Культура

Кино недели: «Матильда» Алексея Учителя

Фильм, ставший самым обсуждаемым в России отнюдь не по кинематографическим причинам, наконец могут увидеть все желающие.

Кино недели: «Матильда» Алексея Учителя

Картина, посвященная любви между будущим императором Николаем II и балериной Матильдой Кшесинской, в которой исторические факты приправлены изрядной долей фантазии, едва ли сможет кого-то оскорбить.

Событиям, предшествовавшим выходу в прокат нового фильма Алексея Учителя, — «крестовому походу» Натальи Поклонской — уже посвятили не один материал, так что нет нужды повторяться. Все здравомыслящие люди в связи с этим стремились еще не виденную никем картину защитить. Но, несмотря на это, после первых показов на «Матильду» обрушилась волна критики, которая варьировалась от сдержанной до откровенно-ерничающей. Одна журналистка после пресс-показа даже уверяла своего собеседника, что большей пошлости она в жизни не видела. Что ж, у каждого есть право на свое мнение, но все-таки совсем списывать со счетов работу Учителя не хочется: «Матильда» — отнюдь не величайший фильм в истории, но и не самый плохой. Просто он вовсе не претендовал на такой, как нынче модно выражаться, хайп.

Кино недели: «Матильда» Алексея Учителя

Кино недели: «Матильда» Алексея Учителя

На Матильду, или попросту Малю Кшесинскую, юную, подающую большие надежды балерину, выпускницу Императорского театрального училища, в картине внимание двадцатидвухлетнего Николая обращает его отец Александр III (Алексей Гармаш). Увидевший ее фотографию царь поражен красотой этой девушки польского происхождения. Той, что станет первой русской балериной, освоившей тридцать два фуэте. Исполнительница партии Матильды Михалина Ольшанска идеально подходит на эту роль: действительно безупречно красивая, загадочная, дерзкая, приковывающая взгляд. Киноманы уже могли видеть ее, например, в странном, показанном на «Сандэнсе» мюзикле Агнешки Смочиньской «Соблазн» о двух кровожадных и соблазнительных сестрах-русалках. Кастинг, вообще, безусловно сильная сторона картины. Ларс Айдингер — Ники, как его называли в юности, — актер Питера Гринуэя, Марен Аде, Оливье Ассайяса, звезда знаменитого берлинского театра «Шаубюне». Его Николай — нежный, трогательный и очень человечный, такой, которому по-настоящему сопереживаешь. Главный герой здесь именно он — тот, кто разрывается между чувством и долгом, кто хочет понять, кем он на самом деле является. Сомнение в том, что следует принять уготованную ему судьбу, зарождает в Николае Маля, заставляя его пройти известное по русской литературе XIX века «испытание любовью». В какой-то момент фильма Ники решит, что готов бросить ради любимой все, но воссоединению помешают герой Данилы Козловского и начальник сыскной полиции Власов (Виталий Кищенко).

Поручик Воронцов Козловского — выдуманный персонаж, впрочем, Алексей Учитель в одном из интервью рассказывал, что у него есть реальный прототип. Именно этот герой, который даже изображен на афише «Матильды», хотя и появляется в картине довольно редко, стал объектом самой едкой критики. Когда на пресс-показе в титрах появилась фамилия Козловского, по залу прокатился смех. Страстно, до сумасшествия влюбленный в Малю Воронцов, готовый на все, чтобы заполучить девушку, и правда донельзя комичен: в том числе за счет того, что многие эпизоды с его участием явно были вырезаны при монтаже. С ним, кстати, связана и линия доктора-экспериментатора и колдуна Фишеля, изображенного не кем иным, как худруком того самого театра «Шаубюне» Томасом Остермайером. Эти персонажи (и не только они), как отмечают некоторые рецензенты, превращают «Матильду» в сказку, фантазию, не претендующую на реалистичность. Во время просмотра на ум и правда приходит, в частности, диснеевский мультфильм «Анастасия» о якобы выжившей царской дочери: те же красивая музыка, живописнейшие костюмы, карикатурный злодей, немного магии, шикарные дворцовые залы и бедняки на улицах. Но Воронцов напоминает о длинной череде вполне реальных, невыдуманных безумцев, которые, как и герой Козловского, возникают из ниоткуда и нападают — на фильм, выставку, оперу или человека, не соответствующие их представлениям о прекрасном и духовном. Нелепый, но опасный Воронцов в итоге кажется персонажем зловеще-пророческим, предсказавшим и скандалы вокруг «Матильды», и многие другие абсурдные и страшные события последнего времени.

Кино недели: «Матильда» Алексея Учителя

Сама Матильда тоже предсказывает будущее. «Если ты коронуешься, то погубишь всех, кого любишь», — говорит она Николаю. И, хотя Ники и испытывает чувства к двум женщинам одновременно (его чопорную невесту Аликс играет замечательная актриса «Шаубюне» Луиза Вольфрам), именно отказ от любви к Матильде (то есть принятие роли царя), по фильму, и приведет ко всем кровавым катастрофам и бедам XX века в России. Возможно, даже и XXI: очень уж хочется парадоксальным образом срифмовать работу Учителя со звягинцевской «нелюбовью», царящей уже в современном обществе. Главное зловещее предзнаменование такого исхода событий связано с давкой на Ходынском поле, случившейся вскоре после коронования Николая (у Учителя — параллельно с коронацией).

«Матильда» красива (иногда до приторности), мелодраматична (порой до комичного — герои то и дело бегут друг другу навстречу и сливаются в поцелуе), но и дает возможность поразмышлять об альтернативном ходе истории. Хотя в истории и не бывает сослагательного наклонения.

Кино недели: «Матильда» Алексея Учителя

 

 

 

26 октября 2017
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура