Авто

Art & More: интервью с куратором нового эпизода выставки Lexus Hybrid Art Марселло Дантасом

«Предвосхищение» — такова тема уже седьмой по счету выставки гибридного искусства Lexus Hybrid Art, которая в этом году впервые пройдет в Санкт-Петербурге с 12 по 25 октября. В интервью Posta-Magazine ее куратор Марселло Дантас рассказал, как вместе с художником Дугласом Коуплендом зрители сконструируют собственное будущее.

Lexus Hybrid Art 2016, ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург

На выставке

нас ждет масштабная фантазия канадского визионера Дугласа Коупленда, зрители которой станут ее непосредственными участниками и соавторами.

Детали проекта организаторы пока не раскрывают, но уже сейчас понятно, что этот опыт стоит того, чтобы его пережить. В отличие от предшествующих эпизодов Lexus Hybrid Art, каждый раз объединявших работы нескольких современных художников, в этом году проект отдан на откуп Дугласу Коупленду. Художник, писатель, журналист, футуролог, дизайнер — он с одинаковым успехом существует во всех этих ипостасях. Автор шестнадцати романов, в том числе культового «Поколения X», и десятка публицистических книг, Коупленд препарирует современность, объясняя ее глубинные закономерности и механизмы и с поразительной точностью предсказывая пути развития. Но, как гласит слоган его петербургского проекта, «Будущее еще не написано» — так что самое время включиться в коллективное творчество, уверен куратор выставки Марселло Дантас, сам известный художник и режиссер-документалист.

Инна Логунова: Расскажите немного о концепции предстоящей выставки. Что это будет за опыт для зрителей?

Марселло Дантас: Из различных элементов прошлых эпох и настоящего времени зрители — вернее, участники проекта — совместно, в интерактивном режиме, создадут некий собирательный образ города будущего, в котором они хотели бы жить. Это будет такая коллективная визуальная игра, составленная из мечтаний, стремлений и представлений. Используя архетипичные образы, различные цвета и формы, мы трансформируем наш прошлый опыт в нечто новое. Причем эта коллаборация может оказаться как конструктивной, так и деструктивной, в зависимости от реакции публики. В этом и суть: будущее представляет собой собрание наших прошлых и сегодняшних волнений, это не земля обетованная, а результат способности к взаимодействию. «Взаимодействие» — ключевое слово.

—  Насколько велика сила коллективного воображения?

Марселло Дантас

—  Очень велика. Правда, разбудить ее может только настоящий визионер. Но основополагающее понятие здесь — «коллективная». Мы живем в век сотрудничества, коллективных ресурсов, информации и энергии — и так же совместно пользуемся плодами нашей работы. Мы должны искать и находить все новые и новые способы сотрудничества. Если XX век был индивидуалистичным, эгоцентричным временем «Я», то век XXI-й — эпоха «Мы».

Один из аспектов нашего проекта заключается как раз в создании коллективных экспериментальных и интерактивных динамических ситуаций. Можно было назвать это инсталляциями, но я предпочитаю «ситуации». Инсталляция имеет заданную форму и являет собой некий однозначный итог. Ситуация же — открытое уравнение, в которое люди могут вносить новые переменные, и меняться сами в процессе взаимодействия с другими участниками или наблюдателями ситуации, поэтому и ее результат непредсказуем.



—  Что все-таки такое гибридное искусство — в вашем понимании и на взгляд Дугласа Коупленда?

—  Главное свойство гибридного искусство в том, что оно способно объединять в себе множество разнородных составляющих. Оно не связано рамками какого-то определенного способа выражения, а может принимать самые разные формы, тем самым раздвигая границы наших представлений о том, что такое искусство. Для меня ключевыми его понятиями выступают симбиоз, одновременность, множественность.

Дуглас Коупленд — художник современности, человек будущего

Дуглас Коупленд — художник современности, человек будущего

—  Как бы вы охарактеризовали Дугласа Коупленда как художника? В чем его уникальность?

—  Дуглас Коупленд последовательно, на протяжении многих лет анализирует тревоги настоящего перед лицом будущего. Значительная часть его исследований связана с тем, как будущее влияет на нас уже сегодня. Через метафоры общества, социальных ролей и трендов он помогает найти ответ на фундаментальный вопрос современности: где мы, на какой стадии находимся сейчас, в каком направлении вероятнее всего будет развиваться цифровая культура, и к чему она нас может привести?

