Культура

Арт-уикенд в Москве: ретроспектива Эль Лисицкого и Орфей нашего времени

В Еврейском музее продолжается ретроспектива Эль Лисицкого, а также только открывшаяся выставка «Процессии Орфея» современного британского художника Вольфа фон Ленкевича.

Оба эти проекта представляют собой современный взгляд на наследие русского авангарда и европейского модернизма.

«Эль Лисицкий»

Масштабная ретроспектива одного из лидеров русского авангарда развернулась одновременно на двух площадках: в Еврейском музее и центре толерантности и в Новой Третьяковке. Первая часть посвящена раннему, «доавангардному», периоду творчества Эль Лисицкого, а также его работе в качестве графического дизайнера, театрального художника и фотографа.

Экспозиция в Еврейском музее начинается с произведений1910-х годов, которые открывают Лисицкого с неожиданной для широкой публики стороны: это его архитектурные пейзажи Витебска, Смоленска и Италии, которые он делал во время обучения на архитектурном отделении в Дармштадте. Здесь же его книжная графика: оформление сборников белорусских и украинских народных сказок, иллюстрации к «Сказке о любопытном слоненке» Редьярда Киплинга, книга-свиток «Пражская легенда» на идише.

Арт-уикенд в Москве: ретроспектива Эль Лисицкого и Орфей нашего времени

В следующем зале представлены знаменитые проуны Эль Лисицкого, сочинением которых он стал заниматься в 1919 году. Идея проуна («проекта утверждения нового») состояла в соединении геометрических плоскостей с изображениями трехмерных объектов, в результате чего получались идеальные, парящие в воздухе динамичные конструкции, не имеющие ни верха, ни низа. Причем для него они были не только универсальными конструкциями, отдельные детали и мотивы которых могли использоваться в живописи, станковой графике и архитектуре, но и в прямом смысле лекалами будущего — в его историческом понимании: «И через проуны мы выйдем к сооружению над этим всеобщим фундаментом единого мирового города жизни людей земного шара… Проун начинает свои установки на поверхности, переходит к пространственным модельным сооружениям и идет дальше к построению всех форм жизни», — утверждал Лисицкий.

Арт-уикенд в Москве: ретроспектива Эль Лисицкого и Орфей нашего времени

В этом же разделе — разработанный им в 1920–1921 годах проект постановки хрестоматийной футуристической оперы «Победа над Солнцем» Михаила Матюшина и Алексея Крученых (сценографию и костюмы для первой постановки 1913 года создал Казимир Малевич — его «Черный квадрат» впервые появляется именно в декорациях этого спектакля). В сценической интерпретации Лисицкого актеров в спектакле должны были заменить «фигурины» — огромные марионетки, приводимые в движение электромеханической установкой. Спектаклю не было суждено увидеть свет, он остался лишь на бумаге в виде папки эскизов, а также альбома литографий, изданных в 1923 году.

Арт-уикенд в Москве: ретроспектива Эль Лисицкого и Орфей нашего времени

Особого внимания заслуживают фотоэксперименты художника. В экспозицию вошли созданные Лисицким в технике фотомонтажа обложки журнала «СССР на стройке», афиши к фильмам Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» и «Шестая часть света», а также серия фотоколлажей и фотограмм. Фотомонтаж состоял в совмещенной печати с двух негативов (так создана одна из самых известных его работ — открывающий экспозицию автопортрет «Конструктор» 1924 года); фотоколлаж объединял в себе вырезанные фрагменты снимков; а прием фотограммы заключался в экспонировании предметов непосредственно на светочувствительную бумагу.

Арт-уикенд в Москве: ретроспектива Эль Лисицкого и Орфей нашего времени

Выставка в Еврейском музее (как и экспозиция в Новой Третьяковке — более крупная, но для широкой аудитории менее зрелищная) наглядно раскрывает многогранность его дара: живописца, графика, архитектора, первопроходца выставочного дизайна. Кстати, сам он называл себя универсальным художником-изобретателем и вполне отдавал себе отчет в значимости своих достижений. Так, в 1940 году в анкете «Сведения о творчестве художника мебели» он написал: «Как говорят, „скромность не разрешает мне“ рассказать о моем влиянии на создание западноевропейского искусства». Впрочем, его наследие говорит само за себя.

Арт-уикенд в Москве: ретроспектива Эль Лисицкого и Орфей нашего времени

«Процессии Орфея»

Современный британский художник немецкого происхождения Вольф фон Ленкевич известен тем, что в своих работах соединяет мифологию, символы массовой культуры, литературные и религиозные отсылки и различные элементы истории искусств. В разное время он создавал живописные и графические серии по мотивам произведений Дюрера, Босха, Уорхола. В «Процессиях Орфея» 2017 года он отталкивается от Пикассо, дополняя его образы рядом цитат из искусства того же времени (Соня Делоне, Матисс) и предшествующих эпох.

Арт-уикенд в Москве: ретроспектива Эль Лисицкого и Орфей нашего времени

Его картины — это, с одной стороны, коллаж из разнородных фрагментов, а с другой — некая оптическая система, объектив, через который он смотрит на развитие искусства, наглядно демонстрируя простую мысль: история нелинейна, каждый отдельно взятый момент времени вбирает в себя все, что было раньше.

При этом сама выставка организована именно как процессия, длинная линия персонажей и сюжетов, которые как будто следуют за невидимым Орфеем, играющим на лире. Но на этой прямой образы бесконечно дробятся, множатся и перемешиваются, как во сне. На протяжении XX века образ Орфея занимал особое место в культуре, олицетворяя одиночество, любовь, смерть. Художник, гений, по определению одинок — но он не один, хотя бы потому, что воображение позволяет ему с легкостью перемещаться во времени, находя вдохновение и собеседников в прошлом и придумывая будущее.

Арт-уикенд в Москве: ретроспектива Эль Лисицкого и Орфей нашего времени

Арт-уикенд в Москве: ретроспектива Эль Лисицкого и Орфей нашего времени

Детали
Выставка «Эль Лисицкий» работает до 18 февраля, «Процессия Орфея» — до 23 февраля
Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 1а

 

 

 

01 февраля 2018
Инна Логунова для раздела Культура