Весна в московских и петербургских музеях пройдет под знаком XX века.
Метафизическая живопись де Кирико, сюрреалистические пейзажи Дали, архитектура Гауди и современное российское искусство — весенний сезон в двух столицах изобилует обязательными к просмотру выставочными блокбастерами.
Триеннале российского современного искусства |
Музей современного искусства «Гараж»
10 марта — 14 мая
Первую Триеннале российского современного искусства кураторская команда «Гаража» готовила около года, поставив перед собой почти невыполнимую задачу — представить полную, насколько это возможно, панораму актуального российского искусства. Результат — насыщенная экспозиция, которая заняла практически все выставочное пространство музея. Более 60 художников, большинство имен которых стали открытием и для самих кураторов, объездивших четыре десятка больших и малых городов. Разумеется, не обошлось и без признанных «мастер-фигур» современной российской арт-сцены, таких как Андрей Монастырский, Анатолий Осмоловский или Дмитрий Пригов. В названия разделов выставки, среди которых «Авторские мифологии», «Верность месту», «Морфология улиц», вынесены тенденции, которые искусствоведы выделили в сегодняшней художественной жизни страны.
Владимир Архипов. «Ванна-кровать Геннадия», 2001 г.
«Виктор Борисов-Мусатов и мастера общества „Голубая роза“» |
Государственный Русский музей
2 марта — 29 мая
Солнечные тени, играющие на полупрозрачной коже барышень, кружевная пена струящихся платьев, нежная зелень летнего сада, выступающего сквозь туманную дымку, — живопись символиста Виктора Борисова-Мусатова проникнута мечтой о прекрасном, надчувственном мире, что существует где-то на границе с реальностью. Кажется, стоит приподнять газовую занавеску, выглянуть в открытое окно — и он предстанет во всей красоте абсолютной гармонии и умиротворения, населенный идеальными женщинами в старинных кринолинах, похожих, по выражению самого художника, «на облака и на деревья». На масштабной выставке в Русском музее искусство Борисова-Мусатова предстает в контексте творчества его последователей — художников объединения «Голубая роза», в числе которых Павел Кузнецов, Николай Крымов, Сергей Судейкин, Николай Сапунов и другие. Название художественного общества отсылает к одноименному стихотворению Константина Бальмонта о голубом цветке-мечте, который расцвел посреди Фирвальдштетского озера. Впрочем, некоторые искусствоведы считают, что образ голубой розы придумал Валерий Брюсов, полагавший, что художник должен иметь дело не с реальностью, а с собственными представлениями о ней.
Виктор Борисов-Мусатов. «Весна», 1901 г.
«Энди Уорхол. Вымирающие виды» |
Государственный Дарвиновский музей
18 марта — 28 мая
В 1983 году друзья Энди Уорхола, экологические активисты и филантропы Рон и Фрейда Фельдман, обратились к художнику с просьбой поддержать их кампанию работами, посвященными исчезающим видам диких животных. Уорхол с энтузиазмом взялся за дело, создав серию из десяти шелкографий — попартистских портретов амурского тигра, африканского слона, орангутана, черного носорога, зебры Греви, гигантской панды, белоголового орлана, снежного барана, древесной лягушки и бабочки. В основу работ легли фотографии животных, на которые Уорхол слой за слоем накладывал специальные трафареты, экспериментируя с цветом и эффектами изображения. Цикл «Вымирающие виды» широко экспонировался по всему миру, однако в Москве будет показан впервые. Меж тем за прошедшие 30 с лишним лет восемь из десяти животных по-прежнему находятся в списке видов, которым угрожает исчезновение.
Энди Уорхол. «Вымирающие виды», 1983 г.
«До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». Часть II |
Еврейский музей и центр толерантности
30 марта — 28 мая
Очередной крупный проект Еврейского музея и центра толерантности — продолжение одноименной выставки, проходившей здесь весной 2016 года. На этот раз в экспозицию вошло более 100 произведений, созданных с 1917 года до начала 1930-х как звездами русского авангарда от Кандинского до Родченко, так и малоизвестными художниками, как, например, Михаил Меньков, Яков Паин, Роман Семашкевич и другие. Это время, когда на художественную сцену выступают ученики крупных мастеров авангарда, вчерашние выпускники ВХУТЕМАСа, которые развивают новые авангардные фигуративные направления — экспрессионизм и сюрреализм. Тогда же в русском искусстве формируются абстракционизм и конструктивизм, а их ключевые фигуры — Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Александр Родченко — объединяют вокруг себя молодых художников. Проект интересен не только своим масштабом, но и возможностью увидеть работы, ранее в Москве не выставлявшиеся.
