Made in Russia: дизайнер Наталья Матвеева — о том, нужны ли нам тренды, перестанут ли русские женщины носить мех и про оверсайз вместо женственности
28 ноября 2023
Татьяна Сабуренкова главный редактор и основатель Posta-Magazine, ведущая рубрики «Качество жизни»
Мы продолжаем встречаться с героями, которые создают что-то российское, вкладываются в технологии, верят в локальный бизнес. Сегодня наша гостья — создатель модного дома Re-Look Furs Наталья Матвеева. Интересно то, как Наталья видит свою миссию: не просто создание российского бренда, а помощь каждой женщине в стилизации, в создании идеального образа. Это не про покупку отдельной вещи, которая может очень вам нравиться, но которая, например, совершенно не комбинируется ни с чем остальным в гардеробе. Если вы ее все-таки покупаете, то сразу должны получить профессиональный совет: как стилизовать вещь так, чтобы ее можно было носить часто и с удовольствием. «Просто рандомные покупки и грамотное составление гардероба — очень разные вещи», — считает Наталья, и в этом мы с ней полностью согласны.
А еще бывает так, что хочется приехать в пространство и… пересмотреть свой стиль, посоветоваться с экспертом, придумать для себя что-то новое. Никогда не носил розовый цвет, но почему бы не попробовать? «Не умею носить такие вещи», — часто говорим мы — и ошибаемся. Наталья и ее команда как раз помогают пересмотреть собственные установки, порой не очень верные. По-английски этот процесс называется лаконично и емко — re-look. Но мы поговорили с Натальей не только об этом, но и затронули тему искусственного меха, насколько он экологичен на самом деле. Стоит ли рассматривать покупки некоторых вещей как прямую инвестицию? Есть ли шанс, что мы перейдем на искусственно выращенные бриллианты вместо природных?
Татьяна Сабуренкова: Наталья, первое, с чего начнем, это все-таки само слово re-look. Это о пересмотре чего-то, о новом прочтении?
Наталья Матвеева: Именно. Придумывая название, я хотела, чтобы в нем был особый смысл. Это как пересмотр уже сформировавшегося у вас образа. Зачем нужен такой взгляд со стороны? В первую очередь потому, что всегда полезно послушать профессионала. Да и любое знакомство с чем-то новым в одежде — это открытие непривычного себя, это свежий взгляд на собственный образ.
А что обычно заставляет женщину пересмотреть свой стиль, поменять гардероб? Это вопрос очень тонкий, даже в чем-то деликатный. Здесь порой не обойтись просто «походом на шопинг». Но мы сейчас не об этом, не о психологии. Мы, со своей стороны, помогаем женщине плавно перейти от летнего гардероба к более теплому, осеннему или зимнему. Например, вы сталкиваетесь с проблемой лишних объемов в одежде и вам кажется, что они, эти объемы, вам категорически не идут. Вот в таком случае мы подсказываем, как правильно соблюсти пропорции и сделать выбор в пользу того или иного изделия, будь то пальто или шуба. Другими словами, как и с чем правильно носить вещи, чтобы они по-настоящему украшали.
Что бы вы назвали главными хитами, которые никогда не выходят из моды? Что всегда хочет купить каждая женщина?
В этот переходный период, когда еще не слишком холодно, абсолютный хит — пальто из кашемира благородных оттенков. Это может быть индиго, бордо, чернильно-синий, разные оттенки серого, цвет пыльной розы, карамельный. И, конечно, мой любимый черный. А сами изделия я бы условно поделила на два типа: casual для повседневных/деловых образов и более нарядные, где-то даже претенциозные, например, пончо из кашемира с этноинкрустацией из норки или розовое полупальто с отделкой из шиншиллы.
Подсказываете ли вы женщинам какие-то стилистические моменты во время примерок? Считаете ли вы, что дизайнер должен быть немного стилистом и почему?
Безусловно. Как я уже говорила, помощь со стилизацией образа изначально заложена как часть ДНК Re-Look. Я как абсолютный максималист в свое время испытывала острую потребность в навыках стилизации, поэтому получила профессиональное образование в этой области. Более того, я твердно верю, что если есть возможность и время стилизовать свой продукт, то лучше это делать самой. Никто не прочувствует вещь лучше, чем ее создатель.
Вы много работаете с верхней одеждой. Почему вы выбрали этот, с одной стороны, не самый простой сегмент в моде? Условную юбку или платье девушка купит куда чаще, чем шубу или пальто…
Абсолютно согласна, предметы повседневного гардероба проще позиционировать и продавать. Но я уверена, что в каждом направлении есть свои подводные камни. Что касается меня, то я начинала с создания исключительно меховой коллекции, после чего уже начала расширять линейку. Сначала появились осенние и весенние образы, после этого — что-то из летних. Это позволяет не ограничиваться одним лишь зимним сезоном.
Мне всегда было интересно, существуют ли реально тренды в мехе или это просто маркетинг?
Честно? Как таковых меховых трендов нет. Они лишь повторяют общие мировые тенденции. Простыми словами, если в сезоне актуален серый цвет, мы стараемся использовать его в наших коллекциях. Кстати, меня лично очень радует, что полюбившийся многим оверсайз сегодня отходит на второй план, а первое место снова занимает более приталенный, женственный силуэт. Еще одно мое наблюдение: сейчас снова становится очень модным ретростиль, отсылка к винтажу.
Мы, конечно, не обойдемся без упоминания главного тренда во всех сегментах: sustainable fashion — экологичная мода. С одной стороны, может показаться, что это не про настоящий мех. Но с другой, как раз про него?
