Стиль жизни

Календарь: новая выставка в Московском Музее Современного Искусства

В Москве открылась бельгийских и голландских художников Vanitas — Смыслы и символы в современном искусстве. Художники рассказали Posta-Magazine, как правильно их прочитать.

Фото Анна Макаревич

Vanitas — живописные композиции родом из 17 века с черепами,

потухшими свечами, увядшими цветами, разбитыми кубками, драгоценностями, зеркалами и книгами. В них есть яркость и радость жизни, но в то же время намек на скорое угасание.

Современные художники по-новому интерпретировали этот жанр.

Один из самых интересных объектов — фильм Ханса Оп де Бейка «Море спокойствия». Герои — реальные актеры «живут» в оцифрованной трёхмерной среде. Вместе с ними зритель «плывет» глубокой ночью на таинственном, мифическом круизном лайнере под названием «Море спокойствия».Чего только не происходит за 30 минут с героями: на корабле проходят похороны, кто-то делает пластическую операцию.

Несмотря на потрясающе красивые интерьеры и кадры, охватывает ощущение одиночества и пустоты.

«Корабль — символ нашего общества, — рассказывает Ханс. — Когда ты всего уже добился, тебе не к чему стремиться, ты только потребляешь и проводишь время. Со стороны это может казаться роскошной жизнью, но на самом деле она пронизана одиночеством… Посмотрите, кстати, корабль похож на огромный шопинг-молл, сверкающий, яркий, но абсолютно бессмысленный».

Ханс Оп де Бейк, КОМНАТЫ, Серия фотографий 2007г.
В этой серии чёрно-белых фотографий, автор сконцентрировался на неосознанности героев, которые словно отсутствуют, во вполне реальном современном интерьере. Центральная фигура каждой сцены — главный герой, он всегда один.

Эрвин Олаф
«Королевская Кровь. Юлий Цезарь»

Фото серии «Королевская Кровь» представляют собой галерею портретов казненных или погибших особ королевской крови: Юлий Цезарь, Мария Антуанетта, Леди Диана… Эрвину Олафу удалось графически запечатлеть ужас того, что слава и средства массовой информации исказили не только жизнь этих икон стиля, но даже их смерть, лишив их возможности страдать в последние минуты.

Скульптура Мартина ванн Калсбека и Лит Херинг выглядит более ярко и оптимистично. Художники работают со смолой, которая издалека выглядит точь-в-точь как хрупкое муранское стекло причудливых форм и оттенков.

«Главное в работе — это цвет. Мы больше ощущаем себя художниками, делающими скульпутру, нежели скульпторами. Это картина в 3D, которая с разных углов и сторон выглядит совершенно по-новому. Мы хотим, чтобы человек чувствовал, переживал, познавал».

Скульптура вызывает ассоциацию с классической живописью XVII века: это объемные версии экзотических украшений праздничного стола, схожие с теми, которые изображены в натюрмортах Vanitas.

На первый взгляд работы Ричарда Кайпера напоминают нам натюрморты голландских мастеров Золотого Века, но это всего лишь иллюзия. Они действительно похожи на классические натюрморты, но всмотревшись, глаз начинает различать, что льняная скатерть — это на самом деле пластиковый мешок для мусора, изящный кубок — обычная пластмассовая бутылка из-под минеральной воды, а утка, совсем не охотничий трофей, а всего лишь надувной макет с клапаном.

Выставка убедительно доказывает, что иллюзии повсюду, даже в… мульфильме «Бэмби». Фильм Персина Брурсена и Маргрит Лукаш «Создание Бэмби» показывает, как выглядел бы диснеевский фильм, сели вырезать из него животных — кажется, будто попадаешь в промышленные округи Москвы серым зимним днем. Оказывается, наблюдая за животными в классическом фильме Бэмби, мы не замечаем, насколько на самом деле мрачен и суров мир, в который погружены очаровательные персонажи этой анимации.. Авторы музыкального ряда Беренд Дуббе и Гвендолин Томас, взяли за основу оригинальную версию музыки к мультфильму, намеренно исказив ее, чтобы подчеркнуть диссонанс и противоречия сюжета.

Vanitas
Смыслы и символы в современном искусстве

14 ноября — 10 декабря 2012 года
Московский Музей Современного Искусства,
Тверской бульвар, дом 9

 

 

 

14 ноября 2012
Posta-Magazine для раздела Стиль жизни