Мила Семешкина — эксперт в сферах образования и карьеры, основатель и СЕО платформы Lectera и автор методологии Fast Education, а также президент международной организации Women’s Empowerment Council — о женском лидерстве и возможности баланса между семьей и карьерой!
Posta-Magazine: Золотая медаль за отличную учебу в школе, дипломы с отличием в КГУ и МГУ, научные публикации и исследования в сфере медиаэкономики, научно-исследовательская и преподавательская деятельность в МГУ им. М.В. Ломоносова — вы человек, который всегда все делает хорошо?
Мила Семешкина: Я, безусловно, стараюсь делать все, за что берусь, хорошо. Иначе зачем браться? А если про обучение, то я просто очень люблю учиться, делаю это с большим удовольствием, и у меня здорово получается. Причем не только учиться, но и передавать знания. Есть вещи, в которых я не так хороша, — их стараюсь делегировать или не берусь вообще. Всем должны заниматься профессионалы. Все, что касается обучения и развития, — моя сильная сторона. Я такой атипичный ботан. Не загнанный очкарик, а лидер. Я никогда не была тихоней: в школе была президентом, заводилой и в хорошем смысле слова хулиганкой. А сейчас помогаю развиваться другим и считаю, что нахожусь на своем месте.
Вы — создатель методологии быстрого обучения Fast Education: не слишком ли быстро мы сейчас живем? Как будто бы сейчас новый тренд: всем пора замедлиться!
Мы живем ровно так, как того требует жизнь. Есть время разбрасывать камни, и время — собирать камни. Нет никакого тренда на замедление. Просто людям, которые бегут очень быстро, нужно пару дней или недель, чтобы восстановиться, но это банальный отдых, а никак не замедление.. Скорость всего вокруг сильно увеличивается. Если вы хотите побеждать, идти в ногу со временем, быть востребованным на рынке, нужно бежать быстрее остальных. К сожалению, это непреложный закон. Можно позволить себе расслабиться на 40 мин на занятиях йогой или на прогулке, но потом — опять включаться и крутить педали еще быстрее.
Вы также автор международного бестселлера «Учись или уходи с рынка» — а вам самой приходилось когда-то уходить с рынка? Были откровенно неудачные проекты или задумки, с которыми вы не справились?
Безусловно. Ни у одного успешного человека не бывает гладкой дороги. Всегда встречаются ямки, кочки, на которых спотыкаешься, набиваешь себе шишки и разбиваешь колени. Я не исключение. Не все и не всегда получалось с первого раза.
Однажды меня уволили с испытательного срока за то, что я слишком хороша, со словами: «Она все равно от нас уйдет, давайте сделаем это сейчас, пока на ней все не завязалось». Конечно, я была безумно расстроена. Но как впоследствии оказалось, это не было поражением, наоборот — победой: я перешла в область PR и круто в ней преуспела.
При этом я никогда не уходила с рынка, потому что чего-то не умела или не знала. Мне всегда понятно, когда, как и где нужно учиться. Это главное правило развития, которым я руководствуюсь, и поэтому все получается так, как планируется.
Продвижением каких брендов на российском рынке вы занимались — и какой кейс был самым сложным, а какой — самым интересным?
Самых разных: BMW, Schwarzkopf, MTV, Nickelodeon, крупных девелоперов и т. д. Это кейсы, которыми я горжусь. Один из самых сложных проектов — реалити-шоу, которое мы делали вместе с Mail.ru для компании «Профи». Основная трудность заключалась в работе с героями шоу, которые много раз хотели бросить свое совершенствование. Человеческий фактор. А как бросить, если о тебе уже идут публикации, готовится море текстов, фото- и видеоконтента? Я привлекала туда крупные бренды, огромное число исполнителей. При этом, как это обычно бывает, бюджет минимальный. Но в итоге получилось здорово — мы собрали сумасшедшую аудиторию.
С таким набором компетенций вы все умеете сами, но с такими достижениями и целями очевидно не можете работать одна и набираете команду. Сегодня это уже больше 800 человек из 27 стран. Вы легко делегируете? Или «хочешь сделать хорошо — сделай сам»?
Научиться делегировать — одна из самых сложных задач, которую мне пришлось решать как руководителю. Мы находимся в той точке, когда я не могу не делегировать. Иначе я должна быть шестикрылым семизубом или шестируким Шивой с 18 головами, а еще находиться одновременно в разных странах. Это невозможно физически и технически.
