В 1990-х группа Aqua пела в знаменитой песне Barbie Girl: Life in plastic, it’s fantastic. Этот же трек мог бы стать гимном и конца 2010-х: возможности пластической хирургии превратили девушек в оживших кукол, а одним из самых популярных инновационных материалов стал пластик, из которого теперь шьют не только одежду, но и аксессуары.
Несмотря на то что один из ключевых постулатов моды нового времени — умеренность и экологичность, дизайнеры не спешат отказываться от модных экспериментов и выводят на подиумы новый тренд: изделия из пластика и винила.
Впрочем, набившая оскомину фраза про то, что новое — это хорошо забытое старое, относится к моде сильнее, чем к чему-либо, и зачастую тренды, кажущиеся чем-то экспериментальным и новаторским, на деле оказываются перефразом куда более «древних» изобретений.
Немного истории: футуристические фантазии Пьера Кардена и Андре Куррежа и поп-арт Ива Сен-Лорана
Пластик и винил появились на модных подиумах благодаря дизайнерским экспериментам Пьера Кардена и Андре Куррежа.
Вдохновленные эрой космических открытий, они черпали идеи для своих кутюрных коллекций в футуристических кинолентах, костюмах астронавтов и собственной фантазии.
Именно Курреж одним из первых задал тренд на лаконичный минимализм, представив в 1964 году коллекцию «Космическая эра»: высокие и худые манекенщицы, названные дизайнером «лунными девушками», демонстрировали трапециевидные платья, обтягивающие комбинезоны и брючные костюмы из светлых тканей, дополненные необычным декором. «Униформу будущего» дополняли аккуратные шляпки-шлемы и виниловые сапоги на невысоком каблуке, обтягивавшие изящные щиколотки на манер чулка. Лаконичный крой, вторивший идее комфорта и свободы, главенствовавшей в то время в головах прогрессивно настроенной части общества, смотрелся оригинально благодаря смелым приемам: графическим узорам, прорезям, объемным аппликациям и прозрачным вставкам, выполненным из пластика. И хотя ретроградная критика встретила коллекцию негативно, молодежь захлебывалась от восторга, атакуя магазины в поисках доступных копий.
Культовый дизайнер Андре Курреж вдохновлялся космической тематикой и футуризмом (наряды 1960-х годов)
В том же году свою версию «Космической коллекции» представляет и Пьер Карден: в отличие от Куррежа, он насыщает линейку минималистичных коротких платьев А-силуэта цветом, надевая их поверх черных водолазок, и дополняет образы манекенщиц молниями, ремнями и прорезями. В 1968 году он развивает тему, добавляя в коллекцию «Космическая эра» еще больше футуристических деталей: виниловых поясов, сапог, перчаток.
Годом спустя он удивляет публику уникальным изделием — «круглым» кейпом под названием «Сателлит», выполненным из алого винила.
Модельер Пьер Карден одним из первых начал экспериментировать с пластиком: платья из коллекции «Космическая эра», созданные в 1968 году, и кейп «Сателлит» 1969 года
Курреж и Карден были в числе «виниловых первопроходцев», однако вскоре тренд подхватили и другие дизайнеры, тем более что именно на 1960-е пришелся настоящий бум на синтетические ткани: практичные, недорогие и эффектные (кроме того, в тот период вообще было модно все «искусственное» — от материалов до ресниц). Революционер от моды, дизайнер Мэри Куант, которой приписывают изобретение мини-юбки, также исследовала инновационные полихлорвиниловые ткани, правда ей, как и молодому Иву Сен-Лорану, была ближе эстетика поп-арта с его яркими цветами и графическими «блоками», нежели художественный минимализм футуризма.
Мэри Куант, которой приписывают изобретение мини-юбки, тоже интересовалась инновационными материалами, правда, ей была ближе эстетика поп-арта, нежели фантазии о космосе
Платье из винила авторства Стивена Уиллатса, 1965 год; фото из женского журнала, 1960-е годы; тренчи из коллекции Yves Saint Laurent, посвященной поп-арту (1966 год)
Во второй половине 1960-х годов пластик «прижился» и в Америке: дизайнер-провокатор Руди Гернрайх много экспериментировал с прозрачными вставками, создавая уникальные платья, брюки и жакеты, в которых дерзкая сексуальность сочеталась с традиционным кроем и привычными материалами — например, мягкой шерстью или плотным трикотажем.
