Театральный сезон в Москве набирает обороты. Среди первых премьер — несколько музыкальных спектаклей. Яркие и зрелищные по форме, они, развлекая, говорят о самых серьезных вещах.
Posta-Magazine побывал
на новых спектаклях московских театров и спешит поделиться впечатлениями.
«Мнимый больной»
В новом спектакле на сцене Вахтанговского театра румынский режиссер Сильвиу Пуркарете сочетает классическую пьесу Мольера с историей жизни ее автора — самого известного французского комедиографа; непревзойденного актера, способного, по воспоминаниям современников, двадцать раз поменять выражение лица за одну короткую сцену; любимца Короля-Солнце; едкого сатирика, высмеивающего нравы своего времени. В роли графа Аргана, мнимого больного, донимающего весь дом своими капризами и причудами, разумеется, Сергей Маковецкий — его диапазон эмоций и состояний не уступает мольеровскому. В самом начале он появляется на сцене в образе Людовика XIV: выбеленное мертвенно-бледное лицо, как будто окровавленные губы, неподвижный взгляд — предвестники трагедии, которая разыграется позже. А пока на протяжении почти трех часов перед нами разворачивается то фарс, то психологическая драма, то озорная комедия дель арте. Оксана Суркова в роли младшей дочери Аргана, по-детски взбалмошной и романтичной Луизон (она и одевается в короткие кукольные платья) — воплощение энергии молодости и буйства жизни, в противоположность инфернальным отцу и сыну Диареусам, этаким ходячим бертоновским мертвецам-зомби из «Трупа невесты».
Пуркарете виртуозно управляет действом, где, казалось бы, неукротимый балаган вдруг сменяется лирическими сценами и искрометными музыкальными интермедиями, в которых с персонажами прошлого соседствуют герои современной масс-культуры. Все это делает спектакль занимательнейшим интеллектуальным, эстетическим и психологическим ребусом. «Мнимый больной» — блистательная феерия о жизни как театре и театре как жизни.
Детали от Posta-Magazine
Ближайшие спектакли 7, 19 октября и 17, 29 ноября
Театр им. Вахтангова
www.vakhtangov.ru
«Фантазии Фарятьева»
Электротеатр «Станиславский» открыл долгожданную Малую сцену дебютным спектаклем молодого режиссера Евгения Беднякова «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой. (В 1979 году Илья Авербах снял по ней одноименный фильм с Мариной Нееловой и Андреем Мироновым в главных ролях.) О чем это? О поисках счастья, такого хрупкого и эфемерного. О том, что для каждого оно свое, и невозможно осчастливить насильно. О любви и одиночестве. Нелепый стоматолог Фарятьев, которого стечение обстоятельств привело в жизнь трех одиноких женщин, матери и ее взрослых дочерей, мечтает о прекрасном мире будущего. В своих грезах он построил маленькое индивидуальное счастье, к которому считает себя обязанным приобщить и этих «опекаемых» им женщин — а, по сути, жертв. В своем мессианском угаре он даже не допускает мысли о том, что мечты каждой из них расходятся с его собственными. Так жизненная и любовная драма выходит на другой уровень обобщения, с отсылками к тоталитарной истории XX века: неслучайны здесь и кожаное военное пальто Фарятьева, и его пламенные речи с интонациями диктатора, сменяющиеся невнятным, неуверенным лепетом. Похожая на злобную паучиху тетя главного героя, которая называет его не иначе как «Павлушенька», — еще один пример «тоталитарной любви», скрывающей за благостной риторикой эгоцентризм и желание подавлять.
В лаконичной сценографии, которая по ходу действия легко трансформируется с помощью свето- и видеоарта, считываются отсылки к кинематографу — ванная с кафельной плиткой на стене напоминает одновременно о «Психо» Хичкока и пыточных камерах. Здесь все на грани сна и фантазии, прошлого и будущего, между которыми прорисовывается настоящее — единственно возможная и правдивая реальность.
Детали от Posta-Magazine
Ближайшие спектакли — следите за обновлениями афиши на сайте Электротеатра «Станиславский»:
http://electrotheatre.ru/
«Кандид»
Мастерская Дмитрия Брусникина, которая в этом году стала резидентом театра «Практика», открыла сезон музыкальным «философским балаганом» «Кандид» по одноименной повести Вольтера. В спектакле-мюзикле Елизаветы Бондарь соединятся все то, чем так сильны брусникинцы, и за что их еще студентами полюбила театральная Москва: безудержный актерский темперамент, сильный вокал, изобретательная хореография и современная сценография, почти полностью основанная на работе видеохудожников.
Злоключения Кандида, его возлюбленной Кунигунды и наставника Панглосса, которых война бросает по миру, от Португалии до Парагвая, в спектакле становятся уровнями компьютерной игры. И вроде бы насилие, несправедливость и страдания, которые они видят вокруг и испытывают сами, — ненастоящие, виртуальные, да и вообще «дела давно минувших дней», но намеренно яркая и жизнерадостная театральная условность лишь подчеркивает: что-то не так в «этом лучшем из миров» — фраза, которая саркастическим рефреном проходит через весь спектакль. В войнах по-прежнему гибнут люди и разбиваются семьи; в борьбе за власть и богатство здесь все также прикрываются именем бога и боятся и презирают чужаков.
Небольшой — всего полтора часа — спектакль смотрится на одном дыхании. И несмотря на серьезность затрагиваемых тем, авторы уверены: и все же многое в наших руках — по меньшей мере собственный сад, который призывал возделывать Вольтер. Неслучайно повесть имеет второе название — «Оптимизм».
Детали от Posta-Magazine
Ближайшие спектакли — следите за обновлениями афиши на сайте театра «Практика»:
http://www.praktikatheatre.ru/
«Гордость и предубеждение»
Зеленый английский сад, женщины, в буквальном смысле похожие на клумбы в своих пышных розовых платьях, остроумные диалоги Джейн Остин, много музыки и танцев — молодой режиссер Алексей Франдетти поставил на Основной сцене МХАТа им. Чехова легкий и изящный мюзикл по роману «Гордость и предубеждение». Музыку специально для московской постановки написал американский композитор Питер Экстром. Веселый, полный элегантного английского юмора спектакль при этом лишен прекраснодушия, наивности и слащавости, несмотря на чрезмерную экзальтированность миссис Беннет и легкомысленность вкупе с откровенной недалекостью младших сестер Китти и Лидии. Если подбирать гастрономическое сравнение, то, пожалуй, эта постановка походит на брызги шампанского или взбитые сливки, оставляя ощущение праздника и детской радости от хеппи-энда в финале.
Зная классический сюжет по книге и многочисленным экранизациям, тем более занятно следить за словесными дуэлями и постепенно зарождающимся чувством Элизабет Беннет и мистера Дарси, отмечая театральные нюансы и расстановки акцентов. Такие же эмоции вызывает и дуэт Джейн и мистера Бингли. В любимцы публика буквально с первых же реплик записывает и флегматичного и рассудительного мистера Беннета, чье появление на сцене всякий раз обещает парадоксальную сентенцию. На спектакль можно прийти всей семьей с детьми — отличный выходной день гарантирован.
Детали от Posta-Magazine
Ближайшие спектакли 16 октября, 12 и 13 ноября
МХАТ им. Чехова
http://www.mxat.ru/