О, это самая моя любимая тема, об этом можно говорить бесконечно! Но прежде всего давайте разберемся в самой терминологии: sustainable (англ.) — экологичный, рациональный, прочный; fashion (англ.) — мода, за которой порой не угнаться. Если мы говорим про выбор в пользу натурального меха, то это, конечно, рациональный и осознанный выбор. С точки зрения практичности тебе не нужно покупать шубу каждый сезон, потому что она потеряла вид или утратила свои функции, чего мы никак не можем сказать про экомех: он скорее относится как раз к термину «мода», то есть носит кратковременный характер.
Именно поэтому мне порой забавно читать мнения стилистов или модных критиков о том, что русская женщина, которая носит шубу из натурального меха, выглядит глупо или смешно. Русских женщин не зря считают одними из самых красивых и эффектных. И вот представьте себе эксперимент: посмотрите на одну и ту же девушку в шубе из экомеха vs из натурального. Получается баттл образов, в котором моментально ясен победитель. Поэтому вся эта история с актуальностью, с якобы экологичным выбором в пользу искусственного меха, на мой взгляд, исключительно маркетинговая. Ведь за каждой подобной разработкой стоят большие деньги, а поведение потребителя легко управляемо с помощью СМИ, инфлюенсеров, прочих рекламных инструментов.
Можете ли вы допустить мысль, что, скажем, лет через пять женщины в России перестанут носить настоящий мех и перейдут полностью на искусственные материалы?
Я уверена, что пока жива русская женщина, мехам быть. И это не про финансовый статус, скорее, про тепло и мягкость русской женщины, про комфорт, про ощущение себя, наконец. Вы представляете араба без нефти? Вот и я не представляю Россию без меха.
Как вы в этой связи как женщина и как дизайнер относитесь к моде на искусственно выращенные бриллианты?
А вот это сложный вопрос. На днях меня как раз пригласили на презентацию ювелирного бренда, в чьих коллекциях используются драгоценные камни lab grown. Эта тема, которую мне еще предстоит изучить, она очень интересна. Наверное, как и у всего того, что выращено в лабораторных условиях, у lab grown есть своя ценность. Это высокие технологии, и они впечатляют. Но ценность такого камня все-таки не идет ни в какое сравнение с натуральным камнем. То же самое можно сказать и про соболь, например. Искушенные поклонницы этого меха вряд ли выберут шубу из клеточного сырья.
Ваши личные отношения с модой и модными домами: кто нравится, почему?
Очень люблю то, что делают дизайнеры McQueen, Dior, Giambattista Valli. Мне нравится, что их одежда — это все-таки больше про красоту женского тела. Они создают коллекции про женщину, и она, конечно, бывает разной: дерзкой, смелой, романтичной, утонченной, эмансипированной, свободной, благородной, статусной. Но главное — это про женщину и ее главную миссию — нести красоту в этот мир. В то же время в их творениях много ручной работы, удивительных техник, уникальных инструментов в работе с самыми разными материалами. Все это как раз и создает ценность, это не про хайп.
Считаете ли вы, что мода может быть или должна быть вложением?
Конечно. Помимо самого очевидного — сумок Hermès — можно вкладываться и в другие вещи брендов, это будет самая настоящая инвестиция. И сейчас я говорю не только про, скажем, винтажные вещи Chanel, Dior или Balenciaga, которые создавались при жизни самих создателей. Достаточно иметь какие-то знаковые предметы из коллекции бренда, которые нравятся и которые никогда не выйдут из моды. В случае с Re-Look Furs, например, я искренне считаю, что седой соболь или инкрустации из меха при правильном хранении и носке могут послужить очень достойным вложением. И вот еще в чем я убеждена: особенно с приходом искусственного интеллекта в мир моды мы еще больше начнем ценить все, что создается руками, все, в чем есть душа.
У маркетологов сегодня есть такое мнение, что наступила эра, когда людям важны не вещи, а впечатления: путешествия, гастрономический опыт и т. д. Уходит эра вещизма. Согласны?
Мы все равно продолжаем покупать. Просто если раньше российский клиент, например, был «голодный» и сметал все, на что падал глаз, то сейчас такое вокруг перенасыщение, что у нас глаза разбегаются. При этом мы стали очень искушенными, даже требовательными. Такого раньше не было. Конкуренция зашкаливает. Поэтому те же маркетологи начинают придумывать все новые и новые способы повысить лояльность клиента, подключают те самые эмоции и впечатления. Красиво вывозят клиентов на показ новой коллекции в Италию, приглашают на какую-нибудь роскошную виллу, а не просто показывают образы или украшения в бутике. То есть, как видите, в ход идут и вещи, и впечатления одновременно. (Улыбаясь.)
Ваше отношение к fast fashion: это полезно или вредно?
Не могу ответить на этот вопрос однозначно. С одной стороны, есть такой психотип людей, которым нужно постоянно что-то новое в одежде, хочется себя радовать. Делать это не с брендами fast fashion не очень реально для многих именно с финансовой точки зрения. Но если вы спрашиваете мое мнение как потребителя, то я не сторонник индустрии fast fashion, потому что обороты производства достигли своего апогея, коллекции выпускаются по шесть-восемь раз в году (если мы говорим о масс-маркет) — и это уже явный перебор. Да и себя как бизнесвумен, работающую в подобном формате, я тоже не вижу, это совсем не мой подход к моде и к жизни.