, что чем быстрее движешься, тем мягче кажется поездка. Подвеска просто начинает поглощать быстрые кочки так, как умеют только самые лучшие трековые амортизаторы. Так что вот вам гениальный совет для тех 1948 везунчиков, которым повезет выхватить Speedster: если дорога плохая, просто прибавьте скорость. Все равно именно в таком режиме машина ведет себя живее всего. Ограничения поперечного сцепления и тяги с таким запасом превосходят потребности любого из нас для быстрой езды по приличной дороге. Динамичность в поворотах — супергеройский уровень к вашим услугам, причем для максимального эффекта вам даже не придется отключать никакие системы безопасности. Без зазрения совести направляйте Speedster в поворот так быстро, насколько у вас хватит смелости — и он наградит вас чрезвычайно отрадным уровнем бокового ускорения. Следующий фокус: он позволяет вам утопить педаль в пол невероятно рано на выходе из поворота, как и все модели 911 благодаря сильному смещению веса на заднюю ось. На самом деле даже ваш собственный мозг едва будет поспевать за «спидстером», а уж тем более другие машины — за вами. Ведь это по сути GT3. Только благодаря открытой крыше восприятие еще больше обостряется: вой оппозитной шестерки попадает прямиком в ваш слуховой канал. Ух!

Авто с Яном Коомансом. Porsche 911 Speedster: нарушая правила

Так что, в итоге ты даже не найдешь на что пожаловаться, Кооманс? Это не так уж легко, скажу вам. Пожалуй, цена — довольно серьезная проблема. Почти три сотни тысяч долларов — это явно очень эксклюзивный сегмент рынка. Porsche называет Speedster подарком к 70-му дню рождения компании, и с финансовой точки зрения именно так это и выглядит. Ограниченный тираж в 1948 экземпляров подразумевает, что вы немало заплатите за номерную табличку, занимающую почетное место между сиденьями. Сколько еще таких машин они могли бы вообще выпустить, если б захотели? Для департамента GT это не такая уж и маленькая партия, и в любом случае даже нелимитированные автомобили GT изначально ограничены пределами производственных мощностей. Многие желающие купить GT3 просто не могут этого сделать потому, что их на всех не хватает, спрос выше. Официальное ограничение тиража Speedster вполне соответствуют традиционной истории этой модели, но в то же время это и приманка для спекулянтов и коллекционеров, которые могут расхватать эти автомобили, а потом они будут редко использоваться. Все это, пожалуй, придает ситуации слегка шекспировский подтекст. В хорошей любовной истории трагедия всегда где-то рядом.

С другой стороны, 911 Speedster — демонстрация того, на что способны ребята из Porsche, когда хотят немножко позабавиться. Иначе и не было бы смысла приглашать журналистов на тест-драйв, поскольку эти уникальные агрегаты и без прессы разойдутся сами собой. Это не для продаж, а для бренда, и тот факт, что они обратились к департаменту GT с просьбой создать первый в истории отдела кабриолет, немало говорит о серьезности их намерений. Поскольку департамент GT не лажает. Это главная драгоценность в короне Porsche, и они просто никогда не подведут. Они подарили нам новый Speedster и, как обычно, привели нас в благоговейный восторг. Не знаю, честно это или нет, но я надеюсь, если они когда-нибудь сделают еще один, мне снова позвонят.

Авто с Яном Коомансом. Porsche 911 Speedster: нарушая правила

24 мая 2019
Ян Кооманс для раздела Авто