Уже 20 апреля в прокат выходит художественный фильм Клима Шипенко «Вызов», ради съемок которого режиссер и исполнительница главной роли Юлия Пересильд провели 12 дней на МКС. Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с Климом Шипенко о творческих амбициях, полете в космос и полетах… на параплане.
Изучить невозможно
Изучить невесомость на Земле невозможно, на Земле ничто не тренирует тебя полноценно. Полеты в самолете, которые имитируют невесомость на протяжении 25 секунд, — это все очень примерно. Это как учиться плавать в бассейне по колено: можно побултыхаться, но это тебя никак не подготовит к самостоятельному плаванию в океане. Все-таки на Земле сильная гравитация. И съемки в невесомости — это совсем новый опыт, там ты по-другому живешь, по-другому работает твой мозг. Вот мы сидим друг напротив друга и разговариваем, максимум, мы могли бы встать. А там масса возможностей для положения наших тел, можно двигаться в любом направлении, можно перевернуться — и не будет казаться, что происходит что-то странное. Поэтому и съемочный процесс не был таким, как на земле — и в плане процесса, и в плане результата.
Бойся своих желаний!
Свой дипломный фильм в США я снимал как оператор — не для того, чтобы стать оператором, а чтобы лучше понимать операторов и таким образом расширить свои режиссерские возможности. Я хотел изучить кино со всех сторон — и я до сих пор изучаю кино со стороны звука, музыки, реквизита, художественной постановки, строительства. Все это я пытаюсь в себя впитать, чтобы потом выдать в своем следующем фильме. Я постоянно продолжаю учиться. В какой-то момент я даже подумывал снять фильм, где я бы выступил и в роли режиссера, и в роли оператора, подобрав правильную команду, которая смогла бы меня поддержать, я «флиртовал» с этой мыслью на земле — а пришлось сделать это в космосе и без команды. Бойся своих желаний! (Смеется.) Что называется, отправил мысли в космос…
Энергии человека
Я стараюсь работать с людьми, которые мне интересны — то, как они работают и как они думают. И с некоторыми людьми — в том числе операторами — мы продолжаем сотрудничество из проекта в проект. Есть вопросы жанровости, есть вопросы энергии человека — и я всегда стараюсь угадать, как энергия, видение и глаз конкретного человека совпадет на конкретной истории со мной. И это всегда интуитивное решение.
На 10 лет моложе
Практически все сцены — кроме тех, что были завязаны на взаимодействии с космонавтами, — мы репетировали на земле и там уже не тратили время на мотивационные беседы о том, чего хочет режиссер, но фактор случайной импровизации в космосе оказался более существенным, чем я ожидал. Кроме того, сыграли свою роль неожиданные детали. Например, в космосе невозможно заплакать: у тебя на глазах накапливается водная масса, но без гравитации она слезами вниз не капает, а просто покрывает глаза пленкой, так что в эмоциональной сцене плакать Юле пришлось иначе… А еще мы не представляли, что волосы «ведут себя» по-другому: на земле приходит стилист — закручивает, начесывает, лаком закрепляет, а там волосы просто торчат вверх. (Смеется.) И самое неожиданное: Юля там помолодела лет на 10! Мы думали, что в космосе лицо, скорее, опухнет — а Юля, наоборот, стала выглядеть сильно моложе! А еще совершенно другой была работа со светом, ведь там каждые 45 минут рассвет, свет фатально меняется — и это кошмар для оператора! (Смеется.) Вот облака ходят, а вот солнце зашло за облако — и все, не смонтируется.
Мир как единое целое
В космосе появляется ощущение мира как единого целого: за несколько секунд пролетаешь всю Испанию, потом всю Португалию, вот страна, вот континент — мы живем с неким чувством разделенности, а когда ты смотришь на Землю из космоса, когда за несколько минут «пересекаешь» Африку, когда видишь в иллюминаторе с разницей в 10 минут Килиманджаро, Мальдивы, Камчатку, Аляску и Калифорнию, ты пониманшь, что вот он — наш дом, все это — одна история. А есть иллюминаторы, в которых не видно Землю, они смотрят в глубинный космос. И не покидает чувство, что ты находишься где-то между другими планетами, как будто уже можно было бы и слетать туда, как будто три дня — и ты на Луне…
Миссия выполнима
После полета в космос я стал спокойнее. И этот опыт придал мне уверенности в себе: что-то у меня в этой жизни все же получилось. Как ни крути, в космосе за всю историю человечества на сегодняшний день побывало менее 600 человек (из русских мы с Юлей 125-й и 126-й) — а это чуть больше, чем половина зала кинотеатра «Октябрь». А Юля — вообще всего пятая русская женщина в космосе. Есть в этом какой-то момент эксклюзивности. (Улыбается.) Нам повезло — и я ценю это. Я с гордостью думаю о том, что я не просто как турист слетал, а слетал с заданием — и его выполнил. У меня была миссия — и она оказалась выполнима. Насколько хорошо я ее выполнил, скажет зритель, но мне эта работа доставила невероятную радость.
Не подниматься в горы
«Вызов» возможно было снять и на земле, но космос открыл для нас неожиданные решения. Да, все в теории можно снять в павильоне, можно вообще никуда не ездить, в горы не подниматься — а можно подняться и снять иначе. На Земле масса ограничений — даже в «Гравитации» с бюджетом в 120 миллионов я вижу эти ограничения — а в космосе ограничения другого характера, но ведь кино — это всегда эксперимент. Джеймс Кэмерон спустился к «Титанику», прежде чем снимать свой фильм — зачем? Ему можно предъявить, что потрачено много денег? Он спустился на батискафе, чтобы что-то для себя открыть. Можно ли было снять «Титаник» без этого? Наверное. Был бы его фильм другим, был бы он лучше или хуже? Никто не знает. Но человек поставил перед собой такую задачу — и это его правда. Зачем ездить в Антарктику? Можно же снимать в Подмосковье — там снег тоже есть, а льдины нарисуют CJ-супервайзеры. Зачем мерзнуть и покорять Эверест? Как сказал альпинист Джордж Мэллори, потому что он существует!