Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби: от создания систем охлаждения для самых быстрых компьютеров в мире до изучения самых опасных поворотов на знаменитой гоночной трассе Нюрбургринг. Главный критерий — гарантия качества, от которой, в случае с механизмами, иногда зависит очень многое.
Всегда сложно оценивать дизайн
того или иного автомобиля. Это субъективная вещь. Можно, разве что, говорить о том, насколько этот дизайн долговечен. По этому критерию Mini должен стать одним из лучших в истории. Дизайн настолько хорош, что вряд ли его можно улучшить.
В плане внешности оригинальный Mini практически не изменился с самого своего появления в 1959 году и до его переосмысления в 2000 году новыми владельцами из BMW. Даже тогда им не пришлось ничего делать, кроме как увеличить размеры авто. Общий вид остался все тем же легко узнаваемым Mini, который ни с чем не перепутаешь. Спустя полвека после создания, дизайн по-прежнему производит впечатление вечной юности. Если и существует «стареющий» Mini, он наверняка заточен в раме какой-нибудь картины, висящей в мансарде где-то на севере Англии.
Можно смело предположить, что на момент создания Mini никто не ожидал от него такого эпического успеха. Цель была проста: построить доступную маленькую машинку, в которой было бы достаточно места для папы-мамы-ребенка. Самой большой инновацией в данном случае было использование переднего привода. Любой, кто видел вблизи оригинальный Mini, а уж тем паче пытался усесться внутри, наверняка задавался вопросом, неужели в середине века все были карликами. Вероятно, понимание «минимального комфорта» с тех пор несколько изменилось. Но даже тогда Mini едва ли будоражил умы. Однако это изменилось с подключением компании Cooper Car Company.
Семья Купер имела небольшую мастерскую, которая специализировалась на строительстве гоночных машин. Сын Джон Купер занялся семейным бизнесом после войны и стал делать одноместные спортивные автомобили, часто на основе списанного военного «железа». Именно Cooper Car Company создала мощную версию Mini — так появились Mini Cooper и Cooper «S». Эти машины любили все, от водителей длинных ралли до трековых гонщиков, они побеждали практически на всех соревнованиях, куда их только допускали на тот момент, в том числе трижды на Ралли Монте-Карло. Побед должно было быть четыре, если засчитать гонку 1966 года: тогда три автомобиля Mini финишировали в первой тройке, но получили спорную дисквалификацию под предлогом технической формальности, связанной с фарами. В 1960-х годах Mini доминировал настолько, что это сильно помогло закрепить за ним историческую репутацию одного из величайших построенных автомобилей.
Понятно, что BMW не преминули приобрести лицензию на название Cooper, когда стали владельцами Mini. Джон Купер и его сын также выступали консультантами при разработке нового Mini, что, конечно, добавляет авторитета новым Mini Cooper. Этим, кстати, объясняется и аббревиатура JCW в названии сегодняшнего нашего героя — она расшифровывается как John Cooper Works. Своего рода дань почтения основоположнику быстрых Mini, знак, которым отмечают только самые быстрые модели из всех. На сегодняшний день для Mini JCW это означает 2-литровый турбодвигатель, производящий 230 лошадиных сил. Это гигантская цифра для 1961 года, когда был представлен первый Mini Cooper со своими 55 лошадками. Но в то время и обычные Mini вынуждены были обходиться всего 34 л.с. Сегодня, конечно, 230 лошадиных сил звучит менее впечатляюще — но нельзя забывать, что по нынешним стандартам Mini остается маленьким автомобилем. Он весит не так много, так что эксплуатационные показатели весьма внушительны. До 100 км/ч он разгонится за 6 с небольшим секунд — еще не столь давно это могло бы считаться территорией суперкаров.
Мне для тест-драйва досталась машина с автоматической коробкой передач, она быстрее и лучше подходит для городов вроде Москвы, хотя ручная передача, пожалуй, была бы повеселее. Турбированный мотор очень быстро реагирует на нажатие правой ноги, скорости переключаются шустро и четко. Но в конце концов я все-таки тосковал по ручной передаче, так что я бы выбрал ее. За рулем ты ощущаешь достаточно энергии, только вот автоматическая КПП заставляет тебя лениться чуть больше, чем хотелось бы. Итого, чтобы левая нога не заскучала, лучше купите ручную версию. А если все эти технические игры не для вас, то логичнее будет выбрать одну из менее мощных и более сдержанных моделей.
