Мода

Nordic Meets Sustainable: академический руководитель аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ Людмила Алябьева — об устойчивой моде и гардеробном дневнике

Eco Living: академический руководитель аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ Людмила Алябьева

В конце апреля при информационной поддержке Posta-Magazine состоялся онлайн-фестиваль устойчивой моды и образования Nordic Meets Sustainable, организованный посольствами Северных стран в Москве. Его участниками стали в том числе молодые дизайнеры одежды — теоретики и практики устойчивой моды, в коротких блиц-интервью рассказавшие нам о своих профессиональных амбициях и принципах. Сегодня мы подводим итоги фестиваля вместе с Людмилой Алябьевой — академическим руководителем аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, к. ф. н., доцентом, шеф-редактором журнала «Теория моды: одежда, тело, культура».

Posta-Magazine: Традиционно скандинавские страны считаются самыми осознанными и экологичными. Вот и фестиваль проводился именно посольствами Северных стран. Как вы считаете, с чем это связано?

Людмила Алябьева: Это может быть связано с рядом факторов, среди которых известная нам особая социальная ориентированность Северных стран, которая традиционно связана с инклюзивностью, разнообразием, транспарентностью и справедливостью — всем тем, что имеет прямое отношение к устойчивой парадигме.

Устойчивость — это не только или не столько раздельный сбор мусора и регулярные налеты на блошиные рынки, это комплекс мер, который охватывает весь жизненный уклад, именно поэтому в этом процессе важно сочетание частных и государственных усилий, которое успешно реализуется в Северных странах.

Eco Living: об устойчивой моде, просветительских инициативах и гардеробном дневнике
Tmjournal/facebook

— Чем фестиваль был, на ваш взгляд, полезен дизайнерам и чем — обычным «пользователям», покупателям?

— В программе фестиваля мы постарались соблюсти баланс: представить учебные программы, ориентированные на устойчивый дизайн, которые успешно реализуются в высших учебных заведениях Северных стран, рассказать о том, как модная индустрия в этих государствах реагирует на вызовы устойчивости, продемонстрировать, насколько важно сочетание усилий со стороны как производителей, так и обычных пользователей — ведь это как раз тот случай, когда требуется участие обеих сторон, важно, чтобы хотели и могли «и верхи, и низы». Именно поэтому, как мне кажется, наш фестиваль был ориентирован на широкую аудиторию, которая не ограничена профессионалами индустрии моды, но включает всех игроков, в том числе и тех, кто ежедневно осуществляет важный выбор: что надеть.

— На каком уровне находится интерес к устойчивой моде в России? В какой мере интересная теория работает на практике?

— Нам показалась очень своевременной организация такого фестиваля именно сейчас: с одной стороны, пандемия заставила нас во многом пересмотреть наши отношения с одеждой, поставила перед производителями и пользователями ряд вопросов, на которые в ближайшее время придется искать ответы, с другой, в России сегодня подросло поколение дизайнеров и пользователей, для которых устойчивая мода — не сверхусилие и вынужденное следование конъюнктуре, но естественный выбор.

Студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ Санкт-Петербург
Студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ Санкт-Петербург

— Должно ли в экологичной моде быть место маркетингу? И должен ли он отличаться от обычной рекламы? Как увлечь потребителя, которого прежде всего интересует красивый продукт, а не его этичность? Как доносить информацию?

— Я вижу этот процесс как комплекс мер и усилий со стороны всех участников, не только производителей одежды: это должно быть сочетание мощной социальной рекламы, просветительских инициатив, неформальной вовлеченности учебных заведений, начиная с детских садов и школ (и чтобы эта вовлеченность находила свое воплощение не просто в одном экологическом проекте: сделали и забыли, но становилась системой), чтобы подготовить «пользователей» к органичному восприятию устойчивого сторителлинга.

— Быстрой моде дизайнеры, экоактивисты и художники пытаются противопоставить дизайнерскую починку вещей, творческую «перекройку». Насколько это перспективное направление? Ведь речь не идет о массовом производстве.

— Сегодня устойчивая мода в России часто предстает в виде такого неведомого зверя: многим кажется, что экологичная одежда — это та, которая создана из каких-то чудо-волокон и сама каким-то чудесным образом утилизируется. В действительности же устойчивый подход — это преимущественно замедление привычных модных процессов и переосмысление жизненных циклов вещей. Так что да, мне видится, что уход за одеждой, забота о ней, умение ее починить, при необходимости творчески переосмыслить, могут быть весьма перспективным направлением.

Показ студентов направления Мода HSE Fashion Design
Показ студентов направления Мода HSE Fashion Design

Мне кажется, что здесь опять-таки важно начинать как можно раньше и учить навыкам базового мендинга школьников, которые зачастую не имеют никакого представления о том, из чего и как сделаны вещи. Кстати, как раз сейчас мы с моими коллегами пытаемся инициировать международный исследовательский проект, посвященный ремонту вещей, так что похоже, что все происходит очень вовремя. И наш фестиваль в полной мере уловил и отразил тот самый Zeitgeist.

— Как шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура» какой вы видите свою задачу в сфере устойчивой моды?

— Просвещение в этой области, которое мы реализуем в разных форматах: в публикации материалов, посвященных устойчивой моде (к примеру, пару лет назад журнал уже сотрудничал с посольствами Северных стран, результатом этого успешного сотрудничества стал специальный, 51-й выпуск «Теории моды», посвященный моде Северных стран; симптоматично, что в двух последующих выпусках мы поместили подборки материалов, посвященных устойчивой моде); в организации конференций и круглых столов. Кроме того, в рамках магистерской программы по теории моды, которой я руковожу в Шанинке (Московской высшей школе социально-экономических наук), мы как раз инициировали пересмотр дисциплин с целью включения в программу курсов, посвященных устойчивости.

