Сегодня Николь Кидман отмечает пятидесятилетие. Ограничившись замечанием о том, что поверить в это сложно, разбираемся, как сложилась кинокарьера перфекционистки, выбирающей сложные проекты и одним своим видом возвращающей в Золотой век Голливуда.
В работе над ролью Кидман привыкла полагаться на себя. Она не боится устать или перетрудиться, но помнит и о пресловутой «химии» между артистом и режиссером. Без нее в кино, как и в жизни, никуда.
Недавно отгремевший Каннский фестиваль, где Николь Кидман представляла четыре проекта, включая второй сезон детективного сериала «Вершина озера» и три авторских фильма — «Убийство священного оленя» Йоргоса Лантимоса, «Роковое искушение» Софии Копполы и «Как разговаривать с девушками на вечеринках» Джона Кэмерона Митчелла, подарил ей звание «королевы бала»: пресса решила так еще до старта юбилейного смотра. Незадолго до этого актриса отметилась в номинациях на премии «Золотой глобус» и «Оскар» за фильм «Лев», запавший в душу ассоциации иностранной прессы и киноакадемикам. Впрочем, дальше номинаций тогда дело не пошло. В перерыве между этими событиями HBO показал мини-сериал «Большая маленькая ложь» с Кидман в одной из главных ролей.
Все это стало поводом для появления многочисленных материалов о жизни и судьбе Кидман, анализирующих ее карьеру, перечней ее лучших фильмов и воспоминаний о браке и разводе с Томом Крузом, чью славу, по мнению журналистов, ей в свое время непременно нужно было превзойти, чтобы променять статус «бывшей жены» на статус «большой звезды». Очередной такой повод — сегодняшний день, в который актрисе, кроме прочего, не миновать разговоров о том, как она выглядит в свои пятьдесят: миру глянца, моды и красоты она принадлежит ничуть не меньше, чем миру кино. Такие уж правила. Против них всегда сдержанная Николь выступать не берется, но ясно дает понять: работа — кино и недавно вернувшийся в ее жизнь театр — прежде всего.
«Большая маленькая ложь»
«Роковое искушение»
И хоть карьеру Кидман принято мерить важными вехами — съемки в последнем фильме Стенли Кубрика, знакомство и работа с Ларсом фон Триером, кабаре База Лурмана и его оглушительный успех, роль Вирджинии Вульф, принесшая «Оскар», — разгромная критика в ее адрес звучала не реже. Например, совсем не оценили в прокате комедию Норы Эфрон «Колдунья», где героиня Кидман от сцены к сцене забавно подергивала носом.
Философское отношение актрисы к неудачам говорит о ней не меньше, чем каждый новый триумф. Кидман вообще типичный трудоголик. Красной нитью через все ее интервью проходит идея о том, что на съемочной площадке нужно выкладываться максимально, предварительно вжившись в своего героя настолько, чтобы поверить самой себе. Режиссеры, с которыми она работала, от Ларса фон Триера до Ли Дэниелса, не устают говорить о храбрости актрисы и ее требовательности к себе. И эти слова, повторяемые из раза в раз, от проекта к проекту, совсем не кажутся протокольными комплиментами. В отношении Кидман к актерской работе есть кое-что от близкого ей по духу фермерства: понимание, что без тяжелого, изматывающего труда ничего не выйдет.
Выбирая новые проекты, она руководствуется принципом, которому во время съемок «С широко закрытыми глазами» ее научил Стэнли Кубрик: никогда не говорить «нет», не попробовав. Этим и объясняются обилие в ее арсенале таких разных ролей, уводящих далеко за пределы больших студийных проектов, и трудных фильмов, в работе над которыми можно испытать себя на прочность и взять новый рубеж.
«С широко закрытыми глазами»
В профессии Кидман оказалась не случайно. Росшая в Австралии, она вместо того, чтобы ехать в выходные на пляж, мчалась на занятия по актерскому мастерству. Завидная самодисциплина привела к раннему дебюту: уже в 15 Кидман появилась на австралийских экранах. Роли становились все более значительными, проекты — заметными, а взгляд назад подтверждает: перфекционизм, доверие режиссеру и желание работать были в ней всегда.