Василий Кандинский. «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин», 1919 г.
«Дэмиен Хёрст» |
Галерея Гари Татинцяна
30 марта — 1 июня
«Я одержим мыслями о смерти и бренности жизни, особенно своей собственной. А свое искусство ты посвящаешь именно тем вещам, которыми одержим», — признает Дэмиен Хёрст, основатель и лидер уже вошедшего в историю искусства движения 1990-х Young British Artists, автор того самого многомиллионного бриллиантового черепа, законсервированных в формальдегиде животных и стилизованных готических витражей, созданных из крыльев бабочек. Вечный провокатор и одна из самых противоречивых фигур в современном искусстве, он абсолютно чужд политкорректности — но, подставляя зеркало обществу потребления, сам при этом давно и успешно вписан в арт-рынок, являясь, как полагают, самым богатым из ныне живущих британских художников. Его персональные выставки среди прочего проходят в лондонской Тейт Модерн, нью-йоркском Музее современного искусства и миланском Фонде Prada. Этой весной работы Хёрста — в московской галерее Гари Татинцяна.
Дэмиен Херст. Claustrophobia/Agoraphobia, 2008 г.
«Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» |
Музей Фаберже
1 апреля — 2 июля
В петербургском Музее Фаберже покажут более 150 живописных и графических работ Сальвадора Дали из фонда «Гала — Сальвадор Дали» в Фигерасе и ряда других музейных и частных собраний. В экспозицию войдут произведения, охватывающие почти полвека его творчества: от сюрреалистических пейзажей 1930-х до посвящений Микеланджело 1980-х годов. Одним из центральных произведений выставки станет «Пейзаж с загадочными элементами» 1934 года — оммаж испанского сюрреалиста Вермееру, который всегда занимал особое место в его личном рейтинге старых мастеров и с которым Дали чувствовал некую метафизическую связь. Также на выставке будут представлены серии иллюстраций к биографии флорентийца Бенвенуто Челлини 1945 года и к «Божественной комедии», созданные Дали в середине прошлого века по заказу Государственного полиграфического института Италии к 700-летию Данте Алигьери.
Сальвадор Дали. «В поисках четвертого измерения», 1979 г.
«Зинаида Серебрякова» |
Государственная Третьяковская галерея
5 апреля — 30 июля
В Третьяковской галерее откроется наиболее полная ретроспектива творчества Зинаиды Серебряковой за последние 30 лет. Одна из немногих женщин в русском искусстве, она создала серию пронзительных, лиричных женских образов, среди которых и утонченные балерины, и дородные крестьянки. Частыми героями ее картин становились муж, дети и сестра. Ее дочерей легко узнать на портретах, даже не читая подписи: у них те же глаза, что и у женщины на одной из самых знаменитых картин Серебряковой — автопортрете «За туалетом». На выставке также будут представлены пейзажи, эскизы росписей Казанского вокзала и живописные зарисовки из жизни Мариинского театра. Впервые в России покажут работы послереволюционного парижского периода, а также декоративные панно виллы барона Броуэра — серию картин 1936–1937 годов, в аллегорической форме раскрывающих разные стороны личности и интересы хозяина дома.
Зинаида Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет», 1909 г.
«Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» |
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу
19 апреля — 23 июля
В таком объеме произведения Джорджо де Кирико в России предстанут впервые: выставка в Третьяковской галерее на Крымском Валу объединит порядка 100 живописных и графических работ, скульптур, театральных костюмов, а также архивные документы из собраний крупнейших музеев, в том числе Национальной галереи нового и современного искусства и Фонда Джорджо и Изы де Кирико в Риме, парижского Центра Жоржа Помпиду и лондонского Музея Виктории и Альберта. Разрабатываемая де Кирико в 1910-х годах метафизическая живопись, в которой реалистически изображенные предметы сочетались с причудливым антуражем, стала предвестием сюрреализма, заявившим о себе немногим позже, в 1920-х. Однако кураторы проекта не ограничиваются этим, самым известным периодом творчества художника — в экспозицию также войдут совсем ранние картины, отмеченные сильным влиянием швейцарского символиста Арнольда Бёклина, постметафизическая живопись и многочисленные автопортреты.
