Культура

«Нужно смотреть на мир глазами, не затуманенными ненавистью»: пересматриваем фильмы Хаяо Миядзаки

«Мой сосед Тоторо»,1988

Хаяо Миядзаки — японскому режиссеру-аниматору, продюсеру, сценаристу, писателю и мангаку — 5 января, исполнилось 80 лет. И его поклонники по всему миру в течение всего года празднуют юбилей кумира и готовят творческие проекты в его честь. Именно Миядзаки превратил японскую анимацию в искусство и привнес в «детские» мультфильмы бесконечное количество взрослых вопросов.

Хаяо Миядзаки

Источниками вдохновения для его рисунков были и военные корабли (отец Хаяо во время войны был директором фабрики по изготовлению деталей к самолетам A6M Zero), и архитектура шахтерского городка в Уэльсе (Миядзаки восхищался мужеством бастующих!), и недетский кинематограф Тарковского, и война в Югославии, и болезнь матери, которая долгие годы страдала туберкулезом позвоночника… Однако любое его произведение — это рассказ о том, что нужно верить в хорошее и помогать друг другу. Впрочем, не ждите никакой вселенской справедливости. «В наши дни если на экране показывается зло — то оно наверняка будет уничтожено. И это отвратительная тенденция. Потому что принцип, утверждающий, что за каждое совершенное злодеяние обязательно будет наказан кто-то конкретный, не действует в нашей реальной жизни», — убежден Миядзаки.

«Навсикая из Долины ветров», 1984

Этот фильм сделан под впечатлением от загрязнения бухты Минамата — именно это событие, глубоко взволновавшее Миядзаки, послужило основой для создания загрязненного мира в «Навсикае». Княжна небольшого королевства в постапокалиптическом мире борется с другими государствами в попытке предотвратить экологическую катастрофу. Разговор о мирном сосуществовании человечества и окружающей среды Миядзаки начал еще в 1984-м, когда Европа и думать не думала об экологии, загрязнении воздуха или разрушении озонового слоя!

«Навсикая из Долины ветров», 1984
«Навсикая из Долины ветров», 1984

«Никогда не стану делать фильмы, которые будут говорить детям: „Вам стоит опустить руки и сдаться“».

Кавычки

«Во многих моих фильмах есть сильные героини — отважные, самодостаточные девушки, которые борются за то, во что верят всем сердцем. Им необходим друг или помощник, но точно не спаситель. Женщина способна быть героем в той же степени, что и мужчина».


«Мой сосед Тоторо», 1988

Эта картина также затрагивает важную тему взаимоотношений человека и природы. В основе сюжета — рассказ о нескольких днях жизни двух девочек в сельской Японии 1950-х — их ждет переезд в новый дом, болезнь мамы и встреча с добрым хранителем леса. Скоростной кот-автобус с меховыми сидениями и крысами — сигнальными огнями, странные домашние привидения «чернушки», пушистый Тоторо, невидимый взрослым, семена для волшебного леса — захватывающий и безумно красивый мир.

«Мой сосед Тоторо», 1988
«Мой сосед Тоторо», 1988
Кавычки

«Я верю, что детские души наследуют историческую память предыдущих поколений. Но по мере взросления и познания мира этой памяти остается все меньше и меньше. И если я сумею сделать фильм, который пробудит ее, то умру счастливым человеком».


«Порко Россо», 1992

В основе этой картины — манга Миядзаки. Главный герой — антропоморфный свин-антифашист, в качестве пилота охотящийся на воздушных пиратов, грабивших торговые суда. Мир картины довольно мрачный — созданный в мыслях о Югославских войнах, один из коллег режиссера даже предположил, что герой Порко Россо («Алый свин») превратился в свинью из-за сильного чувства отвращения к войне — он сам навел на себя это проклятие после Первой мировой. Впрочем, в конце картины заклятие, возможно, будет побеждено целительным поцелуем!

«Порко Россо», 1992
«Порко Россо», 1992

«Важно создать картину, которая объяснит нашим детям, как же хорошо быть живым».

Кавычки

«По мере роста наших возможностей мы становимся все высокомернее и теряем истинное значение фразы „У меня нет выбора“. Сущность нашей цивилизации — это стремление разбогатеть несмотря ни на что, забирая жизни других созданий».


«Принцесса Мононоке», 1997

Эта картина, пока ее не обогнал «Титаник», была самым кассовым фильмом в истории Японии! Тема серьезная: сюжет разворачивается во времена, когда в Японии появилось первое огнестрельное оружие, главная героиня Сан — дитя природы, выращенное волками и пытающееся защитить первозданный лес от людей. Для создания картины Миядзаки вместе с группой художников и аниматоров ездил в леса острова Яку и горы Сираками — делать фотографии и наброски. Кстати, вдохновением для создания «пограничного города», заселенного отверженными и угнетенными, послужили вестерны единственного в истории обладателя четырех «Оскаров» за лучшую режиссуру Джона Форда.

«Принцесса Мононоке», 1997
«Принцесса Мононоке», 1997
Кавычки

«Современная жизнь пуста, бесплодна и фальшива. С нетерпением жду, когда застройщики обанкротятся, Япония станет беднее, а из земли прорастет дикая трава».


«Унесённые призраками», 2001

Это рассказ о 10-летней девочке Тихиро Огино, попавшей в странный мир, населенный монстрами и призраками. Чтобы освободить родителей, превратившихся в свиней, она поступает на работу к ведьме. Именно этот фильм обогнал-таки «Титаник» по кассовым сборам в Японии и принес Миядзаки премию «Оскар» в номинации «Лучший анимационный полнометражный фильм» и «Золотого медведя» Берлинале.

«Унесённые призраками», 2001
«Унесённые призраками», 2001
Кавычки

«Я собирался уйти на пенсию, но вдруг понял, что мне необходимо сделать как минимум еще один фильм специально для дочерей моих друзей и для всех подростков. И моим ответом стали „Унесенные призраками“».