Например, в «Умереть во имя» Гаса Ван Сента, за роль в котором Кидман получила свой первый «Золотой глобус», она превращается в миловидную провинциалку Сьюзан, которая для достижения собственных целей готова пойти не на многое, а просто на все. Актриса так глубоко вжилась в этот образ, что не поверить ей невозможно: между Сьюзан и ее мечтой о карьере на телевидении лучше не вставать.
«Умереть во имя»
Точно так же сложно не проникнуться историей звезды кабаре Сатин из мюзикла База Лурмана «Мулен Руж!», в жизни которой все пошло не по плану после встречи с полунищим поэтом. Сейчас кажется, что ничем, кроме громкого успеха, съемки закончиться не могли, но на момент производства уверенности в этом не было. Неоднозначный жанр, танцующие и поющие актеры, будто перепутавшие экран с бродвейской сценой, китчевые декорации — все то, что в итоге привело к признанию, могло привести и к провалу. Кидман же, после раздумий о том, сможет ли со своей стороны справиться с задачей, все же решила рискнуть и не прогадала. А мы узнали, что с пластикой и вокалом дела у нее обстоят ничуть не хуже, чем с мастерством перевоплощений: все номера и она, и Юэн МакГрегор, другой любитель проверить себя на прочность, исполняли без помощи дублеров.
«Мулен Руж!»
Красота, так и сочащаяся с экрана в «Мулен Руж!», блекнет и исчезает в «Часах» Стивена Долдри. У героини Николь Вирджинии Вульф в запасе есть не только талант, но и депрессивное расстройство и бесконечная сигарета в руках. Каждый съемочный день, те несколько часов, что нос Кидман превращали в нос Вульф, она тратила на то, чтобы и самой ощутить себя писательницей, чьей жизнью завладел кризис. Работа над ролью, по собственному признанию актрисы, давалась ей непросто. Развод, так часто вспоминаемый прессой, она переживала тяжело и впоследствии не раз говорила в интервью, что слова, которые Вирджиния Вульф должна была произносить по сценарию, не в меньшей степени относились и к ней самой. В результате актриса получила «Оскар» за лучшую женскую роль, переборола собственный кризис и доказала, что умеет играть не только броских красавиц.
«Часы»
Говоря все в тех же интервью о том, как сильно ей хочется поработать с Ларсом фон Триером, она быстро добилась своего. Режиссер позвал ее в свой экспериментальный «Догвиль», а Кидман с блеском прошла очередное испытание, сыграв списанную Триером во многом с нее самой Грейс.
«Догвиль»
Эти несколько примеров из фильмографии актрисы можно разбавить десятками других: снимается Николь Кидман много, выбирая не коммерческие проекты, а те, в которых есть история. «Большая маленькая ложь» — мини-сериал HBO, собравший в кадре вместе с Кидман Риз Уизерспун, Лору Дерн и Шейлин Вудли, рассказывает о благополучном калифорнийском Монтерее, где несколько матерей ведут своих детей в первый класс, давая старт истории о дружбе, соперничестве и несчастьях, которых достаточно в каждой, с виду даже самой благополучной семье. По задумке режиссера Жан-Марка Валле с первой же серии о героях судят и второстепенные персонажи — другие родители, что-то заметившие, услышавшие, видевшие и теперь дающие показания. Быстро оказывается, что у каждого свое сформировавшееся мнение о главных героинях. Одна — излишне амбициозная и влезающая в каждый спор, другая — красивая, но надменная, потому что молчаливая, третья — карьеристка, а значит автоматически плохая мать, четвертая — скрытная, одинокая и совсем не обеспеченная, следовательно, не соответствующая образу города. О них судят, не зная их самих, и в этом мир сериала напоминает мир, в котором часто вынуждены жить голливудские звезды. Так что нет ничего удивительного в том, что шумным вечеринкам Николь Кидман предпочитает собственную ферму и производство домашнего джема — такого же авторского, как и фильмы с ее участием.