1 марта в российский прокат выходит фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов». Его мировая премьера состоялась на Берлинском кинофестивале, а роль одного из самых популярных и любимых авторов советского зарубежья сыграл сербский актер Милан Марич.
Рассказываем, какие фильмы о писателях и поэтах стоит посмотреть перед встречей с экранным воплощением создателя «Заповедника» и «Соло на ундервуде».
«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (2009)
Режиссер — Андрей Хржановский
Неторопливая, тягучая, художественно выверенная фантазия Андрея Хржановского на тему «что было бы, если бы Бродский смог вернуться в Санкт-Петербург». Вновь вдохнуть дым отечества, пройти на катере по каналам, увидеть любимых призраков. Прямо скажем: Бродский в исполнении театрального режиссера Григория Дитятковского выглядит не особенно убедительно. Он даже характерную, очень узнаваемую манеру речи поэта копирует довольно неуклюже. Но «Полторы комнаты…» — фильм не столько о гении, сколько о месте. Главный его герой — Петербург, Ленинград, прекрасный город, на фоне которого «человеческая лажа заметнее», как говорил сам Бродский. Впрочем, без блистательных актерских работ не обошлось: когда в кадре появляются Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский (мама и папа поэта), оторваться от них совершенно невозможно. Кстати, в «Довлатове» Германа-младшего свой Бродский тоже будет: его роль досталась Артуру Бесчастному, который уже играл поэта в сериале о шестидесятниках «Таинственная страсть».
|
«Уайльд» (1997)
Режиссер — Брайан Гилберт
Несмотря на всенародную любовь, на счету Стивена Фрая не так уж много значительных ролей в кино. Но буквально каждая из них — на вес золота. Кажется, будто, играя Оскара Уайльда, Фрай не прикладывает никаких усилий — настолько органичен он в образе писателя: экстравагантные костюмы всех цветов радуги сидят на нем как влитые, его глаза с опущенными уголками смотрят на нас точно так же — грустно и слегка насмешливо, а старомодный акцент словно предназначен специально для того, чтобы цитировать уайльдовские афоризмы. Брайан Гилберт снял очень буквальный, но качественный, честный байопик: мы проходимся по основным вехам наиболее насыщенного периода в жизни поздневикторианского бунтаря, пытаемся разобраться в его отношениях с близкими и попадаем на тот самый унизительный судебный процесс, в результате которого Уайльда приговорили к тюремному заключению.
|
«Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (1980)
Режиссер — Александр Зархи
Местами пугающе сумрачный и обдающий волной безысходности фильм, посвященный сложному этапу в жизни писателя. С другой стороны, хочется спросить: много ли у него вообще было периодов безоблачного счастья? Так или иначе, на дворе — середина 1860-х годов, Достоевский хоронит свою первую жену Марию Дмитриевну и почти попадает в кабалу к издателю Федору Стелловскому: если за те самые двадцать шесть дней он не поставит последнюю точку в романе «Игрок», то вынужден будет на протяжении долгих лет работать бесплатно. А вокруг — бедность, чернота, чахотка. Словом, типичный Петербург XIX века — темное царство, мрак которого обязательно рассеет луч света в лице юной стенографистки Анны Сниткиной. Впоследствии она станет женой и верной спутницей писателя, а после его смерти сделает все, чтобы его наследие сохранилось и не было забыто.
