Новости

Питер Weekly: выставка «В зеркале судьбы. Русский исторический портрет» в Русском музее, спектакль «Черный квадрат» в Александринском театре и большой сольный концерт Басты

Питер Weekly: выставка «В зеркале судьбы. Русский исторический портрет» в Русском музее, спектакль «Черный квадрат» в Александринском театре и большой сольный концерт Басты

С 19 декабря 2025 по 5 апреля 2026 года Государственный Эрмитаж представит выставку «Работы К. И. Росси в Зимнем дворце», посвященную 250-летию со дня рождения великого архитектора. Экспозиция разместится в одном из самых торжественных интерьеров музея — Гербовом зале, созданном по проекту самого Росси в рамках масштабной перестройки Зимнего дворца после пожара 1837 года.

Выставка станет логичным продолжением юбилейных мероприятий, позволяя увидеть наследие зодчего в контексте главной императорской резиденции. Хотя подробности проекта пока не раскрываются, ожидается, что экспозиция включит архивные чертежи, эскизы, документы и, возможно, предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с работой Росси над интерьерами дворца.

Это событие дополнит уже открывшуюся в Выставочном зале федеральных архивов экспозицию «Первый по вкусу и таланту», предлагая взглянуть на творчество архитектора через призму его ключевого проекта — Зимнего дворца, где гений Росси проявился в создании парадных залов, определивших представительский облик российской монархии XIX века.

Эрмитаж. Гербовый зал
Эрмитаж. Гербовый зал

Детали:
Подробности появятся на сайте hermitagemuseum.org

Михайловский замок снова становится пространством, где оживает история — на этот раз в лицах. В его парадных залах открылась масштабная выставка «В зеркале судьбы. Русский исторический портрет», собравшая около 300 произведений живописи, графики и скульптуры XVII–XIX веков. Это редкая возможность увидеть портретную летопись страны, рассказанную кистями величайших мастеров: Карла Брюллова, Ильи Репина, Ивана Крамского, Дмитрия Левицкого, Ореста Кипренского.

Экспозиция выстроена как путешествие по двум столетиям русской истории — от первых строгих парсун до блестящих шедевров зрелого XIX века. Перед зрителем проходит целая галерея выдающихся личностей: фавориты двора Иван Шувалов и Григорий Орлов, дипломаты Алексей Бестужев-Рюмин и Александр Горчаков, светила отечественной медицины Николай Пирогов и Сергей Боткин. Здесь же — полководцы и фрейлины, архитекторы и предприниматели, артисты, писатели и представители духовенства. Это не просто собрание портретов — это хроника судьбоносных эпох, рассказанная через человеческие лица и биографии.

Одним из главных событий выставки стало появление в Георгиевском зале подлинной сенсации — «Портрета семьи Мариетти» Карла Брюллова (1834). Картина принадлежит частному собранию и была показана широкой публике лишь однажды — в Милане почти два века назад. Теперь ее можно увидеть в России впервые.

Масштаб выставки во многом перекликается с мечтой художника и критика Александра Бенуа, который когда-то предлагал создать в Михайловском замке Национальную портретную галерею — галерею целого народа. И нынешняя экспозиция фактически воплощает этот замысел: она показывает богатство портретного жанра — от парадных и официальных до камерных и семейных, от мундирных до костюмированных, от женских до детских образов.

И.Н. Крамской портрет С. П. Боткина. 1880 г.
И.Н. Крамской портрет С. П. Боткина. 1880 г.
Л. Токе. Портрет графини Анны Михайловны Воронцовой, около 1758 г.
Л. Токе. Портрет графини Анны Михайловны Воронцовой, около 1758 г.
О. Генин. Групповой портрет участников посольства.
О. Генин. Групповой портрет участников посольства.

Детали:
Подробности и билеты на сайте rusmuseum.ru

14 декабря на Новой сцене Александринского театра зрителям предстоит погрузиться в еще одну грань мистического проекта НАУТЕАТРА — седьмой акт экспериментального цикла «Черный квадрат», посвященный рассказу Александра Грина «Серый автомобиль». Текст, написанный в 1923 году и опубликованный лишь спустя два года в сборнике «На облачном берегу», считается одним из самых странных и притягательных произведений писателя. Здесь — и карточные приметы судьбы, и иррациональный страх перед техникой, и шевеление безумия, и почти сюрреалистический образ куклы, которая будто бы оживает.

«Черный квадрат» работает с литературой необычным способом: спектакль рождается из синтеза актерского чтения, хореографии, электронной музыки и медиаарта — прямо на глазах у зрителя. Это живой перформанс, в котором текст открывается не как иллюстрация, а как мир, где звук, пластика и движение становятся персонажами наравне со словами.

Второй сезон проекта исследует мистическую литературу, ее смутные тени, полунамеки и состояния между реальностью и видением. Пространство Грина — насыщенное, зыбкое, метафорическое — в этом формате раскрывается особенно ярко: приглашенные саунд-артисты выводят звук из роли фона, превращая его в самостоятельный характер, который то помогает, то сопротивляется сюжету.

