Культура

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с актрисой и режиссером Ксенией Зуевой

Рената Пиотровски и Ксения Зуева

Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с одним из конкурсантов нынешнего «Кинотавра», актрисой, сценаристом и режиссером Ксенией Зуевой — о праве каждого из нас быть собой, кино и пандемии… без вкусных раков.

Люблю изумруды

Свой образ для красной дорожки я дополнила потрясающими, великолепными украшениями Mercury — и для меня большая честь выйти в них. Я очень люблю изумруды — на премьере своей картины «Вмешательство» я была именно в них. А еще рубины и розовый кварц.

Включалась целиком

Мои состояния бывают разными, как и у всех людей. Это, конечно, так или иначе влияет на мое творчество. Мои картины схожи по интонации и моему авторскому киноязыку, но при этом все совершенно разные. У меня есть короткометражная картина, рассказанная очень сухим холодным языком — она была создана в период моей жизни, когда я была очень апатична, отстранена от всего, даже некоторым образом от самой себя. У картины «Близкие» — своя четкая форма и интонация, я создавала ее, будучи также отстраненной, приняв позицию режиссера-наблюдателя, однако в ней проскальзывает мое субъективное эмоциональное подключение, скажем, в ярком надрывном музыкальном сопровождении некоторых фрагментов фильма. «Вмешательство», как и короткометражная картина «Мерцание», создавалось, когда я чувствовала себя максимально страстной, искренней, горящей, эмоциональной.

Рената Пиотровски и Ксения Зуева
Рената Пиотровски

Я включалась целиком и полностью в каждого персонажа, начиная с первых строчек сценария.


Я проживала перед плейбеком каждую секунду вместе со своими актерами. Внутри меня рождалась музыка к кадрам, которую мы мучительно месяцами искали с композитором. В итоге получилось очень страстное, искреннее, откровенное кинопроизведение, которое сформировалось буквально в моем сердце. Возможно, снимай я эту историю в другом состоянии, я бы рассказала ее иначе, иными режиссерскими средствами. Но она получилась такой.

Быть искренним

Я убеждена, что самое главное для человека и художника — быть в контакте с собой, быть искренним. Я не могу сказать, что я всегда с собой согласна. Порой во мне идут совершенно мучительные внутренние битвы, и большего критика и палача, чем я сама, мне не найти. Но я точно знаю: если пытаться быть тем, кем ты в данный момент не являешься, это приведет только к ощущению неправильного и к чувству несчастья. Мой внутренний жестокий критик очень долго терзал моего внутреннего эмоционального романтика-поэта, но в итоге поэт вырвался из пыточной и сбежал с гитарой в ночь, как подросток от строгих родителей. (Смеется.) Вот и получилось страстное романтичное «Вмешательство».

Ксения Зуева

Становлюсь счастливой

Я одержима режиссурой. Не существует больше профессии, которую я бы могла назвать своим призванием, нет больше деятельности, которая приносила бы мне такое подлинное чувство счастья, как процесс создания своих картин. Собственное творчество с детства являлось для меня сопровождающим счастье процессом. Актерская профессия — это про другое. Однако и эта работа может принести мне большое чувство наслаждения и удовлетворения, если оказаться в картине у правильного для тебя режиссера. Так было в работе с Максимом Шавкиным над фильмом «14 шагов» и с Иваном Твердовским в «Конференции». Я ощущала себя на съемочной площадке как рыба в воде. Это, конечно, не отменяет того, что это труд, большая физическая и эмоциональная затрата. Но бесценно ощущение полного доверия режиссеру, взгляда с ним в одну сторону, отсутствие насилия над собой и своей природой. Тебя просто хотят и все.

Ксения Зуева

Вы просто хотите друг друга

Моя роль в «Конференции» очень взвинченная и болезненная, но далась она мне очень легко — и принесла радость. Страстная, ранимая, реактивная — отдать такой «градус» Ивану в его картину было большой радостью, я благодарна ему, что ему была нужна именно эта часть моей личности. Резонанс, совпадение с режиссером — это как резонанс и совпадение с сексуальным партнером. Вы просто хотите друг друга — и все. И вас обоих абсолютно все устраивает, и этот процесс, который вы можете корректировать по ходу, неисчерпаем и бесконечен. Я абсолютно убеждена, что это так и что именно так и должно происходить. Потому я сама всегда стремлюсь быть со своими актерами очень чуткой и проницательной, строить нашу работу на уважении, доверии и на удовлетворении потребностей друг друга.

Маруся Фомина
«Мне сложно абстрагироваться и оценить этот фильм объективно. Ксения — мой близкий друг, и я давно „живу“ с этой историей и хорошо ее знаю, знаю, как менялся сценарий, через что прошла Ксюша. Для меня это проект, хотя я к нему мало имею отношения, — очень близкий и личный, я за него болела. И смотреть его как зритель отстраненно в кинотеатре мне сложно. Но главное, что мне нравится, это то, что у Ксюши есть свой стиль, свой почерк, и она ему не изменяет. Это в хорошем смысле выстраданная работа: человек оторвал кусок от себя и самоотверженно этим поделился. А когда художник так себя открывает, это не может никого оставить равнодушным. Да, фильм вызвал неоднозначную реакцию — и это всегда лучше, чем какая-то средняя оценка в стиле „никак“, а если картина вызывает агрессивные эмоции — это можно расценивать как комплимент, это значит, что задеты чувства».
Маруся Фомина

Писать сочинения

В школе мне очень нравилось писать эссе, сочинения. Я писала рассказы, дневники, стихи. Я и сейчас пишу. Иметь возможность обращать свои чувства и ощущения в текст, образность и метафоры — просто здорово. Иногда мне вообще не хочется писать, а иногда мне это очень нужно. Все свои сценарии я пишу сама — и сама их потом экранизирую.

 Аглая Тарасова
«Ксюша, я тебя люблю. Спасибо тебе за „Вмешательство“. Мне до сих пор грустно. Ты настоящая и честная. Таких людей мало».
Аглая Тарасова

Откровенный разговор друг с другом

Мои фильмы участвуют в фестивалях, но, и это вовсе не лукавство, я никогда не жду наград. Если меня наградят — это будет для меня радостью, любому человеку приятно получить награду, этого так или иначе хочется, это нормально. Но приоритетно я просто счастлива, когда есть шанс поделиться с публикой своим творчеством. Для меня честь, что второй раз Александр Роднянский с Ситорой Алиевой дали мне такую возможность, я очень им благодарна. После премьеры «Вмешательства» люди всю ночь делились со мной впечатлениями от картины — и это счастье, ценность. Одна из самых приятных частей в моей профессии — это общение со зрителем, познание его интерпретаций, слушание его впечатлений. И высшая форма наслаждения —это ощутить, что тебя поняли, что попало. Могут и не понять, могут и отрицать — и это тоже интересно и нормально, все люди скроены по-разному. Это как реакция на твой откровенный рассказ: кто-то поймет тебя, проникнется и проведет аналогию с собой, кому-то это будет неблизко, кто-то будет тебя отрицать. А кто-то посмотрит со стороны и просто отстраненно проанализирует, без личного включения. Так устроена музыка, литература, любое искусство.

Резо Гигинеишвили
«Ксения Зуева — режиссер-буря, страстная и смелая, и этим она отличается от других. Этот автор не боится допускать ошибки. А страх не может быть никаким конструктивом. И в достоинствах картины или ее слабостях мы все равно видим автора, и это самое важное, что может быть в современном авторском кино. Я вижу автора, который создает картину. И для меня это огромное достоинство фильма: рассказать личную историю, не боясь обнажиться перед огромной аудиторией, — это всегда смелость. А еще хотел бы отметить, что это мастерски и правильно снятое кино: это профессионально, ремесленно, сделано крепкой рукой — той рукой, которая от начала до конца рассказывает историю, которая увлекает автора. Многие мямлят и не доводят мысль до конца, а режиссер Зуева доносит свою мысль. Это вызывает уважение — и с таким режиссером я, например, готов был бы работать как продюсер».
Резо Гигинеишвили

Замещение подлинной жизни

Карантин для меня прошел по-разному. Были разные мгновения, состояния и мысли. Сидела со своим ребенком дома и наслаждалась любовью к нему. У меня совершенно замечательные отношения с собственным сыном, нам вместе очень хорошо, весело и интересно. Много работала. Смотрела кино, слушала лекции, писала, иногда бездельничала и хандрила, иногда много размышляла, анализировала и была вдохновлена. Впрочем, в какой-то момент мне стало очень не хватать личного общения, потому что общение и жизнь через телефон — это замещение подлинной жизни. Это как вместо реального секса смотреть порно и заниматься мастурбацией. Или вот здесь, в Сочи, я ем раков, это дико вкусно. Вот если бы я их не ела, а слушала бы про то, какие они вкусные, или смотрела бы в ютубе, как повар их варит, — это только часть жизни, неполноценная. Так и общение через переписку или видео-колл в какой-то момент меня очень изнурило. Очень хотелось всего в реальности.

Ксения Зуева

Про социальные сети

Я не большой фанат социальных сетей. С Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) у меня очень неровные отношения, иногда я вообще его не веду, иногда проявляю там активность, например, когда есть инфоповод — выходит какая-нибудь моя картина. Иногда может нахлынуть вдохновение, и я что-нибудь напишу. Или нужно поддержать друзей. Какое -то время я была активна в Сториз, потому что знала, что их смотрит человек, в которого я влюблена — это был такой флирт мой с ним с экрана, а иногда, когда у меня настроение подурачиться, я просто в Сториз прикалываюсь, зная, что это смотрят мои друзья и тоже веселятся. А так я не уверена, что для меня это должно быть важной частью жизни. Это может быть каким-то дополнением, но не доминантой. Если спросить себя честно, могу ли я отказаться от Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) вовсе, да, могу спокойно.

Оксана Карас
«Фильм „Вмешательство“ мне было смотреть местами тяжело. Но это тот случай, когда невозможно оторваться. Очень мощная авторская, режиссерская энергия. И она перекрывает любые вопросы и гипотетические упреки к форме или характерам героев. Фильм сделан в состоянии „не могу молчать“: если человека бросить в море в бочке, он найдет способ выбраться, спасется и снимет фильм. Видно, что Ксению держит тема распада человеческих связей — и его, конечно, видно особенно хорошо на примере института семьи. Поэтому для меня это фильм не про любовь, это не мелодрама — это глубокая семейная драма, где исследуется невозможность вырваться из каких-то родовых сценариев.

Главная героиня — заблудившаяся в трех соснах Аня Чиповская, находящаяся в том возрасте, когда надо влюбляться и выходить замуж. И вот и парень есть, и вот любовные связи стали семейными — а она пытается выбраться из этой предопределенности, видя своего парня-травматика и его созависимые отношения с матерью, которая вымещает на нем свои женские обиды. Он априори не может быть счастлив. Бегство, роковая связь как вспышка на солнце — и это здорово решено визуально, такими всполохами, приходами. В фильме много телесности, физики. Но „Юрьев день“ тут не удался: в отличие от героини Раппопорт в картине Серебренникова, где героиня меняет свою учесть, в данной картине участь девушки предопределена. Она может погибнуть — но из леса не выйдет.

Это трагическое авторское высказывание. И это роль-подарок: Ксения открыла Аню Чиповскую совершенно с новой стороны. А еще я не могу забыть момент, когда героиня Ани говорит со своей бабушкой и та подает пример родительского принятия. „У тебя все будет хорошо. У тебя все получится“. Мне бы хотелось, чтобы такие слова чаще произносились в семье. И наши чудовищные раны залечивались бы родительской любовью. Замечательное кино».
Оксана Карас
Анна Чиповская
Анна Чиповская

Источники питания

Для полноценного отдыха мне нужна тишина. Полноценный сон, время наедине с собой. Мне очень нужны минуты одиночества. Например, гулять одной. И я очень люблю проводить время со своим сыном. Потребности у меня, как у любого человека, многосторонние и одни сменяются другими. Мне хочется общения с друзьями, которые меня питают и вдохновляют. Я очень люблю бывать на кинофестивалях, потому что там я могу смотреть картины коллег и говорить с ними. Источники питания всегда разные — в зависимости от момента.

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Благодарим компанию Mercury за помощь в организации съемки