С 22 по 29 июня в Москве пройдет 39-й Московский международный кинофестиваль. Программа в полном объеме обычно становится известна незадолго до начала смотра, но уже сейчас можно составить для себя внушительный список must see.
Posta-Magazine представляет гид по самым интересным событиям предстоящего московского кинофестиваля.
Откроет фестиваль фантастический эпос о спасенном и воспитанном простыми людьми принце «Бахубали 2: Заключение» индийского режиссера С. С. Раджамоули. Картина примечательна как яркий пример кинематографа нового режиссерского поколения, работающего не только на хинди, но и на других национальных языках разных регионов Индии (которая ни много ни мало занимает первое в мире место по годовому кинопроизводству).
Фильмом закрытия станет «Роковое искушение» Софии Копполы, завоевавшее приз за лучшую режиссуру на последнем Каннском фестивале. Николь Кидман, Кирстен Данст и Эль Фаннинг примеряют на себя образы обитательниц женского пансиона времен Гражданской войны в США, а Колин Фаррелл предстает в роли спасенного ими солдата враждебной армии северян.
Российские фильмы конкурса
На ММКФ обычно наибольший интерес представляет не конкурсная программа художественных фильмов, а параллельные секции фестиваля. Впрочем, каждый год в рамках конкурса проходят премьеры новых важных российских фильмов, которые здесь часто можно увидеть задолго до выхода в прокат. На этот раз это «Карп замороженный» Владимира Котта, «Купи меня» Вадима Перельмана и «Мешок без дна» Рустама Хамдамова.
Владимир Котт — сценарист, режиссер и продюсер, брат-близнец снявшего «Брестскую крепость» Александра Котта. В «Карпе замороженном» главные роли исполнили великие Марина Неелова и Алиса Фрейндлих. Также в картине заняты Евгений Миронов, Сергей Пускепалис, Александр Баширов и Наталья Суркова. Героиня Нееловой Елена Михайловна, пенсионерка, всю жизнь проработавшая в школе провинциального города, узнает о страшном диагнозе. Вместо того чтобы впасть в отчаяние, она деловито берется за подготовку к своей смерти — хочет облегчить жизнь своему сыну. А тот работает в столице и не видел мать больше пяти лет. Но существование героини меняет подаренный ей гигантский карп.
«Карп замороженный»
«Купи меня» Вадима Перельмана — это, как сообщает официальный синопсис, драматическая история о жажде успеха, которая руководит молодыми девушками«. Студенка филфака Катя претендует на получение гранта, благодаря которому она сможет изучать парижские архивы. Внезапно она кардинально меняет планы, решив стать моделью в Арабских Эмиратах. История эта разыграна Анной Адамович, Юлией Хлыниной и Светланой Устиновой. Родившийся в Киеве Вадим Перельман работает как в России, так и в Голливуде («Дом из песка и тумана», «Мгновения жизни»). Российскому зрителю известен в первую очередь как режиссер модного сериала «Измены» с Еленой Лядовой. Кстати, у «Измен» и «Купи меня» один и тот же сценарист — Дарья Грацевич.
«Купи меня»
«Мешок для дна» — новая работа культового семидесятитрехлетнего Рустама Хамдамова —режиссера-эстета, создателя совершенно особого киноязыка. В 1974 году он работал над не законченной в итоге картиной «Нечаянные радости» по сценарию Андрея Кончаловского. Ленту впоследствии переснял Никита Михалков под названием «Раба любви». Хамдамов — также знаменитый художник и наш первый соотечественник, чьи работы уже при жизни были приняты в современную коллекцию Государственного Эрмитажа. Картины Рустама Хамдамова можно увидеть в Третьяковской галерее, музее Циммерли в США, Национальной галерее Равенны в Италии.
«Мешок без дна» снят по мотивам новеллы «В чаще» японского писателя начала прошлого века Рюноскэ Акутагавы, которая в 1950 году легла в основу фильма «Расёмон» Акиры Куросавы. В картине Хамдамова действие перенесено в Россию, где княжеская фрейлина времен правления Александра II рассказывает своему собеседнику страшную сказку о загадочном убийстве Царевича в XIII веке.
Программа Russian VR Seasons
Каждый год на ММКФ появляются новые программы, но Russian VR Seasons — особый случай. Эта секция посвящена сферическим фильмам, созданным для просмотра в шлемах виртуальной реальности. Что это —кинематограф будущего или преходящая мода — станет понятно с течением времени. На сегодня формат VR попробовали уже Кэтрин Бигелоу, Даг Лиман и Эрик Дарнелл. А одним из главных событий 70-го Каннского фестиваля для многих стала инсталляция мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту и его постоянного оператора, оскароносного Эммануэля Любецки «Плоть и песок». Стоя босиком на песке в самолетном ангаре в пятнадцати минутах езды от фестивального дворца, вы могли почувствовать себя одним из беженцев на границе США. Вертолеты, шум, страх, стрельба и полное погружение в кошмар этой реальности — «Плоть и песок» стал для многих эмоциональным и ментальным потрясением.
