В прокат вышел фильм культовой актрисы и сценариста Греты Гервиг о девушке из родного для режиссера города Сакраменто в Калифорнии. Постановщица уже заявила, что хочет снять три продолжения картины.
«Леди Бёрд» была номинирована на пять «Оскаров» и не получила ни одного — но это не лишает ее статуса одного из главных дебютов года.
Ее зовут Кристина, но она настаивает на том, чтобы ее называли Леди Бёрд. Она терпеть не может свой родной город Сакраменто в Калифорнии, с иронией относится к католической школе, куда ее запихнула мать, красит волосы в розовый, стыдится относительной бедности своей семьи и мечтает поступить в престижный колледж подальше от дома — желательно в Нью-Йорке. Она влюбляется в «хорошего парня» (но он не тот, за кого себя выдает), влюбляется в «плохого парня» (поначалу он кажется в меру хорошим), дружит с толстушкой-одноклассницей, пытается затесаться в компанию крутой девчонки, играет в школьном театре и бесконечно ссорится с мамой. Ей 17, а поскольку все заслушиваются Cry Me a River Джастина Тимберлейка — значит, на дворе 2002-й. Время, когда еще слишком свежи воспоминания об одиннадцатом сентября, о чем нам то и дело напоминают.
Грета Гервиг — одна из самых ярких представительниц американского независимого кино, дитя мамблкора. Как актриса она участвовала в фильмах главных представителей этого микробюджетного жанра — Джо Сванберга и братьев Дюпласс. Режиссерский же дебют Гервиг на самом деле состоялся еще десять лет назад: вместе со Сванбергом она сняла «Ночи и выходные» об отношениях на расстоянии. Сами постановщики сыграли в картине главные роли. «Ночи и выходные» — практически эталонный мамблкор: во время просмотра создается абсолютное ощущение, будто подглядываешь за реальной жизнью — почти ничего не происходит, герои бубнят себе под нос, в диалогах явно много импровизации, а в кадре нет никаких красивостей. Это не та картина, которая может понравиться в общепризнанном смысле — в наблюдении за самим собой без всяких прикрас, как ни крути, мало приятного. Но так или иначе это опыт полезный и завораживающий.
В 2010-х Грета Гервиг стала соавтором сценариев, любимой актрисой и девушкой Ноа Баумбаха, еще одного столпа американских независимых. Сначала она появилась как героиня второго плана в «Гринберге», но уже «Милая Фрэнсис» — ее бенефис. Пожалуй, более обаятельного фильма за последнюю пятилетку и не припомнить. Жительница Нью-Йорка Фрэнсис, творческая личность чуть за 25, ищет себя, мечтает стать танцовщицей и никак не может повзрослеть. Немного французской «новой волны», немного Вуди Аллена и нешуточная харизма и интеллект Гервиг — вот что такое «Милая Фрэнсис». Похожий образ Баумбах и Гервиг сочинили и для «Госпожи Америки», правда, там он подан более иронично.
«Леди Бёрд» — первая самостоятельная режиссерская работа Гервиг, и главное, что ее объединяет с предыдущими картинами Греты, — искренность. Отчасти это связано вот с чем: события фильма не автобиографичны в буквальном смысле, но, несомненно, «Леди Бёрд» имеет непосредственное отношение к опыту выросшей в Сакраменто и учившейся потом в Нью-Йорке Гервиг. Главную роль исполнила удивительная ирландка Сирша Ронан, к 23 годам заработавшая три номинации на «Оскар». Одна из них — как раз за «Леди Бёрд». Грета Гервиг же стала всего лишь пятой женщиной в истории «Оскара», претендовавшей на звание лучшего режиссера года. Заодно Гервиг могла быть названа лучшей сценаристкой, а «Леди Бёрд» — лучшей картиной года. Увы, божья коровка «Леди Бёрд» пролетела мимо призов во всех номинациях, но само участие в гонке невероятно престижно. Кстати, долгое время на сайте rottentomatoes.com фильм держал абсолютный рекорд — 100% положительных отзывов критиков при очень большом количестве рецензий.
В полной очарования «Леди Бёрд», конечно, есть определенные клише, но как обойтись без них в фильмах о взрослении? Ведь и в реальной жизни подростки бунтуют, ссорятся с родителями, предают друзей, осознают свои ошибки, переживают первый секс, напиваются, ходят на школьные дискотеки, ищут свой путь. Но у Греты Гервиг при этом, во-первых, есть козырь в виде неординарной, рефлексирующей и вместе с тем очень узнаваемой героини. Во-вторых, ее работа одновременно лирична, драматична и нестандартно-комична: взять хоть эпизод с выпрыгивающей из машины на полном ходу назло маме Кристиной. В-третьих, Гервиг делает акцент не на отношениях Леди Бёрд с прекрасным принцем, а на отношениях с мамой и лучшей подругой — наверное, главных людях в ее жизни. Отношения с матерью особенно любопытны и правдивы. Маму Кристины Мэрион играет Лори Меткаф — звезда Бродвея и королева характерных ролей на ТВ. В шоу «Теория большого взрыва», например, она периодически появляется в образе религиозной матери физика-социопата Шелдона Купера, а в подобном спектаклю сериале Луи Си Кея «Хорас и Пит» выдает на крупном плане такой перформанс длиной в целый эпизод (в кадре она одна), что отвисает челюсть. В этом году Меткаф, обладательница многих театральных и телевизионных наград, также могла уйти домой с «Оскаром». Так вот отношения Мэрион с дочерью — до боли знакомые многим. Они очень друг друга любят, но их беспокойство друг о друге порой выражается в агрессии. Героиня Меткаф, к примеру, сообщает Кристине, что в нормальный колледж та не поступит, зато в тюрьму загремит легко. Все это вкупе с общим тоскливым ощущением от родного города заставляет Леди Бёрд бежать из Сакраменто сломя голову.
Но один из главных, неожиданных и целебных выводов картины — в том, что на самом деле своими корнями и своей малой родиной стоит гордиться. Кристина, в конце фильма возвращающая себе данное при рождении имя, осознает это далеко не сразу, хотя нежность к Сакраменто жила в ней всегда. Раньше героини это понимает монахиня, возглавляющая католическую школу. Она замечает, что в своем эссе девушка пишет о Сакраменто с большим участием. «Я просто описывала его», — возражает Кристина. Но ведь любовь и внимание — это одно и то же, уверена старушка. Эти внимание и теплота очень заметны в режиссерском взгляде Греты Гервиг.
Леди Бёрд уже не сможет жить как прежде, впереди у нее — наверняка большой путь, но родной город и семья всегда будут наполнять ее силой. Забавно, что Сирша Ронан сыграла еще одну яркую роль в фильме «Бруклин», героиня которого напрочь отрезала от себя родную Ирландию, чтобы начать совершенно новую жизнь в США. Что ж — каждому свое.