Самое трудное — объяснить и донести свое видение, которое не всегда совпадает с видением других. Все усложняется разницей в культурах, языковым барьером, часовыми поясами. Сейчас команда слаженная и сработанная, но это стоило больших усилий. Мне понадобилось пару лет, чтобы начать делегировать эффективно: правильно поставить задачу и прокомментировать результат. Иногда, конечно, хочется громко ругаться, но если что-то пошло не так, значит не так была сформулирована задача и, вполне вероятно, на моем уровне. В конечном итоге, ответственность за проект и ошибки команды лежат на мне. И, в первую очередь, финансовая, так что если что-то идет не так, то я задаю вопросы прежде всего себе.
Вы выстраивала маркетинговые коммуникации в крупных проектах в Швейцарии, Германии, ОАЭ и странах СНГ и у вас огромный опыт успешного запуска крупных международных стартапов и их выведения на этап прибыльности. А с чего начинался проект Lectera — и почему он вам был нужен? Это был способ проверить свои умения? Заработать деньги? Или он для вас как для личности решал еще какие-то другие задачи?
Проект Lectera начался с того, что я видела запрос рынка на обучение сотрудников, создание обучающих материалов. Часто бизнес не понимает, как выстроить этот процесс. У меня был внутренний отклик на реализацию такого запроса. Я поняла, что есть знания и опыт, которыми пора делиться и которые ни в коем случае нельзя консервировать. Даже есть первые потенциальные клиенты. Ты просыпаешься и понимаешь — все, пора!
Это не был способ проверять умения: слишком дорогостоящий тест получился бы. Заработать? Тоже нет. Деньги никогда не стояли на первом месте. На продаже образовательных продуктов я до сих пор зарабатываю меньше, чем на других бизнесах. Это личностная задача: я чувствовала в себе силы для такого масштабного проекта.
В 2021 году вы стали единственной финалисткой из России, которая вошла в мировой Топ-10 основателей новых EdTech компаний по версии международной премии EdTech Awards. В России у вас нет конкурентов — почему? Вы слишком крутая — или рынок недостаточно зрелый?
Глупо говорить, что у меня где-то нет конкурентов. Но наш основной конкурент не другие образовательные платформы, а социальные сети, Netflix, Youtube. Рынок ed tech пока очень мал, и придется бороться за время пользователя именно с развлекательными платформами.
Сейчас по всему миру системно обучается небольшая группа людей. Процента 3-5 от общего населения планеты. И речь не про высшее или специальное образование, речь про надстройки навыков и дополнительное образование. Одни и те же пользователи есть практически на всех платформах: что-то здесь поучил, что-то в другом месте. Их немного. А вот остальные 95% населения мира еще нигде не учатся, и в их сторону нужно смотреть. Поэтому я и говорю, что наши конкуренты — поставщики легкого, бесплатного или почти бесплатного контента. Большинство людей идет по легкому пути, а обучение — сложный контент, который нужно перерабатывать с некими усилиями. И мы сейчас предоставляем большое количество контента бесплатно, потому что в борьбе за пользователя стремимся дать то, что он хочет, но с максимальной пользой для него, чтобы это не было просто развлечением, а эффективным обучением, но быстрым, легким и понятным. И пока мое видение не подводит. Мы растем примерно на 100 тысяч пользователей в месяц.
Платформа Lectera, работающая в США, России, ОАЭ и Германии и еще в более чем 50 странах мира представляет более 150 курсов по 10 направлениям, в частности, профессии цифровой эры, маркетинг, soft skills, продажи, а также женское лидерство. Женское лидерство оно какое-то другое по сравнению с мужским?
Да, другое. Мужчина — лидер на работе, в обществе. А женщин в подавляющем большинстве культур не воспитывают как лидера вообще. Хотя именно женщина — это безусловный лидер в семье, в комьюнити района, ну или она лидер как минимум для своих детей. А большинство женщин до сих пор программируют на «Кухню, церковь, детей», как говорят немцы, на то, чтобы мы не высовывались, не брали на себя слишком много, не требовали многого от мужчин, аргументируя примерно такими словами, как «да что ты в этом понимаешь, женщина?».
И хотя считается, что в нашем цивилизованном обществе это давно не так, я, как женщина, могу сказать, что стереотипы очень сильны. На собеседованиях до сих пор задают вопросы: «Как вы справитесь, ведь у вас двое детей?». Во многих странах женщин все еще с меньшей охотой берут на работу, чем мужчин.
Наша задача — показать, что ты можешь быть лидером и для самой себя, и для своей семьи, и для своих коллег, и для целой нации. Это особенно остро ощущается в сложных ситуациях. Например, матерям-одиночкам приходится самостоятельно искать в себе этого лидера, иначе будет трудно бороться за место под солнцем и воспитывать детей. Мы говорим ей: «Да, ты — лидер», — и обучаем, как с этой новой для нее ролью справиться.
