PostaБизнес

Women in Power: Наталья Григорьева-Литвинская — об актуальной фотографии, галерейном бизнесе и музейном деле

Центр фотографии имени братьев Люмьер — одна из самых популярных выставочных площадок Москвы, которая на протяжении восьми лет знакомит публику с наследием отечественных и мировых фотоклассиков и актуальными работами современных авторов. Хотя за эти годы его команда разрослась и сегодня состоит из 35 человек, основательница и директор центра Наталья Григорьева-Литвинская — по-прежнему его сердце, мозг и вечный двигатель.

С нашей героиней мы поговорили об актуальных тенденциях в современной фотожурналистике, коллекционировании фотографического искусства, а также об отличиях галерейного бизнеса от музейного дела и о том, как ей удается это совмещать.

Мы встретились сразу после пресс-показа выставок фестиваля актуальной фотографии Photobookfest 2018, который проходит в Центре фотографии до 3 июня. Я мысленно отметила фотогеничность рабочего кабинета Натальи, в котором мы расположились: зеленые стены, красная мебель, аккуратно, но без педантичности, разложенные стопки брошюр, книг и бумаг на одном из столов. С первых же минут общения с Натальей Григорьевой-Литвинской становится очевидным: она живет фотографией. О ней она может говорить часами, и единственное, о чем жалеешь во время такого разговора, так это о том, что его все-таки придется закончить. Наталья из тех людей, которые, несомненно, нашли свое призвание. Лично меня такие встречи всегда вдохновляют: когда видишь, как у человека горят глаза, с каким энтузиазмом он рассказывает о своей работе, которая и не работа вовсе, а вся жизнь, невольно заряжаешься этой энергией. И даже начинаешь подумывать о смене профессии.

Women in Power: Наталья Григорьева-Литвинская — об актуальной фотографии, галерейном бизнесе и музейном деле

Инна Логунова: Вы начинали с советской фотоклассики, как пришли к современной фотографии и почему?

Наталья Григорьева-Литвинская: Центр фотографии братьев Люмьер вырос из галереи, которая была основана в 2001 году в ЦДХ и занималась в основном советской фотографией XX века. И только с 2006–2007 года мы начали заниматься западной фотографией и обращать больше внимания на современную фотографию. Не могу сказать, что мы много работаем с молодыми авторами — это отдельное направление, отдельные инвестиции и свои правила. И в целом за те годы, что мы существуем, интерес у молодых перспективных отечественных фотографов выставляться в России снижается. У этого много причин, в том числе тот факт, что на российском рынке ни одна из государственных институций современной молодой актуальной фотографией не занимается.

Women in Power: Наталья Григорьева-Литвинская — об актуальной фотографии, галерейном бизнесе и музейном деле

По большому счету, есть единственная государственная Школа имени Родченко, где преподают совершенно замечательные фотографы и кураторы, которые воспитывают молодую смену себе подобных, но заканчивается выставка дипломных работ, и выпускники уходят в никуда. Чтобы иметь возможность себя проявить, они уезжают работать либо выставляться за границу. К сожалению, за последние годы ситуация сильно усугубилась, и на мой взгляд, никто не предпринимает никаких серьезных мер, чтобы не потерять фотографические высказывания в целом. Для ее реанимации, безусловно, нужно много сделать: тут и организация резиденций, и грантовая программа, и серьезное профессиональное преподавание искусства фотографии в наших вузах. Но мы ведь с вами живем здесь и сейчас, и нам, кураторам, посетителям выставок, коллекционерам, необходимо искусство, которое рассказывает правду о сегодняшнем дне, о том, что нас окружает. Ждать всех этих действий от кого-либо, наверное, будет опрометчиво, поэтому два года назад мы приняли решение организовать фестиваль молодой актуальной фотографии Photobookfest, который теперь будет проходить каждую весну в Центре фотографии и других площадках.

— Проекты «Я, Обломов» и «В поисках Ленина», которые вы представляете в рамках текущего фестиваля, созданы зарубежными авторами, но рассказывают о России и постсоветском пространстве. Можно сказать, что связь с российской почвой — один из основных критериев отбора?

— Меня лично может волновать положение женщин в Нигерии, но как куратор я понимаю, что мы делаем выставки для тех, кто живет в Москве, и у нас своих проблем предостаточно. Поэтому мы, естественно, пытаемся все-таки показывать проекты, которые имеют отношение к России — необязательно географически, скорее в вопросах и темах, которые они затрагивают. Важно, чтобы они были актуальны для наших посетителей. 16 мая мы откроем проект «Noor. Иди и смотри» в рамках фестиваля, уверена, что это будет событие года для выставочной Москвы. Самое смелое фотографическое агентство, организованное Стэнли Грином и его командой, последние десять лет будоражит мир, а теперь приедет и к нам.

