Культура

«Кинотавр-2017»: под знаком дебютов

С 7 по 14 июня в Сочи пройдет один из главных фестивалей российского кино — «Кинотавр», конкурсная программа которого в этом году особенно богата новыми именами.

Среди самых ожидаемых премьер — открывающий фестиваль фильм «Холодное танго» Павла Чухрая, а также представленные в конкурсе новые работы Бориса Хлебникова, Романа Волобуева, Резо Гигинеишвили.

После победы картины Анны Меликян «Про любовь» в 2015-м многие критики возмущались триумфом на смотре кино не социального и актуального, а приятно-зрительского. Прошлогодний призер — «Хороший мальчик» Оксаны Карас — подтвердил этот тренд. Какой тип кинематографа поддержит жюри этого года под председательством Евгения Миронова — скоро станет известно.

Фильмы открытия и закрытия

На открытии «Кинотавра» покажут новую картину мэтра российского кино Павла Чухрая («Вор», «Водитель для Веры») «Холодное танго». 22 июня лента уже выйдет в широкий прокат. Чухрай не снимал десять лет, поэтому сам факт его возвращения — уже событие. Главные роли исполнили не нуждающаяся в представлении Юлия Пересильд и восходящая звезда Риналь Мухаметов — актер «Гоголь-центра», среди заметных киноработ которого «Притяжение» Федора Бондарчука и сериал «Оптимисты». Лента снята в фирменном для Чухрая жанре ретродрамы. Во время Второй мировой в Литве русско-еврейский юноша знакомится с литовской девушкой — его семью вскоре отправят в гетто, а дом передадут семье той самой девушки, с которой они вновь встретятся после войны.

«Кинотавр-2017»: под знаком дебютов. «Холодное танго», Павел Чухрай

«Холодное танго»

Фильмом закрытия станет «Про любовь. Только для взрослых» — продолжение ленты Анны Меликян «Про любовь». Картина, победившая в 2015-м на «Кинотавре», — самый зрительский проект режиссера: это состоящая из нескольких новелл романтическая комедия со звездами в диапазоне от Евгения Цыганова до Ренаты Литвиновой. Впрочем, стандартной и несерьезной ее все-таки не назовешь: это не слишком оптимистичный и трезво характеризующий жителя современной Москвы фильм. Анна Меликян всегда снимала ленты необычные, с узнаваемым авторским почерком, ее «Русалка» и «Звезда» — одни из лучших фильмов новейшего российского кино. В сиквеле она выступает только в роли продюсера, зато среди отобранных ею для участия в альманахе авторов сплошь заметные молодые режиссеры: Наталья Меркулова и Алексей Чупов («Интимные места»), Нигина Сайфуллаева («Как меня зовут»), Резо Гигинеишвили (конкурсные «Заложники» этого года), Павел Руминов («Я буду рядом», «Статус: свободен»), Евгений Шелякин («Ч/Б»). Центральные роли вновь исполняют знаменитые актеры: Ингеборга Дапкунайте, Федор Бондарчук, Виктория Исакова, Максим Матвеев, Гоша Куценко, Анна Михалкова, Равшана Куркова, Александр Паль, а также затесавшийся в эту компанию Джон Малкович. Действие разворачивается летом 2016 года в Москве. Сюжетной рамкой снова станет лекция о чувствах в современном мире (читает ее как раз Малкович), подтверждать или опровергать тезисы которой будут пять любовных историй.

«Кинотавр-2017»: под знаком дебютов. «Про любовь. Только для взрослых», Анна Меликян

«Про любовь. Только для взрослых»

Перспективные дебюты

Семь из 14 полнометражных конкурсных картин — дебюты. Тем не менее многие имена дебютантов любителям кино по тем или иным причинам известны.

Наверное, самая ожидаемая дебютная лента «Кинотавра» — это «Теснота» Кантемира Балагова, показанная только что в каннском «Особом взгляде» и завоевавшая там приз критиков ФИПРЕССИ. Имя выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете запомнилось, вероятно, всем видевшим картину. Фильм снят по мотивам реальных событий, произошедших в Нальчике конца 1990-х. Молодая еврейская пара отправляется погулять в центр города прямо после своей помолвки. Вскоре их семьи узнают о том, что ребят похитили и просят выкуп. Таких больших денег ни у кого нет, местное еврейское сообщество собирает сумму, но ее хватит только на одного человека. Родители похищенного юноши готовы на все ради его спасения, а вот его сестра Илана не так однозначно относится к этому вопросу. Несмотря на минимальный режиссерский опыт, Балагову удалось выработать собственный узнаваемый стиль и язык. Его кинореальность живая и чувственная, почти ощутимая кожей. В фильме нет ни одной фальшивой ноты, в том числе и благодаря актерам. Особенно хороша Дарья Жовнер в роли Иланы — девушки, которая бежит от всех стереотипов и жизненных сценариев, чтобы найти себя и свою дорогу. «Теснота», несмотря на зачин, предвещающий жесткий триллер, несколько раз меняет жанровую принадлежность, оборачиваясь то любовной историей, то социально-политической драмой, то рассказом о взрослении.