Работы дизайнера-провокатора Руди Гернрайха
Показы весна-лето — 2018: от тренчей Calvin Klein до ботфортов Chanel
В новом сезоне фантазии на тему «пластик-фантастик» представили чуть ли не все дизайнеры: от Карла Лагерфельда, которого, несмотря на почтенный возраст, трудно упрекнуть в архаичности, до Кристофера Бейли, вдохновленного, судя по всему, бунтарским духом Гоши Рубчинского.
В коллекциях Chanel пластик был повсеместным: начиная с ног моделей, обутых в прозрачные ботильоны и высокие ботфорты, и заканчивая их головами, увенчанными непромокаемыми капюшонами и панамами. Пластиковыми были сумки, клатчи и даже митенки — тот случай, когда «модно» равнозначно «удобно» или даже «практично». Хотя эксперты негативно высказались о коллекции, отметив, сколь неразумно использовать столько синтетических материалов в пору, когда миру грозит экологическая катастрофа, клиенты Дома пришли от нее в ожидаемый восторг.
Chanel SS 2018
Пластик и различные его производные присутствовали во многих коллекциях сезона весна-лето — 2018. Большинство дизайнеров пошли по проторенной дорожке и представили свое видение таких базовых вещей, как непромокаемый тренч с приятной блестящей текстурой или куртка-дождевик. Аня Хиндмарч создала для одноименного бренда прозрачное пальто с цветным кантом, Пьерпаоло Пиччоли, творящий для Valentino, — куртку-косуху, а дизайнер Balmain Оливье Рустен — юбку-карандаш с контрастными надписями. Кристофер Бейли из Burberry разработал целую линейку виниловой одежды всех цветов и фасонов: от сорочек и юбок в мягких пастельных оттенках до плащей и ветровок. Не остался в стороне от тенденции и Раф Симонс — для Calvin Klein он изобрел шубу с прозрачным пластиковым покрытием, которой точно не страшны агрессивные
акции «зеленых», любящих обливать мех цветной краской.
Calvin Klein
Valentino
Burberry
Balenciaga, Balmain, Christopher Kane
Kenzo, Acne Studios, Anya Hindmarch
MSGM, Prabal Gurung, Wanda Nylon
Все напоказ — аксессуары из коллекций весеннего сезона
Пластиковыми в новом сезоне будут не только верхняя одежда, но и аксессуары — от уже упоминавшихся сапожек и шляп Chanel до разнообразных босоножек, туфель, ботильонов. Дизайнеры активно экспериментируют с инновационными материалами, делая их мягкими и пластичными, чтобы они не только красиво смотрелись, но и удобно носились. Подиумное решение, которое легко войдет в каждодневную жизнь, — прозрачные пояса: корсеты, как на показе Tibi, дополнят и строгий офисный комплект, и легкомысленное весеннее платье, а лаконичные ремни от Maison Margiela «подружатся» вообще с чем угодно: от спортивной толстовки до консервативного пальто.
Аксессуары из пластика в коллекции Chanel
Туфли из коллекций Off-White, Giorgio Armani, Alexander Wang
Сумка, Anya Hindmarch; корсет из пластика, Tibi; панама, Chanel
Черпаем вдохновение на улицах
Пластиковые вещи уже не первый сезон занимают умы модниц, но последние месяцы вокруг них развернулся настоящий ажиотаж. Что неудивительно, ведь они не только эффектно смотрятся на снимках, но и довольно практичные: яркий плащ привлекает внимание фотографов и спасает от непогоды, а прозрачный дождевик, наброшенный поверх запоминающегося комплекта, не только не скрывает фантазии автора, но даже подчеркивает его ультрамодный статус.
Что купить?
Начинать лучше с малого — прозрачные туфли или ботильоны, например, не только впишутся в любой образ, но и защитят от переменчивой весенней погоды (не говоря уже о том, что зрительно «вытянут» ноги), в то время как пояс из пластика обещает быстро компенсировать затраты на покупку. Для более прогрессивных — брюки и топы из блестящего винила, напоминающего о глэм-рокерах 1970-х, или сверхактуальный принтованный тренч. Но если вас беспокоит не только судьба собственного гардероба, но и будущее планеты, рекомендуем заранее озаботиться вопросом утилизации пластика, ведь главный принцип истинной моды — не в слепом следовании трендам, но и в их разумной и осознанной адаптации.
Ботильоны, Gianvito Rossi; топ из винила, Ellery; тренч, Calvin Klein; сумка, Zara; пояс, Maison Margiela