Творческий вечер «В честь Петипа», посвященный 200-летию самого знаменитого постановщика в истории русского балета, пройдет 23 и 24 апреля в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
За шестьдесят лет работы в России француз Петипа вывел на сцену столько же балетных спектаклей, среди которых легендарные постановки, знакомые каждому: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Сон в летнюю ночь» и другие.
Интересно, что гала-концерт, посвященный двухсотлетию Мариуса Петипа, во многом символичен для Музыкального театра, где художественный руководитель балета — Лоран Илер — первый после Петипа французский танцовщик, вставший во главе академической российской балетной труппы.
Творчество Петипа — это соединение лучших традиций французской и русской балетных школ. Именно это сочетание стало основой уникального хореографического стиля Петипа, чьи работы послужили фундаментом для исканий хореографов ХХ века. Доказательство тому — программа вечера, где московская школа покажет «Оживленный сад» из балета «Корсар» в хореографии Мариуса Петипа; а парижская — «Весну и осень» в хореографии живого классика Джона Ноймайера. Знаменитому «симфоническому танцу» Петипа XIX века ответит «симфонический танец» века двадцатого. Финальным парадным аккордом станет Большое классическое па из балета «Пахита» на музыку Людвига Минкуса в хореографии Мариуса Петипа.
В юбилейном вечере примут участие: Московская государственная академия хореографии, Балетная школа Парижской национальной оперы и Балетная труппа Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. За пульт оркестра Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко встанет главный дирижер Феликс Коробов.
5 фактов о Мариусе Петипа
1. Первая русская премьера Петипа состоялась в 1855 году на сцене петербургского Большого (Каменного) театра, где главным балетмейстером тогда был Жюль Перро (Петипа был его поклонником и учеником). Наставник, перед тем как поручить молодому коллеге собственную постановку, отправлял его в музеи и библиотеки — получать знания по этнографии и истории. Восемь лет длилось самостоятельное «образование» Мариуса Петипа, прежде чем учитель позволил ему поставить собственный дивертисмент по испанским мотивам «Звезда Гренады».
|
2. В 1903 году во время репетиции балета «Волшебное зеркало» треснуло большое зеркало, висевшее в зале. Это событие сразу было причислено к «дурным предзнаменованиям», и в том же году Петипа был отстранен от руководства балетом, а эта постановка стала его последним спектаклем.
|
3. За 60 лет работы в императорских театрах Мариусу Петипа удалось послужить четырем императорам: Николаю I, Александру II, Александру III, Николаю II.
|
4. Первое выступление Петипа в России произвело на Николая I настолько сильное впечатление, что тот в знак своего восхищения преподнес балетмейстеру в дар драгоценный перстень.
|
5. После неудачи «Лебединого озера» Петр Чайковский зарекся писать балетную музыку. Когда Петипа предложил ему новую работу над балетом «Спящая красавица», композитор потребовал подробный план всей постановки. Хореограф подошел к пожеланию своеобразно: сделал из картона фигурки танцовщиков и танцовщиц, которые он расставлял на столе, передвигал, добиваясь нужного рисунка, потом зарисовывал композицию, обозначая стрелками переходы.