А какой вы руководитель? Выжмет все соки? Или всегда пойдет на уступки?
Раньше очень часто была тем, кто выжмет все соки: просто от неумения раскрывать потенциал людей. Но за время собственного роста, обучения и развития я трансформировалась в руководителя, который дает мощный заряд мотивации команде, помогает реализовать таланты и достичь максимальных результатов. Конечно, иногда приходится идти на компромиссы. Нельзя постоянно идти в лоб, и этот лоб разбивать. Но только не в отношении качества работы и профессионализма.
Не так давно владелица итальянского бренда одежды Elisabetta Franchi оказалась в центре скандала — заявила, что поддерживает женщин, но на позиции топ-менеджера хочет видеть только взрослую женщину, которая уже решила все семейные вопросы, вышла замуж, воспитала детей и может все свое время посвящать работе. Кто-то ее осудил, но женское бизнес-сообщество в целом поддержало: да, либо ты работаешь, либо ты занимаешься семьей. Вы видите — будучи руководителем успешного бизнеса — какую-то золотую середину?
Когда ты строишь карьеру, золотой середины не существует. Это похоже на вопрос о замедлении. Хочешь — замедляйся, но у тебя не будет результатов, которых можно достичь на пике мотивации, участвуя в большой гонке. Не бывает так, что успешная бизнес-вумен уходит домой в пять вечера, отключает телефон, не работает на выходных и в отпуске. Мы живем в многополярном мире, и быть просто руководителем или мамой уже мало кого устроит. Я, например, не могу выключить телефон и поехать на отдых: у меня есть 800 человек и есть решения, которые они не могут принять за меня.
Как владелец достаточно крупного бизнеса я в чем-то понимаю Элизабетту Франки, но хочу сказать, что у женщины, которая строит карьеру, могут быть дети и свои интересы. Просто она грамотно расставляет приоритеты. Скорее всего, у нее есть няня, которая может забрать ребенка из школы и накормить его обедом, пока мама выигрывает крупный тендер. Золотой середины не существует, но можно успешно совмещать несколько ролей. Я верю, что можно эффективно отработать десять часов, а потом прийти домой и быть хорошей мамой и женой. У меня много таких примеров перед глазами. Я и сама много отдаю работе, но всегда нахожу время на семью, личную жизнь, внешность, хобби.
С февраля 2022-го вы еще и президент международной организации Women’s Empowerment Council, миссия которой — помогать женщинам по всему миру получать равные возможности в бизнесе. А как вы относитесь к «противоположным» курсам и тренингам, задача которых — напомнить женщинам, что не нужно столько работать, можно превратиться в ломовую лошадь?:)
Думаю, это еще один стереотип и еще одна экстремальная полярность. Ломовая лошадь — человек, который изнасилован своей работой. Это противоположность другой экстремальной полярности — девочке-девочке, которая должна нравиться мужчинам, дышать маткой и постоянно прокачивать женскую энергию, в то время как карьера и зарабатывание денег — это чисто мужское. Но это все стереотипы! Женщина, которая получает удовольствие от того, чем занимается, зарабатывает, реализует себя — абсолютно счастлива. Успешные женщины, как правило, могут себе позволить быть собой. Им не нужно играть роли. Она — это она, и тогда в ее жизни начинают происходить чудеса. Это супер преимущество и супер возможность. И это не имеет ничего общего с ломовой лошадью. Нам всем пора перестать мыслить стереотипами.
А вы соревнуетесь с мужчинами? Вам как женщине-руководителю хочется что-то им доказать?
Я соревнуюсь только с собой прошлой. Зачем мне что-то доказывать? За меня говорят мои результаты. Это ведь не зависит от пола совершенно. Мужчины уважают женщин, которые построили успешный бизнес. Глубоко и искренне уважают, потому что понимают, насколько это сложно.
Внутри команды я не соревнуюсь ни с одним подчиненным, а наоборот помогаю им становиться сильнее. С одной стороны — это моя миссия, с другой — у меня есть корыстный интерес, чтобы компания росла и развивалась вместе с людьми.
Полжизни я оглядывалась на то, что обо мне скажут другие. И как только пришло освобождение от этих дурацких мыслей, я сфокусировалась на своих сильных качествах и своих желаниях, и со мной произошла невероятная трансформация. Надо было всего лишь перестать оглядываться на то, что обо мне подумают другие. Каждый может думать обо мне все, что ему угодно, потому что его мысли — они не про меня, они — про него. Это его призма, его видение. Я позволяю людям жить в их мире, а сама живу в своем. Вот и все. Я просто перестала натягивать на себя чужое мнение.