|
«Капоте» (2005)
Режиссер — Беннетт Миллер
Прекрасный пример того, что внешнее сходство с прототипом — второстепенное, если не третьестепенное условие, которое стоит учитывать, утверждая актера на роль. Филип Сеймур Хоффман совершенно не похож на Трумена Капоте, как и Кэтрин Кинер — на Харпер Ли. Но это тот случай, когда два великих актера перенесли на экран образы двух великих писателей легко, убедительно и без запинки. Сюжет фильма строится вокруг процесса создания документального романа «Хладнокровное убийство», опубликованного в середине 1960-х годов. Несколькими годами ранее Капоте заинтересовался преступлением, произошедшим в поселении Холкомб в Канзасе: двое грабителей напали на дом фермера и жестоко расправились со всей его семьей. Оба они впоследствии были пойманы и приговорены к смертной казни, но, прежде чем приговор осуществили, Капоте смог добиться права на многочисленные частные беседы с преступниками, чтобы провести собственное расследование. Так что в фильме Беннетта Миллера есть и легкая детективная интрига. Правда, намного интереснее следить не за ней, а за музой, которая временами заводит писателя в непролазные дебри и превращается в хмурого, но тоже заслуживающего сочувствия убийцу.
|
«Агата» (1979)
Режиссер — Майкл Эптед
В декабре 1926 года в графстве Суррей был найден пустой автомобиль, принадлежавший Агате Кристи. Сама писательница бесследно исчезла накануне, оставив лишь записку для секретаря и ничего не сказав мужу, отношения с которым дышали на ладан: Арчибальд Кристи признался, что полюбил другую женщину, и попросил развода. Переполох поднялся такой, что его отголоски докатились не только до отдаленных частей Великобритании, но и до США. Агату Кристи искали полиция и волонтеры, а обнаружена она была только через 11 дней в небольшом спа-отеле в Йоркшире. Она уверяла, что не помнит, как там оказалась, и некоторые биографы действительно склонны верить, что у нее случился серьезный нервный срыв. Другие же предполагали, что она просто хотела отомстить неверному Арчи. Режиссер Майкл Эптед, в свою очередь, предположил, что Кристи сбежала с американским журналистом (его, кстати, играет Дастин Хоффман). Насколько правдоподобна эта гипотеза — решать зрителю.
|
«Последнее воскресение» (2009)
Режиссер — Майкл Хоффман
Последние месяцы, проведенные Львом Толстым в Ясной Поляне перед его трагическим бегством и внезапной смертью в доме начальника железнодорожной станции Астапово, часто называют самым загадочным периодом в жизни писателя. Но ничего загадочного в нем нет: события 1910 года подробно описаны в мемуарах множества приближенных к Толстому людей — от его детей до секретаря Валентина Булгакова, впечатлительного, но очень добросовестного. Его роль в фильме Майкла Хоффмана исполнил Джеймс Макэвой, который, похоже, с искренним рвением попытался постичь загадочную русскую душу. Да и Кристофера Пламмера с Хелен Миррен никак нельзя упрекнуть в халтуре: Льва Николаевича и Софью Андреевну Толстых они играют, что называется, на разрыв. Вот только к реальным историческим персоналиям их герои имеют отношение весьма отдаленное — как и Ясная Поляна образца начала XX века, воссозданная Хоффманом не по фотоархивам (коих предостаточно), а по своим, самым общим представлениям о жизни «графьев». «Последнее воскресение» — фильм, безусловно, очень интересный. Но ценность он представляет в первую очередь не как биографическая драма, а как иллюстрация восприятия российской действительности нашими вечными заокеанскими антагонистами.
|
«Мисс Поттер» (2006)
Режиссер — Крис Нунен
Ну и на закуску — добрый и уютный фильм о Беатрис Поттер. Той самой, которая подарила всем детям мира славных кроликов в курточках, ежиху-прачку миссис Тигги-Винкл, утку Джемайму и еще множество милых и забавных сказочных персонажей. В фильме Криса Нунена они оживают, чтобы помочь своей создательнице стать популярным автором, обрести независимость от вездесущей родни и начать поступать так, как хочется ей самой — в том числе выйдя замуж за человека, который в нее поверил. Увы, в реальности брак Беатрис Поттер и Нормана Уорна продлился совсем недолго: вскоре после свадьбы он умер от тяжелой болезни. Но думать об этом совсем не хочется, наблюдая за тем, как Рене Зеллвегер и Юэн Макгрегор разыгрывают историю их любви на фоне пасторальных пейзажей британского Озерного края.