Новый выпуск журнала «Теория моды: одежда, тело, культура» (Tmjournal/facebook)
Новый выпуск журнала «Теория моды: одежда, тело, культура» (Tmjournal/facebook)

— Молодежь — главный «защитник» устойчивой моды, но им очевидно нужна поддержка от тех, кто жил совершенно в ином мире. Насколько «старые» мастера сейчас готовы подстроиться под новую реальность и подставить плечо молодым?

— Мне кажется, что это далеко не всегда связано с возрастом. В любом случае, я выступаю за конструктивный диалог, в обход привычных иерархий, когда «молодым» и «не очень молодым» есть чему поучиться друг у друга. По крайней мере, так я предпочитаю общаться со своими студентами (многие из которых — будущие дизайнеры одежды), в терминах сотрудничества и инклюзивности, что позволяет включать и слышать полифонию голосов, не ограничиваясь мнением лектора-патриарха. Мы находимся в точке, когда эксклюзивная модель «или — или» больше не работает, а многообразный мир вокруг с его разными голосами, историями и оптиками требует более гибких подходов и схем, способных обогатить наши представления и знания о моде.

— Год карантина стал причиной огромных перемен — даже с точки зрения просто нашего ежедневного гардероба. Какие, на ваш взгляд, изменения ждут индустрию моды в ближайшее время? И насколько это связано не только с внешними факторами, а с новым восприятием себя и своего тела?

— Действительно, время замедлилось, мы на длительный период остались наедине с содержимым своих гардеробов, у нас появилась возможность вдумчиво и осознанно встретиться со своими вещами, разобрать их, увидеть, что у нас есть в наличии и что нам реально нужно и нужно ли. В ситуации отсутствия социальных поводов для выхода из дома потребность обновлять гардероб ожидаемо сошла на нет. В процессе разбора гардеробов многие переоткрыли для себя какие-то вещи, присмотрелись к ним и поняли, что можно что-то подлатать, подшить, переделать, чтобы дать той или иной вещи вторую жизнь. Кстати, посмотрим, стимулирует ли это как-то возвращение навыков ремонта одежды, о чем мы говорили выше.

Одежда норвежского дизайнера женской одежды Тонье Плюр
Одежда норвежского дизайнера женской одежды Тонье Плюр
Один из последних проектов Тонье связан с принципом апсайклинга: совместно с норвежской сетью секонд-хенд-магазинов Fretex Тонье создала коллекцию, целиком состоящую из подержанной одежды
Один из последних проектов Тонье связан с принципом апсайклинга: совместно с норвежской сетью секонд-хенд-магазинов Fretex Тонье создала коллекцию, целиком состоящую из подержанной одежды

Во время карантина я попросила студентов разобрать гардеробы, разделить вещи на те, что они носят, носят крайне редко и не носят вовсе. Оказалось, что в активной части гардероба традиционно находится не больше 30 процентов всех вещей.

Вообще гардеробный дневник является отличным инструментом регулирования гардероба. Подробная опись того, что хранится у вас в сундуках, каков статус этих вещей, может стать полезной практикой не только в условиях локдауна.

Этот опыт также показал нам, что можно вполне обходиться гораздо меньшим количеством вещей. И я думаю, что такой минимализм в потреблении вряд ли выветрится в ближайшее время, так что тренд на осмысленное потребление будет только расти.

Мода и наши повседневные гардеробные практики находятся в процессе глобального переосмысления, очевидно, что в результате пережитой пандемии мы будем иметь дело с другой индустрией и с другими производителями и потребителями.

Дизайнер по текстилю и художница Ир Йоханнсдоттир, работающая под именем Ýrúrarí
Дизайнер по текстилю и художница Ир Йоханнсдоттир, работающая под именем Ýrúrarí

— Насколько в вашей личной жизни находится место sustainable-моде? Как философия eco living отражается в вашей повседневной жизни?

— По роду своей деятельности я постоянно общаюсь с молодыми дизайнерами, которые только учатся или недавно выпустились из учебных заведений, наблюдаю, как на глазах меняются студенты, и пытаюсь меняться вместе с ними. Так что да, в своих собственных повседневных практиках я стараюсь все больше придерживаться устойчивого подхода, учусь каждый день делать привычное немного иначе и осмысленнее. Уверена, что крошечные шажки на этом пути позволят нам пройти большие расстояния. Что касается одежды, в последнее время я все реже ощущаю необходимость регулярно пополнять свой гардероб, покупка новых вещей все чаще кажется бессмысленной тратой ресурсов — и я предпочитаю от нее отказываться.

Eco Living: об устойчивой моде, просветительских инициативах и гардеробном дневнике

— Вопрос, который мы задавали дизайнерам — участникам фестиваля: если бы вдруг вы получили грант на миллион долларов — в какой проект/производство вы бы вложили деньги? Кто-то предлагает развивать проекты, связанные с использованием водорослей, кто-то — мечтает открыть эко-арт-школу. А вы?

— Я бы начала собирать учебный архив моды, что тоже мне представляется весьма устойчивой практикой собирания и сохранения знаний для нынешних и будущих студентов и всех тех, кто интересуется модой.

12 мая 2021
Posta-Magazine для раздела Мода