В заводской сборке для Mini JCW не предусмотрены особо широкие или цепкие шины, но в управлении машина все равно напоминает длинношерстного кота на ковре с липучками. Просто так не отклеишь. При этом, в сравнении с опытом вождения предыдущих версий Mini, тут я чувствовал добавленный уровень комфорта, а руление по ощущениям стало менее гиперактивным. Это не отрицательная характеристика, просто мне автомобиль кажется более «состоявшимся» и уравновешенным. Старые модели были очень хороши на крохотной дороге с кучей серпантиновых поворотов, но на магистралях довольно утомительны. В новейшей инкарнации не теряешь удовольствия от езды, но некоторые шероховатости убрали. Если перевести автомобиль в спортивный режим, то выхлоп оживает с хлопками и грохотом, когда убираешь ногу с педали газа. Сурово, но по-своему мило. Типичный Mini.
С интерьером в основном та же история, не считая одного большого изменения: в новом Mini традиционно стоял весьма козырный центральный спидометр, расположенный на центральной консоли рядом с рулем. Очень приятно в плане дизайна, но он занимал все место, которое в современных машинах обычно отводят под экран навигации и развлечений. Так что из практических соображений приборную группу для указания скорости, оборотов и уровня топлива переместили на более традиционное место за рулем. Огромный круглый дисплей на центральной консоли остается ключевой интерьерной деталью, но теперь там представлены информационно-развлекательная и навигационная системы. Дисплей теперь обрамляет световой круг на манер музыкальных автоматов, меняющий цвет исходя из самых разных переменных. Симпатично.
В измененном варианте все намного более логично, но вот бы еще они нашли способ оставить счетчик числа оборотов чуть более на виду, чем он сейчас. Следить за ним на полном ускорении оказалось практически невозможно, что, само собой, не проблема с автоматической передачей, но на механике мне бы пришлось переключать скорости по одному лишь звуку мотора. Кстати, о звуке! Очень и очень неплохо для 4-х цилиндрового двигателя. Важнее всего, что 2-х литровый мотор BMW по-прежнему звучит как привычные нам моторы Cooper S. Очень узнаваемо и очень дерзко. Пожалуй, я немного скучаю по завыванию старых моторов с супернаддувом, но во всех прочих отношениях новый все равно лучше.
Поверх приборной доски, прямо перед водителем в Mini JCW есть еще 3 дополнительных спортивных индикатора, показывающих давление турбонаддува, давление масла и таймер — вероятно, для замера времени прохождения круга. Вряд ли кто-то из вас соберется варить в этой машине яйцо, так что таймер там установили, явно не для этого. Но вот другие функции мне в голову не приходят. Сам факт того, что эти приборы там есть, мне очень понравился, автомобиль получается такой приспортивленный, но на деле они оказались совершенно бесполезными. Во время езды я даже не мог дотянуться до кнопок секундомера, хотя может это из-за моих длинных ног — я сижу достаточно далеко. Шкала турборазгона доходит до 2 бар, довольно смелая заявка, но на деле цифра не переходила за 0,8 бар, при такой шкале выглядит это так, что от турбо как бы не следует требовать слишком многого. Странно. Но мне они все равно понравились, я ведь всего лишь ребенок в теле взрослого человека.
А в целом интерьер для машины такого размера просто исключительно хорош. Ты чувствуешь в салоне, что находишься в машине премиум-класса, все спортивное, все — особенное. Спортивные сиденья JCW хорошо поддерживают, комфортны и классно выглядят. До чего ни дотронься — все высшего класса, и особенно мне были по душе непомерно аналоговые переключатели. В эпоху тачскринов и бесплодных попыток голосового управления упрямой электронной женщиной, живущей внутри приборной доски, я просто обожаю такие вот машины за возможность щелкнуть разок-другой огромным выключателем-тумблером.
Очень нелегко делать свое дело иначе, не как все, и при этом успешно. Именно этим Mini занимается уже целую вечность и до сегодняшнего дня. Это не попытка быть в тренде или на волне, все эти поверхностные вещи переменчивы как ветер. Главное — мне как потребителю предложили уникальный подход, который работает, позволяя тебе как бы парить над серой массой, не жертвуя собственным комфортом или безопасностью. Конечно, в новом Mini не избежать пробок, как и всем нам, так что насчет «парить» — это я, пожалуй, погорячился. Но в этой езде есть что-то настоящее: это что-то, чего не получишь в других машинах, это радость, это стиль Mini. Причем, заметьте, Mini с 230 лошадиными силами! Мой совет тем, кто до сих пор живет, следуя мантре «чем больше, тем лучше»: почему бы вам не попробовать другой размер? На вид XS, а удовольствия на XL.