В Новой Третьяковке открылся Основной проект 7-й Московской международной биеннале современного искусства.
Среди участников проекта, курировать который была приглашена арт-директор Музея современного искусства Токио Юко Хасегава, значатся такие звезды, как Мэтью Барни, Олафур Элиассон и Бьорк.
Название выставки в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу — «Заоблачные леса» — многозначно: в нем заключена и мечта о лучшем мире, и вечное стремление «назад к природе», о котором писал еще Руссо, и попытка найти себя в новом, высокотехнологичном мире. Облака в концепции Юко Хасегавы — это виртуальное интернет-пространство, в котором сформировалось уже целое поколение. Лес же символизирует традиционное общество. Как эти сферы пересекаются и взаимодействуют друг с другом? Как это отражается на нашей жизни и как повлияет на будущее? «Путешествуя» по экспозиции — Юко Хасегава настаивает именно на такой формулировке, — зритель постоянно балансирует между «лесом» и «облаком», грани между которыми предельно размыты.
Лор Пруво
«Облачные племена», то есть интернет-поколение, среди прочего по-другому воспринимают даже такое, казалось бы, однозначное понятие, как материальность. В новом мире цифровая информация столь же материальна, как, скажем, вполне конкретное дерево, которое можно потрогать, понюхать или обойти вокруг. При этом у «облачных людей» остается потребность в связи с корнями, с землей, традицией — свойство, заложенное в самой человеческой природе.
Новый человеческий вид
Виртуальные и метафорические леса и облака соседствуют на выставке с самыми что ни на есть «натуральными» (хотя, опять же, что в новом мире считать природным и естественным, а что искусственным — большой вопрос). Так, французская художница Мари Люс-Надаль в буквальном смысле производит облака при помощи сложного агрегата. А вокруг него — облака, запечатленные на видео или созданные при помощи карбоновой печати. Вся инсталляция представляет собой нечто среднее между современной фабрикой и алхимической лабораторией.
Мари Люс-Надаль
В соседнем зале — инсталляция англо-бельгийского дуэта Ревитала Коэна и Тура ван Балена «Тишина» из растений в кадках и загадочного светящегося электронного прибора.
Ряд работ посвящен размышлениям над будущим человеческого вида в не такую уж далекую эпоху повсеместного распространения роботов. Так, в видео «Сосуществование» француженки Жюстин Эмар и японки Мираи Мориямы человек разговаривает с роботом-андроидом, провоцируя те или иные эмоциональные (!) реакции. Американская художница Сесиль Эванс идет еще дальше: в анимационной работе «Что хочет сердце» персонаж трансформируется из человека в робота, а метаморфозы происходят под саундтрек Will You Still Love Me Tomorrow? («Будешь ли ты и завтра любить меня?») Эми Уайнхаус.
Жюстин Эмар & Мираи Морияма
Виртуальная реальность как лекарство от ран
Ни одна крупная международная биеннале современного искусства не обходится без признанных мастеров, которые придают статус событию. Работы американца Мэтью Барни, датско-исландского художника Олафура Элиассона и самой известной в мире уроженки Исландии Бьорк открываются зрителю не сразу: к ним нужно прийти во всех смыслах этого слова.
В экспозиции нет единого смыслового центра, но по мере продвижения зрителю открываются все новые измерения этого причудливого леса. Мэтью Барни и его серия медных панно «Космическая охота» семантически находятся «по ту сторону облаков». Абстрактные концентрические круги, спирали и точки в пространстве уводят нас даже не к заре человечества, а еще дальше, к Большому взрыву и элементарным частицам.
Мэтью Барни. Космическая охота 1. 2017
С «Космической охотой» Барни рифмуется инсталляция Олафура Элиассона «Пространство резонирует от нашего присутствия». В ней свет, проходящий через оптические приборы, образует некие цветные круги на стене. Эти идеальные формы как будто не имеют к человеку никакого отношения, они — воплощение объективных законов физики, но как и в Большом взрыве, в них заложена некая потенция человека.
Иммерсивный проект Björk Digital несомненно станет безусловным зрительским хитом биеннале. Шесть аудиовизуальных инсталляций в формате виртуальной и дополненной реальности погружают в фантазийный мир исландской певицы и художницы. В основу проекта легли композиции с последнего альбома Vulnicura («Лекарство от ран»), вышедшего в 2015 году. Безжизненные космические пейзажи, утопающие в зелени горные долины, сама Бьорк в инопланетных костюмах — всё это вдруг оказывается на расстоянии вытянутой руки. Отсюда не хочется уходить, в какой-то момент начинает казаться, что это и есть настоящая жизнь, что сценарии писателей-фантастов о людях, навсегда ушедших в виртуальную реальность, не так уж невероятны.
Бьорк в проекте Björk Digital
Вся выставка, на которой представлено более 150 арт-проектов из 24 стран, — это попытка сконструировать модель будущего, в котором природное и искусственное становится одним целым, где под влиянием технологии человек как биологический вид может радикально измениться физически и ментально. И это будущее художникам представляется вполне оптимистичным — возможно потому, что многие участники биеннале принадлежат той самой новой, «облачной», генерации.
Детали
7-я Московская международная биеннале современного искусства
Государственная Третьяковская галерея (Крымский Вал, 10)
19 сентября-18 января
Дополнительная информация и параллельная программа:
http://www.moscowbiennale.com/