Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.
Иногда ты понимаешь, что тебе жизненно необходимо иметь больше свободного места в автомобиле. Например, когда узнаешь, что нужно срочно перевезти большой телевизор с плоским экраном из Москвы в Санкт-Петербург. Именно эту задачу мне пришлось выполнить с помощью Mazda CX-9, да еще и в метель.
Автомобили категории SUV по умолчанию не допускаются на какие бы то ни было конкурсы красоты, но, как мне кажется, внешний вид у этой машины как раз то, что нужно. Красота, как известно, в глазах смотрящего. При своих крупных размерах — пусть не по американским стандартам, но по европейским уж точно — CX-9 умудряется выглядеть категорически молодо и динамично благодаря элегантному и пропорциональному дизайну. На мой взгляд, термин «кроссовер» подходит модели идеально. К сожалению, из-за погоды во время тест-драйва белый автомобиль оставался чистым не дольше трех миллисекунд, так что мне придется воспользоваться фотографиями CX-9, находящимися в общем доступе. Обычно я не стремлюсь презентовать автомобили в состоянии «только что из салона», но показывать белый кузов, покрытый слоями бурой грязи, просто несправедливо по отношению к машине.
CX-9 имеет три ряда сидений — это здорово, если у вас большая семья или если вы, как в моем случае, хотите перевезти очень крупный багаж. Оба задних ряда складываются при необходимости, создавая огромное свободное пространство для вещей. При этом внешние габариты для трехрядного автомобиля довольно скромные: в третьем ряду удобнее, пожалуй, будет рассадить детей, чем высоких взрослых. Но это вполне разумно. В интерьере все по высшему разряду: в линейке Mazda модель CX-9 занимает верхнюю ступень, и это чувствуется сразу. Материалы, качество исполнения и сборки не уступают более дорогим немецким конкурентам.
Мне всегда нравился подход компании Mazda к автомобилестроению. Они явно понимают, как превратить вождение в удовольствие. Безусловно, подарить водителю тот же кайф от езды, что дарит рекордсмен MX-5, крупному функциональному SUV не под силу. Но за рулем
CX-9 понимаешь: люди, сделавшие эту тачку, просто секут фишку. Рулевой механизм легкий, но очень четкий, управляемость в целом тяготеет к маневренности, не жертвуя при этом комфортом. Когда садишься в такую машину впервые, можно ехать чисто интуитивно. На заснеженных дорогах полноприводный CX-9 также внушал уверенность: сквозь сказочные зимние ландшафты мы с ним прорывались на скорости, которая ограничивалась скорее требованиями ПДД, нежели скользкой поверхностью под колесами.
Четырехцилиндровый турбодвигатель на 2,5 литра выдает 250 лошадиных сил и дарит ощущение более чем достаточной мощности, а показатели ускорения лишь подкрепляют это впечатление. Чуть больше 7 секунд на разгон до 100 км/ч — для крупного SUV-кроссовера очень даже достойно и, на мой взгляд, внушает уважение. Пожалуй, даже большее, чем некоторые другие SUV с абсурдно крупными и мощными моторами — бессмысленные и глупые, если говорить начистоту. Шестискоростная автоматическая коробка передач отлично выполняет свою работу, не выделяясь головокружительной быстротой или вообще хоть чем-нибудь необычным. Хорошая, дельная АКПП, соответствующая целевому назначению автомобиля, — больше и добавить нечего.
Учитывая, что платную дорогу пока не достроили, путь до Санкт-Петербурга дарил немало возможностей для обгона, и CX-9 оставлял за спиной более медленные автомобили весьма проворно, стоило только его подстегнуть. У меня даже ни разу не возникло желания оказаться в какой-нибудь другой машине, что само по себе редкость. Когда сидишь в комфорте на водительском сиденье, перед четким и ярким дисплеем, отображающим скорость и навигацию на уровне лобового стекла, CX-9 кажется идеальной машиной для такого дальнего перегона. На светофорах и в пробках я с изумлением обратил внимание на то, насколько тихо работает мотор: пока стоишь, его вообще не слышно — по крайней мере мне. На повышенных оборотах он выдает стандартный звук четырехцилиндрового двигателя, который, однако, остается где-то на заднем плане. Кроме того, я не заметил никакой системы автоматического пуска и остановки двигателя, что не может не радовать, ведь это одна из тех вещей, которые обычно первым делом отключаешь, как только садишься в автомобиль.
В отличие от большинства автопроизводителей, Mazda почти не проявляет интереса к переходу на электричество и вместо этого пытается совершенствовать обычные двигатели внутреннего сгорания за счет новых технологий, которые собираются в единый пакет под брендом SkyActiv. С точки зрения прироста эффективности уже существующие моторы пока дают скромный результат, но в следующем году должны увидеть свет двигатели линейки SkyActiv-X с новейшей системой под названием SPCCI (Spark Controlled Compression Ignition). Обещают, что она будет выдавать больше мощности и обеспечивать до двадцати процентов экономии топлива для бензиновых двигателей даже без турбонаддува.
Объективные преимущества CX-9 в категории SUV сложно переоценить.
Я бы охарактеризовал его как премиальный продукт для аудитории «без распальцовки»: адекватной, интеллигентной и готовой платить только за то, в чем есть здравый смысл. Соотношение цены и качества действительно впечатляет, но в CX-9 настолько много этого самого качества, что в конечном итоге бюджетным автомобилем его уже не назовешь. Если вам в обычной жизни явно не требуется слишком много места в машине, то можно выбрать и CX-5: это все то же самое, о чем мы говорили выше, но в более компактном и доступном формате.
Согласно новой философии дизайна Kodo («душа движения»), Mazda относится к автомобилям как к живым существам, а не как к груде металла, и мне это определенно нравится. С другой стороны, мы имеем их философию вождения Jinba-Ittai — «единство скакуна и всадника». И она мне тоже по душе. Впрочем, не столь важно, какой философии ты придерживаешься: важно следовать ей на деле. А именно этим Mazda и занимается.