Путешествие

Профессионально о путешествиях — в рассказах Ольги Мичи. Про Шангри-Ла, Новую Гвинею и смысл жизни. Часть 5

Наш колумнист Ольги Мичи продолжает рассказ об удивительном и полном опасностей путешествии в Новую Гвинею. Путешественники добрались до деревни племени короваи, затерянной в глубине джунглей.

Нашим героям предстоит

провести много дней среди папуасов и погрузиться в ежедневный быт деревни.

Дикари

Поначалу жители деревни относились к нам настороженно, близко не подпускали. Только дети следовали за нами повсюду. Просыпаясь, мы неизменно замечали милые мордашки, заглядывающие в нашу хибару и прогоняющие от входа большую свинью Бади, которая так и норовила добраться до наших съестных запасов. Вообще, дети к нам очень тянулись. Взрослые члены племени практически не проявляют к младшим ласки, нежности, внимания. А мы общались с ними, показывали им на iPad мультики и примитивные компьютерные игры.

Между прочим, видя все это, радовались и хохотали не только маленькие члены племени, но и взрослые дикари.

Раз в несколько дней мы ходили с местными женщинами на поиски пищи животного происхождения, по пути собирая гигантские дикие огурцы и съедобных насекомых. Я всегда удивлялась тому, как лихо женщины клана ловят змей и ящериц. Вечером эти «лакомства» подавались к импровизированному столу на «тарелочках» из пальмовых листьев. Ну а на десерт вместо молока и сладостей наши папуасы ели гигантских личинок «улат сагу» (ulat sagu — английское название, noun — на языке короваев). Этих личинок аборигены собирают под корой саговых пальм, срубленных тремя месяцами раньше. Таким образом, деревья становятся своеобразной фермой для выращивания насекомых.

Олфит уговаривает нас попробовать лакомство, утверждая, что черви по вкусу напоминают кокосовую мякоть или даже белый шоколад. Заглатывать личинок нужно «с хвоста», предварительно откусив голову, иначе червяк способен больно укусить за язык. Я на это решиться не могу, а вот моя смелая Светлана без труда кладет одного в рот. Говорит, что по вкусу — явно не шоколад и даже не молоко, а слегка сладковатая, водянистая масса, довольно неприятная. Но наши папуасы уплетают их сырыми и жареными за обе щеки, а заодно едят и других жуков, с крылышками и лапками, называемых kheipt. И все же, по мнению самих дикарей, наиболее вкусные личинки — noun, так как эти черви питаются молоком саговой пальмы.

Саговая пальма — главное дерево для племени короваи. Аборигены используют ее для строительства хижин и делают из пальмовых листьев женские юбки cawat. Кроме того, мякоть пальмы измельчают в труху при помощи тупых дубинок, затем промывают дождевой водой, собранной прямо с земли, и она превращается в вязкую массу, напоминающую мокрую муку. Из нее короваи пекут лепешки. Любопытно, что возраст пальмы, пригодной для еды, должен составлять не менее 20 лет.

Без преувеличения, продолжительность жизни деревни напрямую зависит от наличия саговых деревьев в районе. Как только туземцы вырубают все пальмы в округе, то подыскивается место для строительства нового поселения. Как правило, местные жители делают это с периодичностью раз в семь лет. Честно признаюсь, что избежать поедания предложенного лакомства мне не удалось. На вкус лепешки напоминают жареную муку.

Мясо крупных животных, в том числе домашних, короваи едят редко. Во-первых, не так легко в лесу поймать дичь, а во-вторых, свинья на местном рынке стоит около 800–5000 долларов США. Сумма для аборигенов неподъемная.

На шестой день проживания в клане мы услышали историю одного юноши, который уже несколько лет влюблен в местную девушку, но не в состоянии заплатить за нее выкуп, состоящий из змеи, зверька кускуса, ожерелья из собачьих зубов и свиньи. Пожалев юношу, мы скинулись на самого дешевого поросенка, которого купили на следующий день в соседнем клане и незамедлительно доставили в нашу деревню, заботливо привязав к длинной палке.