Для меня Коупленд — не столько современный художник, сколько художник современности. Он обладает потрясающей способностью, которая меня восхищает: объяснять сложные явления простым и понятным языком. Немногие художники могут всего несколькими штрихами — с помощью слоганов, детских игрушек или жвачки — создать емкий образ коллективного бессознательного. Время в толковании Коупленда становится расширенной версией настоящего, в котором пересекаются и накладываются друг на друга разные его фрагменты. Он анализирует эпоху, исследуя молодежь: 1980-х и 1990-х — его знаменитое поколение Х — и сегодняшних миллениалов. Непреходящая Молодость — душа его работы. Он художник тонкой интуиции, который как никто другой чувствует самый дух времени и состояние умов.

Дуглас Коупленд. Кинетическая инсталляция «Живой интернет» (The Living Internet)

Дуглас Коупленд. Кинетическая инсталляция «Живой интернет» (The Living Internet)

Дуглас Коупленд. Скульптура «Цифровой дельфин-касатка» (Digital Orca), Ванкувер, Канада

Дуглас Коупленд. Скульптура «Цифровой дельфин-касатка» (Digital Orca), Ванкувер, Канада

—  На ваш взгляд, какое будущее ожидает искусство?

—  Искусство вдохновляет будущее. Я не знаю, что нас ожидает, но убежден, что будущее без искусства было бы ужасным. Искусство может сделать для будущего гораздо больше, чем будущее для искусства.



—  Вы известны не только как художник, но и как реформатор музейных технологий. Каким будет музей будущего?

—  Музей будущего — это музей историй. Историй, которые мы должны сохранять. Материальный мир нашего времени не уникален — почти все его артефакты постоянно дублируются и воспроизводятся. Хотя они и важны сами по себе, без стоящей за ними истории они, по сути, ничто. Для меня главный вопрос в том, как сохранить и передать дальше огромное количество постоянно появляющихся нарративов — визуальных, концептуальных, иммерсивных.

Сегодня меняется и роль художника. Музеи должны осознать, что художник больше не является центральным элементом и субъектом искусства — он часть гораздо более сложного уравнения, возникающего в результате коллективных интеллектуальных усилий и совместного творчества. Технология перестала быть камнем преткновения. Само общество стало технологией, таким образом избавив нас от вопроса, как с ней обращаться. Технология — это мы, и нам с этим жить. Вызов здесь в том, чтобы не только не потерять связи с нашим природным, земным началом, но, наоборот, всячески поддерживать и развивать в себе биологическое.

—  Мы прошли через модернистский, постмодернистский мир — что дальше?

—  Реальный мир.



—  С развитием технологий стремительно увеличивается скорость нашей жизни. В чем плюсы и минусы?

—  Ускорение — ключевое понятие. Физика говорит нам, что у скорости есть предельное значение. Но экономисты по-прежнему считают, что пределов не существует. Я убежден в обратном. Даже компьютеры перестали удваивать производительность каждые 18 месяцев. Поэтому нам нужно найти баланс скорости, необходимой для поддержания как экономики, так и жизни. Искусство обладает способностью замедлять восприятие, оно может менять время и ценность вещей — и в этом его сила. Думаю, это самое важное, что оно по-прежнему привносит в этот запутанный мир.

 

—  Сколько времени вы посвящаете социальным сетям?

—  Я провожу довольно много времени в Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) и Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) — главным образом потому, что использую их как личный дневник. Мне нравится вести хронику своей жизни, сохраняя в виде заметок и фотографий память о людях, о местах, в которых побывал, вещах, которые я увидел, попробовал, прочувствовал. Мне приятно время от времени возвращаться к тем или иным событиям моей жизни — как, впрочем, и делиться ими с друзьями. А ленту событий и новостей я почти не смотрю.



—  В каком будущем вы бы хотели жить?

—  В будущем, которое мы сами себе построим. Где экология — важнейший приоритет. Где уважают разнообразие, культуру и искусство. Где талант порождает талант. В более здоровом будущем, где никто не живет в страхе.

—  И напоследок — что вы ожидаете от проекта?

—  Думаю, я многому научусь у российской публики через их представления и чаяния о будущем.

«Будущее еще не написано» — слоган седьмого эпизода Lexus Hybrid Art

«Будущее еще не написано» — слоган седьмого эпизода Lexus Hybrid Art

Public talk в преддверии выставки: Дуглас Коупленд и Марселло Дантас

Public talk в преддверии выставки: Дуглас Коупленд и Марселло Дантас

 

Детали от Posta-Magazine
12-25 октября
ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
http://hybridart.ru/

 

 

 

27 сентября 2016
Инна Логунова для раздела Авто