А как вы расслабляетесь? Какие-то «женские» штучки вроде SPA вам нравятся?
Первое — шопинг. Люблю красивые стильные вещи. У меня развито чувство стиля, и в юношестве я даже мечтала работать в сфере моды. Поэтому шопинг для меня — это и спорт, и супер отдых. Дальше — все, что касается мейкапа. Обожаю! Если бы выбирала альтернативную профессию, это был бы как раз make up artist. У меня огромная коллекция помад, духов и всего остального. Это мое большое и маленькое хобби. Обожаю краситься, укладывать волосы и покупать косметику.
Еще моя страсть с детства — читать. Я расслабляюсь за хорошей книгой. А еще я большой гедонист, поэтому если сильно устаю, то иду наслаждаться и отдыхать в любимый ресторан. Ну и, естственно, путешествия: я расслабляюсь, когда меняю картинку. Мне нужно всего три-пять дней на море, чтобы зарядить батарейки по полной.
Руководитель такого уровня — это неминуемый стресс. Как вы справляетесь со стрессом, есть ли какие-то свои наработанные методы?
Вся наша жизнь — стресс. Зайдите почитайте новости, и сердце может остановиться. Все говорят, что нужно выходить из некой зоны комфорта. Я скажу по-другому: я в нее вообще не захожу. Я нахожусь в состоянии постоянного роста, челленджей, решаю какие-то из ряда вон выходящие задачи. Для кого-то — это большой стресс, для меня — нормальная среда.
А «заедать» стресс сладким — это про вас?
В 2017 году, когда я открыла свой международный бизнес и параллельно переживала смерть отца, я была в таком состоянии стресса, что работала невменяемо много. Потом приходила домой, заказывала пиццу и баловала себя сладеньким. Было плохое настроение — шла в ресторан и наедалась чем-то вкусным. Таким образом я наела больше 25 лишних килограммов. И только в этом году я практически до конца с ними простилась.
Я буквально переучивала себя питаться правильно. Заедать стресс сладеньким никому не рекомендую. Гуляйте, читайте, дышите, покупайте себе новые платья, тратьте деньги на красоту, но не кладите в рот эту булочку. Хотя иногда, конечно, лучше ее съесть, чтобы потом не съесть пять.
Очень хочу дать совет всем девушкам, который может помочь кому-то, как это однажды помогло мне: купите себе это чертово красивое платье, на которое вы засматриваетесь! Прямо сегодня! Прямо сегодня его наденьте и идите гулять и наслаждаться своей красотой и женственностью! Я много лет совершала одну и ту же ошибку: я стеснялась своего веса и говорила себе: вот похудеешь, потом купишь себе платье/юбку/блузу и т. д. Я пропустила столько прекрасных эмоций, а все только потому, что откладывала саму себя на потом! И сейчас могу смело сказать, что я никогда не была настолько привлекательной, как сейчас, а ведь всего лишь нужно было купить ровно одно красивое платье. С него началась новая я.
Что значит для вас понятие «качество жизни»?
Спасибо за этот вопрос. Он очень важный. Первое — люди, с которыми я больше всего контактирую. Окружение делает человека. Это самый важный критерий качества жизни. Оглянитесь на тех, кто вас окружает, посмотрите на них непредвзято, вы сразу же все поймете.
Второй критерий — то, что я могу себе позволить. Живу ли я той жизнью, которой хочу? Или мне нужно где-то поднажать, больше поработать, чтобы открыть для себя новые возможности?
Бывают вещи, которые ты делаешь, потому что надо, а бывают те — что ты любишь и хочешь. Поэтому еще один индикатор качества жизни — возможность заниматься тем, что люблю и в чем я сильна. И, конечно, личностный рост. Рост для меня — это движение вперед, это про будущее и про новые возможности.
Какую роль путешествия играют в вашей жизни?
Основополагающую. Мой бизнес полностью международный, я очень много езжу и летаю. Мой рекорд — 60 стран за один год. Путешествия — тоже показатель качества жизни. Мир такой красивый, разнообразный, интересный, что путешествовать нужно обязательно. И если вы готовы к переменам, то прямо сейчас рекомендую купить билет на самолет туда, где вы никогда не были. И не забудьте взять туда новое красивое платье, вдруг вы там встретите новую счастливую себя? (Подмигивает.)