В Институте русского реалистического искусства проходит выставка владимирской школы живописи «На краю цвета», посвященная самобытному направлению, возникшему в конце 50-х годов прошлого века.
Интенсивные цвета, декоративность, выраженные, пастозные текстуры — в эстетике владимирской школы удивительно органично соединяются мотивы народного искусства, академические традиции и художественный эксперимент.
Оказываясь в пространстве этих картин, невольно попадаешь под их обаяние: они моментально наполняют бьющей через край энергией, светом, чистой детской радостью жизни. Собственно, в этом и состояла главная задача художественных поисков владимирцев, в чьих колоритных пейзажах обнаруживается родство одновременно и с фовистами, и русской пейзажной традицией Левитана, Куинджи и Грабаря.
Ким Бритов. Март. Гости приехали. 1996
Владимир Юкин. Вечер на Волге. 1991
Феномен региональных школ живописи в середине XX века был связан с распространившейся практикой распределения выпускников художественных вузов Москвы и Ленинграда по городам СССР. Однако появление владимирской школы в большей степени связано с основанием в 1945 году местного отделения Союза художников и активной работой фронтовиков Кима Бритова и Владимира Юкина, к которым впоследствии присоединился молодой художник Валерий Кокурин.
Валерий Кокурин. Строят компрессорную станцию. 1983
Их узнаваемый стиль вобрал в себя традиции древнерусской иконописи, а также ремесел Владимирской области — мстёрской вышивки и лаковой миниатюры, гороховецкой игрушки и художественного стекла Гусь-Хрустального. Меланхоличная среднерусская природа и скромная провинциальная жизнь в пейзажах владимирцев исполнены одновременно тихой певучей лирики и ярмарочного, балаганного духа. При всей декоративности и условности их живопись укоренена в моменте, в этих картинах физически чувствуется запах ветра, скрип снега, гул толпы и колоколов.
Ким Бритов. Старый Владимир. Рынок. 1999
Как о самобытном направлении о владимирской школе заговорили в 1960 году, когда в московском Манеже открылась выставка «Советская Россия», ставшая крупнейшим смотром советского изобразительного искусства середины века, где свои работы представили более 500 авторов. Впрочем, в тот момент мнения критиков и искусствоведов ожидаемо разделились. Звучали обвинения и в формализме, и «трафаретности» подхода, о чем, например, можно прочесть на страницах журнала «Художник» 1964 года в статье, озаглавленной «Во власти штампа».
Николай Модоров. Промышленный пейзаж. 1986
На выставке основатели школы представлены наряду с последователями Бритова, Юкина и Кокурина, которые привнесли в их традицию собственные индивидуальные черты. Таковы Николай Мокров, Валерий Егоров, Николай Модоров, а также Дмитрий Холин, который сегодня возглавляет владимирский Союз художников. Колорит в их работах столь же важен, но более сдержан, так же как и общее настроение: если, скажем, картины Бритова — это мощная бетховенская «Ода к радости», то пейзажи Егорова — скорее штраусовская игривая «Полька-пиццикато».
Виктор Дынников. Кондуктор. 1975
Петр Дик. Одинокая фигура. 2000 |
Виктор Дынников. Выгуливаемся 2000 |
Третий смысловой раздел экспозиции посвящен художникам Владимира, которые, не будучи формально связанными со школой, так или иначе близки их эстетике. Здесь проникнутые юмором и мягкой иронией бытовые зарисовки Виктора Дынникова, мистические пейзажи Петра Дика и примитивистские, архетипические персонажи Владимира Севостьянова. При всем разнообразии стилей каждого из представленных в ИРРИ художников их объединяет неизбывная любовь к жизни, способность минимальными средствами передать эмоцию, наполнив ее многочисленными нюансами и оттенками. А самое главное, что они пишут не цветные сны, а самый настоящий цветной мир — реальный в каждой детали.
Владимир Севостьянов. Праздник ожидания. 2005
Детали
До 22 апреля
Институт русского реалистического искусства, Дербеневская ул., 7, стр. 31