Кадир ван Лохёйзен / NOOR. Нигерия, Лагос. 27 января 2017

Кадир ван Лохёйзен / NOOR. Нигерия, Лагос. 27 января 2017

Санне де Вильде / NOOR. Остров дальтоников. Микронезия, Тихий океан. Октябрь 2015

Санне де Вильде / NOOR. Остров дальтоников. Микронезия, Тихий океан. Октябрь 2015

— Вы отсматриваете огромное количество фотовыставок по всему миру. Какие тенденции в фотографии вы бы отметили в последние несколько лет?

— Одна из главных тем в актуальной фотожурналистике — межнациональные конфликты. Так, среди проектов крупнейшего в мире фотофестиваля в Арле многие посвящены беженцам, межнациональным конфликтам и их результатам, экологическим проблемам как факту циничного отношения к миру, в котором мы живем. Что неудивительно: это нынешние реалии Европы, стран, с которыми мы граничим, народов, которые всегда были нам соседями. Фотографы показывают ситуацию с самых разных сторон, занимая ту или иную позицию — с которой мы можем не соглашаться, но должны знать, что она существует. Фотография обнажает проблему, от которой мы зачастую отворачиваемся.

В модной фотографии сегодня на подъеме китайские авторы. Они оказывают серьезное влияние и в целом на мировое фотоискусство. У китайских авторов совершенно особое видение: на модель, моду, эстетику женского тела.

— Вы упомянули российских фотографов, которые уезжают работать за границу. Как это практически происходит?

— Их очень активно разбирают агентства, различные издания, фестивали. Существует множество грантовых программ. Способы, в общем, стандартные. Приезжают западные кураторы, которые проводят портфолио-ревю, отсматривают работы, по итогам наиболее интересным авторам предлагают сотрудничество. Бывает, что молодых фотографов замечают галеристы. Или же сами ребята подают на гранты, получают места в арт-резиденциях, где у них есть возможность работать над собственным проектом. У нас подобных вещей нет — государство не поддерживает молодого художника, не нужен он в принципе как класс. Как раз в мае мы будем проводить две сессии портфолио-ревю, через которые авторы и находят свое будущее.

Women in Power: Наталья Григорьева-Литвинская — об актуальной фотографии, галерейном бизнесе и музейном деле

— Как вы решаете, что привезете в Москву того или иного фотографа? Это личный вкус — или есть определенные критерии?

— Ничего личного нет уже давно. Разумеется, как у коллекционера и галериста и меня есть свои предпочтения.
Но как куратор музейного пространства, каким является Центр фотографии имени братьев Люмьер, я исхожу из задач, которые мы перед собой ставим: рассказывать о фотографическом искусстве на протяжении 150 лет его развития, о разных его аспектах и выдающихся именах. У нас сложилась своя постоянная аудитория — посетители, которые приходят к нам как минимум раз в месяц. Это думающая, интеллигентная публика, люди, которым интересно узнавать что-то новое, расширять свой кругозор и в истории фотографии, и в истории стран и народов, о которых рассказывают в своих работах наши авторы. Мы стараемся делать разные проекты, чтобы они каждый раз находили то, что их действительно волнует.

Women in Power: Наталья Григорьева-Литвинская — об актуальной фотографии, галерейном бизнесе и музейном деле

— Как за время своего существования развивался центр? Как менялось ваше представление о том, что вы хотите делать?

— Мы открылись в 2001 году в ЦДХ как первая в России коммерческая галерея фотографии. Для сравнения: первая галерея фотографии открылась в Нью-Йорке в 1905 году. Дистанция почти в сто лет — целый век, на протяжении которого сформировался рынок с определенными правилами. Понятно, что у нас в стране рынка не было в принципе и, когда мы начинали, люди просто крутили пальцем у виска. Никто не понимал, почему фотография вообще должна продаваться. Не было таких понятий, как «тираж», «атрибуция», не существовало договорных отношений. Да что греха таить, я и сегодня, двадцать лет спустя, клиентам все эти моменты нередко объясняю. Собственно, о сформировавшемся рынке в России можно говорить с большой натяжкой.

Важно сказать, что у нас несколько аспектов деятельности. Это частное коллекционирование (у нас одна из самых крупных в Европе коллекций советского фотоискусства); галерейный бизнес, то есть продажа фотографии и экспертная помощь в составлении частных и корпоративных коллекций; и музейное дело. В последнем случае мы пополняем фонды, исходя не из собственных вкусов, а необходимости музея. То есть мы создаем базу, необходимую для качественных выставочных проектов, цель которых — наиболее полно показать творчество того или иного автора либо определенную эпоху. Поэтому мы покупаем целиком и полностью фонды, сканируем, атрибутируем. Что-то будет показано в рамках тематических проектов, а что-то публика, скорее всего, никогда не увидит. Например, в прошлом году мы делали ретроспективу Якова Халипа, ученика Родченко. Этот проект мы готовили лет семь: собирали материалы, покупали фотографии по всему миру — в 1990-е годы практически все советские винтажи были вывезены из России американцами.

Women in Power: Наталья Григорьева-Литвинская — об актуальной фотографии, галерейном бизнесе и музейном деле

— Чем частное коллекционирование отличается от корпоративного?