Как считает куратор программы Георгий Молодцов, и в России уровень виртуального кино весьма высок, а во многих случаях наши авторы даже опережают западных. На ММКФ покажут российские документальные картины «Озеро Байкал: Зимний Дух» и «Эльбрус 360», а также получившие признание иностранные VR-проекты.
Документальное кино
В документальных программах стоит обратить внимание, например, на картину «Уход» молодой, но уже завоевавшей признание в мире документального кино Ланы Уилсон. Ее совместный с Мартой Шейн дебют «После Тиллера» об абортах на поздних сроках беременности включили в свой конкурс «Сандэнс» и другие смотры. Действие «Ухода» разворачивается в Японии, где бывший панк-рок музыкант, а ныне буддийский монах, помогает несостоявшимся самоубийцам вновь найти смысл жизни.
Поклонники дока также ждут картину-номинант «Оскара» «Я не ваш негр» / «Я вам не негр» (в оригинале I Am Not Your Negro) Рауля Пека. В основу фильма легла незаконченная книга чернокожего писателя Джеймса Болдуина «Помни этот дом» о расизме в США.
«Я не ваш негр» / I Am Not Your Negro
Программа «Фильмы, которых здесь не было»
В этот раздел, как правило, попадают радикальные картины со всего мира, которые не показывали и, возможно, никогда не покажут у нас в стране. В прошлом году, например, зрители посмотрели «Машину любви» Павла Руминова — смелый автобиографический и почти порнографический фильм известного режиссера о расставании с его девушкой. В этом году эту нишу займут «Бабочки» молодого кинематографиста Дмитрия Кубасова, принимавшего участие в проекте Павла Костомарова, Александра Расторгуева и Алексея Пивоварова «Реальность», где люди самостоятельно документировали на камеру свою жизнь. Этот опыт и лег в основу «Бабочек», героем которой стал участник «Реальности» — открытый гей, чью гомосексуальность принимают все, кроме родной матери.
«Бабочки»
Программа «Восемь с половиной фильмов»
В этой программе демонстрируют картины, принимавшие участие в ведущих мировых киносмотрах. Среди новинок этого года — участник каннского «Двухнедельника режиссеров» фильм «Жаннетт: Детство Жанны Д’Арк» француза Брюно Дюмона.
Дюмон — редчайший пример режиссера, который в какой-то момент стал делать кино, не похожее ни на что из его прежних работ ни по стилю, ни по жанру. Исследователь человеческой жестокости и религиозности, автор чрезвычайно серьезный («Человечность», «Фландрия») вдруг перешел на гротескные детективные комедии с абсурдным юмором («Малыш Кенкен», «В тихом омуте».) Теперь — и вовсе странная картина, хард-рок мюзикл о детстве Орлеанской девы.
Также один из хитов программы — венецианский победитель «Женщина, которая ушла» филиппинца Лав Диаса. Автор семи-девятичасовых эпосов вдруг снял картину лаконичную и короткую (всего-то 226 минут!) о безвинно осужденной бывшей учительнице начальных классов, которая выходит на свободу после тридцати лет пребывания в женской колонии. В основу фильма легла новелла Льва Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет». Также в программе «Сеть» корейца Ким Ки Дука, мопассановская «Жизнь» француза Стефана Бризе и «Смерть Людовика XIV» каталонца Альберта Серра, приглашенного, кстати, на фестиваль в качестве члена жюри.
«Женщина, которая ушла»
Программа «Эйфория окраины»
Здесь среди прочего представлены картины с последнего Берлинского кинофестиваля. Победитель смотра, фильм «О теле и душе» венгерки Ильдико Энеди, рассказывает диковинную историю любви двух сотрудников скотобойни, каждый из которых видит себя во сне в образе оленя в лесу.
«След зверя» Агнешки Холланд также связан с лесами и дикой природой. Главная героиня, бывшая учительница и защитница природы, уверена, что разгадала тайну происходящих в округе убийств. Картина завоевала премию Альфреда Бауэра за новаторство в киноискусстве на Берлинале.
«След зверя»
«По ту сторону надежды» главного гуманиста современности финна Аки Каурисмяки был удостоен берлинской награды за лучшую режиссуру. Традиционная для режиссера картина о маленьком человеке посвящена дружбе потерявшего все сирийского мигранта Каледа и бывшего финского коммивояжера Викстрема.
«По ту сторону надежды»