«Кинотавр-2017»: под знаком дебютов. «Теснота», Кантемир Балагов

«Теснота»

Еще один занятный дебют — фильм Александра Молочникова «Мифы». 25-летний Молочников — актер и режиссер МХТ имени Чехова (поставил спектакли «19.14» и «Бунтари»). В кино запомнился как исполнитель главных мужских ролей в «Холодном фронте» Романа Волобуева и сериале СТС «Пушкин». Поддержка у молодого автора нешуточная: среди продюсеров «Мифов» Илья Стюарт и Федор Бондарчук, среди актеров все тот же Бондарчук, Паулина Андреева, Иван Ургант, Сергей Безруков, Виктория Исакова, Ирина Розанова, Ксения Раппопорт, Максим Суханов и другие. В главной роли — Яннис Пападопулос. Сюжет этой комедии необычен: легенды и мифы Древней Греции переплетаются с историями из жизни богов рангом поменьше — богов московской светской жизни. Центральный персонаж под кодовым именем Грек хочет повторить путешествие Одиссея, но оказывается в современной Москве. Довольно быстро персонажи VIP-тусовки назначают Грека главным по разруливанию всех неразрешимых проблем. Герой, к несчастью, влюбляется в жену главного местного Зевса.

«Кинотавр-2017»: под знаком дебютов. «Мифы», Александр Молочников

«Мифы»

Заранее интригует и первая полнометражная лента актера Кирилла Плетнева «Жги» (до этого он успел снять шесть короткометражек, среди которых победители «Кинотавра» и «Золотого орла»). У Плетнева также сильная поддержка: продюсеры Рубен Дишдишян и Вадим Горяинов, актеры Инга Оболдина, Виктория Исакова, Владимир Ильин, Анна Уколова, Данил Стеклов, Татьяна Догилева, Александра Бортич. Вдохновлена картина, вероятно, телевизионным шоу вроде «Голоса», где даже простые, никому не известные люди могут продемонстрировать свой талант. Главная героиня, отказавшаяся в свое время от профессии певицы, работает надзирательницей в женской колонии. Голос у нее до сих пор потрясающий. И вот однажды, после того как одна из заключенных выкладывает видео с ее пением в интернет, героиню настигает слава. Ее приглашают поучаствовать в главном российском вокальном конкурсе, но для этого ей придется самозабвенно заниматься и менять себя. Помогать ей будет та самая заключенная, которая раньше была певицей.

«Кинотавр-2017»: под знаком дебютов. «Жги», Кирилл Плетнев

«Жги»

С музыкой связана и первая картина сына Карена Шахназарова — Ивана. Его лицо знакомо смотревшим серию фильмов «Неуловимые». 24-летний выпускник ВГИКа, в отличие от его молодых коллег, обошелся в своей работе «Рок» без большого количества звездных имен (впрочем, в картине заняты Евгений Стычкин, Виталий Кищенко, Никита Тарасов и другие). В основу легла одноименная короткометражка 2013 года его же авторства. Трое молодых музыкантов отправляются в Москву на поиски счастья, но в результате самым большим приключением становится сама дорога — реальная и метафорическая.

«Кинотавр-2017»: под знаком дебютов. «Рок», Иван Шахназаров

«Рок»

Также среди дебютов драма Ксении Зуевой «Близкие» о неделе из жизни одной семьи, комедийный криминальный триллер «Мертвым повезло» Вадима Валиуллина о противостоянии банды преступников и маньяка, социальная драма о рабочем «Скоро все кончится» Алексея Рыбина.

Особенно ожидаемые премьеры конкурса

Бывший кинокритик Роман Волобуев привезет на «Кинотавр» свою вторую полнометражную работу под названием «Блокбастер». В ней, кстати, как и в его дебютном «Холодном фронте», снялся Александр Молочников: он будет представлен на смотре в двух ипостасях — актера и режиссера. «Холодный фронт» многие кинокритики обвиняли в том, что он снят для узкого круга посвященных — московской творческой тусовки. Меж тем его невероятно красивая лента о любовном треугольнике на берегу холодного моря во Франции кажется как минимум очень точным, довольно беспощадным и интересным портретом той самой тусовки. В «Блокбастер» (кстати, это одна из двух работ, поддержанных Фондом кино) Волобуев пригласил Светлану Устинову, которая была актрисой, соавтором и продюсером «Холодного фронта», Анну Чиповскую, Михаила Ефремова, Евгения Цыганова, Марию Шалаеву и других. Фильм определяют как «черную антимосковскую комедию по мотивам реальной истории». Ведущая передачи «Спасти любовь!» переживает нервный срыв и в результате череды событий оказывается заложницей грабительницы. Та решила во что бы то ни стало сбежать из провинции. В итоге ведущая начинает испытывать к своей мучительнице симпатию: видит в ней себя десять лет назад, до переезда в Москву.