Пир

Жители нашей деревни решили не откладывать праздник и засуетились, выкапывая яму для приготовления поросенка. Мать невесты побежала примерять подаренное ожерелье, а дети принялись играть с тушкой мертвого кускуса.

Вообще, дети здесь предоставлены сами себе и нередко изобретают довольно опасные игры. Например, в качестве качелей они используют ветви деревьев, порой залезая очень высоко и при падениях получая тяжелые травмы. Они самостоятельно разводят костры при помощи сухого хвороста и палочки и, играя с огнем, нередко получают ожоги. А любимая их забава — игры с острым мачете. После этого уже не удивляют цифры статистики: детская смертность на Папуа достигает 65%.

Честь убить свинью выстрелом из лука достается старейшине клана, который легко справляется с этой задачей. Затем все мужчины деревни приступают к разделке туши. Делают они это при помощи одних лишь бамбуковых палочек. Далее готовые куски мяса кладутся в яму, застланную ветвями саговой пальмы. Сверху мясо накрывается травой, на которой размещаются раскаленные камни. Затем новый слой мяса, снова трава и снова камни.

Туша томится в течение часа. Все это время тощие, вечно голодные деревенские собаки буквально сходят с ума от дурманящего запаха ароматного мяса. То и дело они бросаются к яме в надежде урвать хоть что-то. Но аборигены непреклонны и отшвыривают бедных животных в сторону. Взвизгивая то ли от боли, то ли от досады, собаки отбегают, но ненадолго.

Честно говоря, нам и самим надоело «баночное» мясо, и мы, словно завороженные, жадно ловим носом восхитительные ароматы. От туши нам достался приличный кусок, который уже томится в кастрюльке, в соусе из приправ, под присмотром заботливого Олфита.

Приготовленное мясо делится между всеми жителями деревни. Самые вкусные куски получают мужчины. Женщинам достаются субпродукты: голова, кишки, копыта. Их вверяют в руки самой взрослой даме, которая быстро складывает пищу в сумочку, сплетенную из листьев все той же саговой пальмы, и уносит в женский домик.

Их Нравы

Быть женщиной племени короваи нелегко. Девочки выходят замуж в 11–12 лет, как только у них начинаются менструальные кровотечения. Девочки и девушки проводят «критические дни» в одиночестве, отселяясь в отдельный дом и очищая себя листьями. Еду им приносят другие женщины. Рожают они также в одиночестве и самостоятельно перерезают пуповину бамбуковым ножом. В случае смерти супруги ее муж придет забрать ребенка. Если рождаются близнецы, то мать должна убить второго рожденного малыша: короваи считают, что он — сын призрака.

Мужчины и женщины живут в разных домах. Мужской дом называется luop. Он строится на высоте двадцати и более метров, на его сооружение уходит около трех дней. Женский дом — khaim — располагается на высоте не более девятнадцати метров. Так высоко хижины строят для того, чтобы в них не могли пробраться враги — например, супруг чужой жены, похищенной мужчиной этого клана.

Костры здесь разводят прямо на полу. В случае атаки камни, лежащие в огне, незамедлительно обрушиваются на головы нападающих.

Женщины, одомашненные животные и маленькие дети живут вместе. Короваи не делают обрезание, но после шести лет мальчики должны ночевать в мужском доме. Для совокупления короваи уходят в лес.

Из одежды мужчины используют только лист дутамона, в который тщательно заворачивают компактно спрятанный в кожу пенис. Говорят, это очень болезненный процесс, но смысл его я объяснить не берусь.

…Не успели мы свыкнуться с обычаями жизни в деревне короваев, как на нашу долю выпало новое испытание, по сравнению с которым все прошлые показались несущественными. Нас похитили.

 

 

 

31 марта 2015
Ольга Мичи для раздела Путешествие