— Частное коллекционирование основано на личных вкусах. Скажем, вы решили собирать французский фешен и тратить на это сто тысяч долларов в год. Вы покупаете фотографии, которые нравятся именно вам, это исключительно внутреннее, субъективное ощущение. Максимум вы наймете консультанта, который вам будет помогать находить то, что вы хотите, по оптимальной цене. Когда мы говорим о корпоративном коллекционировании, оно базируется на определенной концепции, совпадающей или пересекающейся с миссией бизнеса. Кроме того, здесь учитывается ликвидность произведений, потому что корпоративная коллекция — это еще и форма инвестиций.

Если мы говорим о музейном коллекционировании, то это уже полностью профессиональный подход с точки зрения искусства. И личные предпочтения остаются в стороне.

— Как сегодня обстоят дела в России с частным и корпоративным коллекционированием фотографии?

— На протяжении последних семнадцати лет ситуация менялась несколько раз. В начале 2000-х был уровень, скажем так, «собирательства». Ко мне как консультанту приходили и говорили: «Мне это нравится, я хотел бы купить». Это некое эмоциональное потребление, которое на тот момент еще не переросло в полноценное коллекционирование, а с кризисом 2004 года так вообще просело. Когда экономическая ситуация немного выровнялась, наметились позитивные сдвиги: люди стали осознанно формировать коллекции, а не просто завешивать фотографиями стены офисов и домов. Но в 2008-м случился очередной кризис. Многие из тех, кому мы помогали создавать коллекции, уехали из страны вместе с ними. А некоторые бросили их здесь, к сожалению. Сейчас в Москве, наверное, не больше пятидесяти коллекционеров фотографии. Одни покупают от раза к разу, другие серьезно подходят к коллекционированию, многих мы консультируем на протяжении ряда лет, и, честно скажу, я горжусь коллекциями, которые мы помогаем формировать, это не только амбиции их владельцев, но и мои тоже. Сам факт того, что мы нашли и привезли в Россию ту или иную ценную фотографию, я расцениваю как небольшую победу.

Women in Power: Наталья Григорьева-Литвинская — об актуальной фотографии, галерейном бизнесе и музейном деле

— Сколько изображений вы просматриваете каждый день?

— Я стараюсь вообще уже не смотреть. (Смеется.) У нас есть целый штат людей, которые сканируют архивные негативные фонды — обычно я смотрю их на компьютере. Современные проекты я преимущественно вижу уже на выставках. Иногда смотрю работы отдельных актуальных авторов, которых мне приносят кураторы. Американская фотография мне уже менее интересна, а вот китайская, арабская — очень. В сегодняшней российской фотографии много плагиата. Понимаете, я ничем не помогу человеку, сказав, что он принес мне фотографии в стиле 1960–1970-х годов. Здесь нужна насмотренность, кругозор. Чем больше разнообразной качественной фотографии вы смотрите, тем быстрее у вас формируется собственное видение. Важно смотреть актуальную фотографию, которая предлагает нетривиальные углы зрения, концепции, как, например, проект Нильса Аккермана и Себастьена Гобера «В поисках Ленина», который мы показываем в рамках «Фотобукфеста»: это не просто изображения, а качественная документалистика, сложносочиненный и противоречивый портрет общества.

Нильс Аккерман. Из проекта «В поисках Ленина». Киев. 5 февраля 2016

Нильс Аккерман. Из проекта «В поисках Ленина». Киев. 5 февраля 2016

Нильс Аккерман. Из проекта «В поисках Ленина». Кременчуг. 30 марта 2016

Нильс Аккерман. Из проекта «В поисках Ленина». Кременчуг. 30 марта 2016

— Когда вы начинали галерею, не было не только рынка фотографии, но и информации. Как и где вы ее набирали?

— Скажу честно, мне очень повезло в жизни. Я математик по образованию, окончила МАИ, отсюда — навыки работы с большими объемами данных и привычка систематизации. К тому же я очень работоспособна, могу себя похвалить. И, наверное, я неплохой предприниматель, как мне кажется. Я занимаюсь фотографией и галерейным бизнесом последние двадцать лет и все это время не перестаю образовываться. Я не говорю, что я специалист во всей истории искусств, но в фотографии плаваю прекрасно.

Women in Power: Наталья Григорьева-Литвинская — об актуальной фотографии, галерейном бизнесе и музейном деле

— Есть ли у вас мечта, связанная с фотографией? Например, приобрести редкую работу какого-то автора, организовать выставку?

— Мечтаю привезти в Россию китайскую и арабскую фотографию. У нас в стране огромный вакуум информации, не только визуальной и текстовой, но и самих кураторских высказываний. Хочу выпустить новую книгу фотографии Наума Грановского. Мы издали уже два альбома, но, после того как в прошлом году мы приобрели весь его фонд, я понимаю, что нужна новая. А это требует большой работы — сканирования, атрибутирования, изучения истории Москвы — потому что Грановский был в первую очередь летописцем столицы. Огромное наследие, ради которого нужно бросить все остальное. Но ведь это невозможно! (Смеется.) В общем, планов столько, что не на одну жизнь хватит.

15 мая 2018
Инна Логунова для раздела PostaБизнес