«Кинотавр-2017»: под знаком дебютов. «Блокбастер», Роман Волобуев

«Блокбастер»

Один из самых ожидаемых фильмов конкурса — «Аритмия» Бориса Хлебникова, принадлежащего к новой волне российских режиссеров, появившихся в 2000-е и попавших на мировую киноарену. Например, его «Свободное плавание» 2006 года включили в свои программы смотры в Венеции, Карловых Варах и Роттердаме. Хлебников не боится обращаться к социальности и трезво анализировать современную действительность. Так, его «Долгая счастливая жизнь» (2012), отобранная в конкурс Берлинского фестиваля, рассказывала о борьбе честного фермера с антигуманной, преступной системой. Работники фермера, попросившие его отстоять землю, от которой ему предложили отказаться за компенсацию, в итоге его предали, оставив в одиночестве. В то же время одна из последних работ Хлебникова — весьма забавный, остроумный и при этом крайне правдоподобный комедийный сериал «Озабоченные, или Любовь зла» с Марией Шалаевой и Юрием Колокольниковым. В главной роли в «Аритмии» (производство России, Германии и Финляндии) постоянный актер Бориса Хлебникова Александр Яценко. Также в фильме играет Ирина Горбачева — актриса «Мастерской Петра Фоменко», полюбившаяся многим в том числе благодаря своим юмористическим скетчам в Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации). Лента посвящена врачу скорой, который, спасая жизни других людей, пускает под откос свою.

«Кинотавр-2017»: под знаком дебютов.

«Аритмия»

Российско-грузинско-польских «Заложников» Резо Гигинеишвили включили в программу «Панорама» Берлинского кинофестиваля. От автора фильма «Жара», комедиографа и клипмейкера Резо Гигинеишвили, кажется, никто не ждал такой серьезной и глубокой картины. Режиссер экранизирует реальную историю, которая случилась в 1983 году. Тогда одна девушка и шесть парней из хороших семей, находясь в отчаянии от ощущения несвободы, решились угнать самолет, летящий из Тбилиси в Батуми. Их целью был побег на Запад. Закончилось все, как известно из сводок новостей, трагедией с человеческими жертвами. Среди занятых в фильме актеров Мераб Нинидзе, которого только что можно было увидеть в венгерском «Спутнике Юпитера» Корнеля Мундруцо из каннского конкурса, и Тинатин Далакишвили из «Звезды» Анны Меликян.

«Кинотавр-2017»: под знаком дебютов. «Заложники», Резо Гигинеишвили

«Заложники»

Большой интерес вызывает и «Прорубь» Андрея Сильвестрова — возможно, самая радикальная и необычная работа «Кинотавра». Андрей Сильвестров — один из основателей киноклуба «Сине Фантом», президент и куратор Канского видеофестиваля, обладатель премии Кандинского, участник разных программ Берлинского, Венецианского, Роттердамского, Нью-Йоркского и других кинофестивалей, призер смотра в Риме. Соавтором сценария и исполнителем главной роли в «Проруби» стал поэт и знаток российской действительности Андрей Родионов. Вместе со своей женой Екатериной Троепольской (она также участвовала в написании сценария «Проруби») он придумал фестиваль видеопоэзии «Пятая нога», где показывают мини-фильмы по мотивам стихотворений современных поэтов. Также Родионов и Троепольская написали несколько пьес в стихах — среди них, например, с успехом идущий в Центре имени Мейерхольда «Сван», исполняемый актерами «Мастерской Дмитрия Брусникина». Сам Брусникин, руководящий одной из важнейших московских театральных трупп сегодняшнего дня, тоже снялся в «Проруби». В фильме, как можно догадаться, разговаривают стихами. В центре этой сказки-фантасмагории — прорубь как главная объединяющая идея в современной России: рядом с ней свои проблемы решают и президент, и щука, и олигарх, и правоохранительные органы, и художник, и критики. Главный же герой, безработный москвич, нырнет туда за женой.

«Кинотавр-2017»: под знаком дебютов. «Прорубь», Андрей Сильвестров

«Прорубь»

Жюри также предложат оценить «Трех сестер» в версии Юрия Грымова (им на сей раз за 50), ленту о переехавшем в город пастухе «Голова. Два уха» Виталия Суслина и «Турецкое седло» Юсупа Разыкова, посвященное бывшему агенту КГБ и ФСБ с необычным синдромом.

 

 

 

05 июня 2017
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура