В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина 30 августа открылась первая часть выставки «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие», посвященная теме слепоты и методу редукции зрения в искусстве. Экспозиция включает работы Альбрехта Альтдорфера, Немесио Антунеса, Ханса Арпа, Цукиоки Ёситоси, Джованни Бенедетто Кастильоне, Клода Лоррена, Михаила Матюшина, Нисимуры Ёхэя, Пабло Пикассо, Рембрандта Харменса ван Рейна, Ханса Хартунга, Бартоломеуса Холла, Гюнтера Юккера и рассказывает о репрезентации зрения и слепоты в искусстве.
В первой части проекта перед зрителем предстает галерея образов библейских и мифологических слепцов, тема ослепления раскрывается в графических листах из Библии Лютера (XVI век) и в немецком кабинетном витраже (XIX век). Также нас ждет картина «голубого периода» Пабло Пикассо «Слепой еврей с мальчиком» и программное произведение Хорста Янссена «На треть слепой». Большая часть экспозиции посвящена слепому рисованию — распространенному в начале XX века методу создания искусства (речь, например, об иллюстрациях Пабло Пикассо к новелле О. Бальзака «Неведомый шедевр»).