«Паразиты» — редкий пример фестивальной картины, которая способна понравиться самому широкому кругу зрителей.
Корейцу Пон Чжун Хо удалось, казалось бы, невозможное — перебить у каннской профессиональной публики впечатление от нового фильма Тарантино: в необъятной очереди на пресс-конференцию «Однажды… в Голливуде» многие восторженно обсуждали именно «Паразитов». Первый показ корейской ленты прошел накануне поздним вечером, и некоторые на него даже не пошли: нужно было написать о фильме американского мэтра. Но уже ночью стали распространяться первые отзывы о «Паразитах», которым прочили «Золотую пальмовую ветвь». В итоге в кои-то веки вкусы критиков и членов жюри совпали: Пон Чжун Хо принес Южной Корее первый в истории страны главный каннский трофей. В прошлом году таким же фаворитом журналистов был «Пылающий» корейца Ли Чан Дона, оставленный в итоге вовсе без наград.
Название и постер «Паразитов», на котором глаза героев закрыты черными полосками, а также бэкграунд режиссера наводят на мысли о том, что в фильме присутствуют фантастические элементы. Однако это совсем не так: жанров в картине намешано множество, и это одна из ее главных особенностей, но ничего фантастического в ней как раз нет — хотя сюжет и развивается самым неожиданным образом. Пон Чжун Хо говорит: «… это довольно реалистичная драма, но я не стану возражать, если вы назовете этот фильм криминальной драмой, комедией, мрачной человеческой драмой или ужасающим триллером». Впрочем, в первую очередь это, конечно, социальная история, которая лихо закручена и да, заставляет то хихикать, то ужасаться типичным для восточного кино кровавым ужасам, то глубоко сопереживать кому-то из героев.
Детали сюжета Пон Чжун Хо очень просил не раскрывать — как и его коллега и, кстати говоря, фанат азиатского кино Тарантино. И вот как с этим повальным страхом режиссеров и зрителей перед спойлерами кинокритикам выполнять свою работу? Начинаются «Паразиты» с погружения в быт бедной семьи. Муж поменял массу работ, пытался завести свой бизнес, но потерпел множество неудач. Жена когда-то была чемпионкой по легкой атлетике, но теперь тоже осталась не у дел. Взрослые дочь и сын талантливы, но поступить в университет (у него) и в художественное училище (у нее) так и не получилось. Семейство прозябает в полуподвальной квартире и зарабатывает на жизнь, собирая картонные коробки для пиццерии. Но однажды им представится шанс поправить свое положение. У сына по имени Ки Ву есть обеспеченный приятель, который просит друга на время своего отъезда побыть репетитором по английскому его ученицы-старшеклассницы. Юноша, неплохо знающий английский, подделывает университетский диплом и с легкостью очаровывает и ученицу, и ее доверчивую мать. Вскоре ему приходит в голову мысль обеспечить работой и свою сестру: та притворяется уникальной специалисткой по арт-терапии — то что нужно для непоседливого и проблемного младшего ребенка семейства Пак, тем более что мать считает его одаренным художником. Во время просмотра задумываешься о том, что в современном мире высшее образование зачастую обладает лишь формальной функцией: отсекает не получивших его от возможности продвинуться по социальной лестнице. Реальные знания и умения нередко с ним не связаны. Деньги предприимчивым и способным героям платят хорошие — мистер Пак руководит крупной IT-компанией. Постепенно события будут приобретать все более необычный характер, а во второй части картины станут поистине безумными.
Проблема социального расслоения сейчас — одна из самых актуальных, и потому о ней рефлексируют и ведущие современные режиссеры. В прошлом году «Золотую пальмовую ветвь» выиграл японец Хирокадзу Корээда, чьи «Магазинные воришки» также рассказывали о нищем, но весьма изобретательном семействе. Но поскольку в «Паразитах» все же важна жанровая составляющая, то фильм хочется сравнить скорее с «Мы» Джордана Пила — социальным хоррором, чьи герои, как и персонажи «Паразитов», довольно амбивалентны. С картиной Пила фильм Пон Чжун Хо сближает и метафора-оппозиция подземелья как обители бедности и надземного мира как места обитания состоятельных.
На Западе Пон Чжун Хо известен в первую очередь своими англоязычными работами «Сквозь снег» и «Окча» (последняя тоже была в Каннском конкурсе два года назад, это фильм Netflix). Это более цельные (и оттого более простые) в жанровом смысле ленты, чем «Паразиты», но и они при всей своей развлекательности посвящены важным вопросам современности: взаимоотношениям человека и природы и, опять-таки, социальному неравенству. Действие «Сквозь снег» разворачивается в мчащемся на огромной скорости поезде: в мире будущего холод поглотил почти все живое, а оставшиеся люди спасаются в локомотиве. В этой модели мира, разумеется, люди тоже делятся на притесняемых нищих и шикующих богатых. Вторые при этом убеждают первых, что по-другому невозможно: если каждый не будет находиться на своем месте, нарушится жизненный баланс. Понятно, что все это — полная чушь, призванная манипулировать массами. В «Паразитах», чьи персонажи рассуждают, вписались ли бы они в мир богатых, отношение Пон Чжун Хо к героям менее однозначное. Постановщик говорит о том, что стремился не выносить оценки, а заставить зрителей дискутировать и рассуждать об увиденном. С его точки зрения непонятно, кто на ком паразитирует: те, кто не способен выполнять без чужой помощи никаких действий, или те, кто пользуется чужой доверчивостью. Одни и те же герои в разные моменты картины вызывают то сочувствие, то отторжение. Но все-таки в финале Пон Чжун Хо не выдерживает: его симпатии становятся очевидны.