Джорджо де Кирико. «Орфей — уставший трубадур», 1970 г.
«Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения» |
Государственный Русский музей
20 апреля — 24 июля
К 175-летию Василия Верещагина Русский музей готовит большую ретроспективу прославленного художника-баталиста, литератора, путешественника и офицера. Он жил в России и Европе, объездил Кавказ, Туркестан, Индию, Палестину, побывал на Филиппинах, Кубе, в Америке и Японии, принимал участие во всех военных действиях русской армии. Это о нем Крамской сказал: «Верещагин не только художник, а нечто большее». Русский музей покажет более 200 его работ из собственного собрания, а также фондов Третьяковской галереи и других российских музеев. Помимо знаменитых «Туркестанской серии» и «Балканской серии» 1860–1880-х годов, на выставке представят малоизвестные пейзажные этюды, а также архивные документы из Российского этнографического музея, связанные с насыщенной событиями жизнью художника.
Василий Верещагин. «Прогулка в лодке», 1903 г.
«Маноло Бланик. Обувь как искусство» |
Государственный Эрмитаж, Главный штаб
29 апреля — 23 июля
В юности легендарный Маноло Бланик мечтал быть театральным художником, но благодаря судьбоносной встрече с редактором американского Vogue Дианой Вриланд стал всемирно известным дизайнером обуви, автором не просто туфель, а предметов поклонения и коллекционирования. Богатая фантазия неутомимого испанца, неустанно экспериментирующего с материалами, формами и декоративными элементами, действительно превратила обувной дизайн в истинное искусство, которое и предстанет во всем разнообразии на апрельской выставке в Эрмитаже. Такие тематические секции, как «Географические влияния», «Природа», «Архитектура и искусство», расскажут об источниках вдохновения Маноло Бланика. Целый раздел составят туфли для фильма Софии Копполы «Мария-Антуанетта», каждая пара которых вполне могла бы стать героем театра художника.
Маноло Бланик. Рисунок Schiafo, 1995 г.
«Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову» |
Государственный Эрмитаж
31 мая — 3 сентября
Немецкий художник Ансельм Кифер — единственный со времен Жоржа Брака в 1953 году, чьи работы при жизни попали в постоянную коллекцию Лувра. Его творчество проникнуто архетипичными образами из античной культуры и древней мифологии, а также многослойными литературными отсылками. Художник первого послевоенного поколения, в начале своего пути он много работал с темами исторической памяти и национальной вины. В Эрмитаже будут представлены произведения Кифера последних лет, вдохновленные поэзией футуриста Велимира Хлебникова и его идеей о цикличности разрушительных военных сражений, которые раз в 317 лет меняют ход истории. Более двух десятков из этих картин были созданы специально для выставки в Санкт-Петербурге.
Ансельм Кифер. «Варус», 1976 г.
«Антонио Гауди. Барселона» |
Московский музей современного искусства
24 мая — 10 сентября
О творчестве культового испанского архитектора расскажет выставочный проект в Московском музее современного искусства, где покажут порядка 150 чертежей, макетов и планов строительства, в числе которых самые известные здания Антонио Гауди, ставшие символом каталонской столицы: Саграда Фамилия, дворец Гуэля и Ла Педрера. Специальный раздел будет посвящен дизайну мебели — созданная в моментально узнаваемой манере Гауди, она лишена прямых линий и как будто вырастает из толстых корней и стволов вековых деревьев. Также на выставке покажут крупномасштабные фотографии архива Каталонского колледжа архитектуры, впервые представленные публике в 1927 году, через год после смерти архитектора. А примером связи времен станут видеоработы испанского художника Фредерика Амата по мотивам творчества Гауди.
Антонио Гауди. Макет Собора Саграда Фамилия в Барселоне