С 19 декабря 2025 по 5 апреля 2026 года Государственный Эрмитаж представит выставку «Работы К. И. Росси в Зимнем дворце», посвященную 250-летию со дня рождения великого архитектора. Экспозиция разместится в одном из самых торжественных интерьеров музея — Гербовом зале, созданном по проекту самого Росси в рамках масштабной перестройки Зимнего дворца после пожара 1837 года.
Выставка станет логичным продолжением юбилейных мероприятий, позволяя увидеть наследие зодчего в контексте главной императорской резиденции. Хотя подробности проекта пока не раскрываются, ожидается, что экспозиция включит архивные чертежи, эскизы, документы и, возможно, предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с работой Росси над интерьерами дворца.
Это событие дополнит уже открывшуюся в Выставочном зале федеральных архивов экспозицию «Первый по вкусу и таланту», предлагая взглянуть на творчество архитектора через призму его ключевого проекта — Зимнего дворца, где гений Росси проявился в создании парадных залов, определивших представительский облик российской монархии XIX века.

Детали:
Подробности появятся на сайте hermitagemuseum.org
Михайловский замок снова становится пространством, где оживает история — на этот раз в лицах. В его парадных залах открылась масштабная выставка «В зеркале судьбы. Русский исторический портрет», собравшая около 300 произведений живописи, графики и скульптуры XVII–XIX веков. Это редкая возможность увидеть портретную летопись страны, рассказанную кистями величайших мастеров: Карла Брюллова, Ильи Репина, Ивана Крамского, Дмитрия Левицкого, Ореста Кипренского.
Экспозиция выстроена как путешествие по двум столетиям русской истории — от первых строгих парсун до блестящих шедевров зрелого XIX века. Перед зрителем проходит целая галерея выдающихся личностей: фавориты двора Иван Шувалов и Григорий Орлов, дипломаты Алексей Бестужев-Рюмин и Александр Горчаков, светила отечественной медицины Николай Пирогов и Сергей Боткин. Здесь же — полководцы и фрейлины, архитекторы и предприниматели, артисты, писатели и представители духовенства. Это не просто собрание портретов — это хроника судьбоносных эпох, рассказанная через человеческие лица и биографии.
Одним из главных событий выставки стало появление в Георгиевском зале подлинной сенсации — «Портрета семьи Мариетти» Карла Брюллова (1834). Картина принадлежит частному собранию и была показана широкой публике лишь однажды — в Милане почти два века назад. Теперь ее можно увидеть в России впервые.
Масштаб выставки во многом перекликается с мечтой художника и критика Александра Бенуа, который когда-то предлагал создать в Михайловском замке Национальную портретную галерею — галерею целого народа. И нынешняя экспозиция фактически воплощает этот замысел: она показывает богатство портретного жанра — от парадных и официальных до камерных и семейных, от мундирных до костюмированных, от женских до детских образов.

