Седьмой акт экспериментального цикла «Черный квадрат», посвященный рассказу Александра Грина «Серый автомобиль»
Седьмой акт экспериментального цикла «Черный квадрат», посвященный рассказу Александра Грина «Серый автомобиль»
Седьмой акт экспериментального цикла «Черный квадрат», посвященный рассказу Александра Грина «Серый автомобиль»

Детали:
Билеты на сайте alexandrinsky.ru

14 декабря в пространстве Jazzberry Петербургу представят спектакль «Мелодии судьбы» — музыкально-драматическую историю о четырех женщинах, чьи голоса и судьбы изменили мировую культуру. Четыре актрисы воплотят на сцене образы Эдит Пиаф, Билли Холидэй, Барбары Стрейзанд и Мэрилин Монро, позволяя зрителям увидеть за легендой живого человека.

Эдит Пиаф, голос которой стал символом XX века, предстает не только певицей с харизмой синего прожектора, но и женщиной, многое скрывавшей за силуэтом маленького черного платья.

Билли Холидэй, великая джазовая новаторка, в спектакле звучит не только музыкальным наследием, но и ценой, которую она заплатила за свободу своего голоса.

Барбара Стрейзанд — единственная из героинь, кто остается живой легендой, здесь раскрывается не как недосягаемая суперзвезда, а как человек с хрупкими сомнениями и собственным сложным «секретом успеха».

И, конечно, Мэрилин Монро — женщина-миф, женщина-голливудский символ, судьба которой остается одной из самых драматичных историй ХХ века. Спектакль задает вопрос: видел ли кто-то настоящую Мэрилин за образом, созданным студиями?

Истории четырех великих женщин продолжают волновать мир, и этот спектакль — шанс увидеть их не только звездами, но и людьми, чьи мелодии судьбы до сих пор звучат внутри каждого, кто готов слушать.

Детали:
Билеты на сайте afisha.yandex.ru

В Петербург возвращается Баста с большим сольным концертом, который за последние годы стал одной из самых ожидаемых декабрьских традиций города. 20 декабря будет уже третье выступление артиста на крупнейшей арене Восточной Европы, и каждый раз масштаб шоу подтверждает статус события, объединяющего десятки тысяч поклонников.

На концертах Басты собирается более 65 000 зрителей — чтобы услышать культовые хиты, пережить любимые строки вместе с артистом и стать свидетелями неожиданных дуэтов. В прошлом году, например, гостем шоу стал Женя Трофимов: совместное исполнение песни «Поезда» разлетелось по соцсетям, превратившись в один из самых обсуждаемых музыкальных моментов сезона.

Команда артиста традиционно выстраивает на сцене сложные декорации, создает визуальные инсталляции, соединяет музыку со световым шоу и пиротехникой — концерт превращается в масштабный перформанс, где энергетика зала становится частью действия. Этот декабрь не станет исключением: Баста готовит как проверенные временем хиты, так и новые треки, а также несколько совместных номеров, которые сохраняют в секрете до самого вечера.

В Петербург возвращается Баста с большим сольным концертом

Детали:
Билеты на сайте gazprom-arena.com

Новость для поклонников яркой гастрономии и исторического центра: 15 ноября в доме-памятнике архитектуры сталинского неоклассицизма на Таврической улице открылся ресторан Closer от команды Saro — бренд-шефа Марии Дементьевой, CEO Андрея Ермишкина и арт-директора Назара Коломиец. В сердце проекта — дровяная печь, а открытый огонь — это и особая атмосфера, и особая кухня!

«Если в Saro мы вдохновлялись итальянской традицией, то здесь решили делать авторскую кухню без привязки к странам и стилям. Все определяет огонь: он влияет и на технику, и на вкус, и даже на подачу. Идея с открытым огнем появилась спонтанно, но именно она собрала весь образ Closer воедино», — рассказывает Мария Дементьева.

Главный акцент в интерьере — пятиметровые окна с видом на пруды Таврического сада! Из ярких деталей — бельгийский фарфор Serax (коллаб с Ann Demeulemeester).

В ресторане — авангардная винная карта и private room для частных событий.

Детали:
Ул. Таврическая, 31–33

Отель SO/ St. Petersburg приглашает отметить Новый год и праздничные каникулы в атмосфере современной роскоши: мягкое освещение, золотистый декор, уютные зоны отдыха — в этом пространстве чувствуешь себя так, будто все мечты уже сбылись и можно никуда не спешить и, наконец, просто отдыхать. В обновленном лобби-баре подают фирменный глинтвейн, приготовленный на пряных специях и ягодах — и нет ничего лучше, чем «засесть» у камина с горячим напитком и отвлечься и от городской суеты, и от собственных дедлайнов и слишком амбициозных планов.

В период новогодних праздников отель подготовил ряд специальных предложений: вас ждут праздничные сет-меню от шеф-повара, тематические коктейли, новогодние активности для всей семьи и, конечно, специальные тарифы на проживание.

Отель SO/ St. Petersburg приглашает отметить Новый год
Отель SO/ St. Petersburg приглашает отметить Новый год
Отель SO/ St. Petersburg приглашает отметить Новый год

Детали:
so-stpetersburg.ru

Подготовлено: Елизаветой Залмановой

11 декабря 2025
Posta-Magazine для раздела Новости