Бал Института костюма, который пройдет в следующем году на площадке Метрополитен-музея, будет посвящен исследованию кэмпа или, говоря иначе, «интеллектуального китча».
Тема выставки, а вместе с ней и Met Gala, звучит предельно лаконично — Camp: Notes on Fashion («Кэмп: заметки о моде») и отсылает к эссе 1964 года Сьюзен Зонтаг «Заметки о кэмпе», опубликованном в литературно-политическом издании Partisan Review.
Именно Зонтаг впервые дала подробное определение этому термину, связав его со специфическим изощренным эстетским вкусом и лежащей в его основе специально культивируемой чувствительностью, а вместе с ней — театральностью, любовью к искусственности, преувеличенностью до гротеска, некоторой вульгарностью, противоречивым сочетанием игры и серьезности.
«К тому же, — писала Зонтаг, — кэмп эзотеричен: что-то вроде частного кода, скорее даже знака отличия, среди маленьких городских замкнутых сообществ». Таким образом, кэмп всегда был связан с различными субкультурами, в том числе — ЛГБТ-культурой и эстетикой «дрэг-квин». В то же время кэмп — это и «решение проблемы, как быть денди в«век массовой культуры», а также масштабное исследование искусства самовыражения как постмодернистского акта. Автор подчеркивает, что «стиль [кэмп] пренебрегает содержанием или задает такую точку зрения, с которой содержание безразлично. Не говоря о том, что чувствительность кэмпа неангажирована, деполитизирована — или по крайней мере аполитична». Кроме того, как отмечает Зонтаг, кэмп «видит все в кавычках цитации».
Определенно, кэмп — это то, чем занимается сегодня Алессандро Микеле в Gucci, создавая не только кэмповую одежду, но и мебель, предметы искусства и быта. Все это отмечено известной печатью искусственности, чрезмерности — и тем не менее не переходит грань китча. Неудивительно, что именно креативный директор Дома назначен одним из сопредседателей Бала — наравне с Анной Винтур, Леди Гагой, музыкантом Гарри Стайлзом и теннисисткой Сереной Уильямс. Gucci также выступит спонсором Met Gala.
По словам Эндрю Болтона, главного куратора Института костюма, он предчувствует, что тема будет иметь «широкий культурный резонанс», тем более что в последние годы кэмп приобрел различные формы проявления — «политический и квир-кэмп, кэмп в поп-музыке, конфликт высокого и низменного, отрицание идеи оригинальности». Тем не менее, считает Болтон, необходимо быть достаточно изощренным, чтобы вписать себя в кэмп-культуру, и приводит в пример такие бренды, как Saint Laurent или Marc Jacobs.
С ним солидарен и Алессандро Микеле, уверенный, что кэмп «обладает уникальной способностью сочетать искусство и поп-культуру». Директор Метрополитен-музея Макс Холляйн подчеркивает, что «несмотря на то, что разрушительная способность кэмпа подрывать современные эстетические ценности часто недооценивается, экспозиция сможет продемонстрировать, какое сильное влияние стиль оказал как на искусство, так и на массовую культуру".
Напомним, бал Met Gala традиционно состоится в первый понедельник мая, который в этом году выпадает на 6 число. Сама выставка откроется 9 мая 2019 года и продлится вплоть до 8 сентября.