Культура

Кино недели: «Джокер» Тодда Филлипса

В прокате — один из самых громких фильмов года, победивший на Венецианском кинофестивале.

Весьма вероятно, что «Джокер» поборется и за главные «Оскары».

На Венецианском кинофестивале, входящем в тройку центральных европейских смотров, победил комикс, снятый режиссером «Мальчишника в Вегасе». Эта новость потрясла всех, кто хоть сколько-нибудь интересуется кино. Если разобраться в вопросе, оказывается, что ничего удивительного или шокирующего не произошло. «Джокер», как говорится в титрах после фильма, лишь использует персонажей из комиксов DC — персонажей, обитающих в вымышленном городе Готэме, откуда родом Бэтмен. На этом все: сюжет Тодд Филлипс и его соавтор Скотт Сильвер сочинили сами, да и комиксы о Бэтмене, в конце концов, вполне реалистичны: у защитника Готэма нет сверхспособностей. В декорациях Готэма в картине Филлипса разворачивается драма в духе раннего Мартина Скорсезе — криминальная и социально-политическая в одном флаконе. Пугает она сильнее иного хоррора: на улице после сеанса «Джокера» первое время находиться страшновато. Ну а что касается самой личности режиссера, чьим главным достижением до сей поры была хитовая комедийная трилогия, то это не первая подобная трансформация в этом году. Также работавший над «Мальчишником в Вегасе» Крэйг Мейзин создал главный сериал 2019-го — «Чернобыль». Не стоит недооценивать комиков — «Джокер», кстати, в том числе и об этом.

Кино недели: «Джокер» Тодда Филлипса

Кино недели: «Джокер» Тодда Филлипса

Кино недели: «Джокер» Тодда Филлипса

«Джокер» — это фильм о становлении антигероя. Этакий аналог истории взросления, где в центре повествования не мальчик, но муж (впрочем, весьма инфантильный), а приобретаемый героем опыт ведет не к счастливому финалу, а к катастрофе. Хотя это смотря с чьей точки зрения посмотреть.

Кино недели: «Джокер» Тодда Филлипса

Кино недели: «Джокер» Тодда Филлипса

Хоакин Феникс, сыгравший очередную близкую к гениальности роль, изображает Артура Флека. Не слишком уже молодой герой живет с больной матерью (Фрэнсис Конрой), заглядывается на соседку (Зази Битц), работает клоуном (стоит в гриме с рекламной табличкой на улице либо трудится в детском отделении больницы) и страдает от психического заболевания. Иногда Артур начинает без причины смеяться и не может остановиться. Но ведь, в конце концов, мама учила его всегда улыбаться и нести людям радость. Только смех в жизни Артура — все больше сквозь боль и слезы: то какие-то придурки нападут и изобьют, то очередная случайная попутчица сочтет его опасным, то приятель предаст. В основном же Артура просто не замечают, боязливо игнорируют: у него нет девушки, нет настоящих друзей, и даже психотерапевт лишь задает ему формальные вопросы, но по-настоящему не слушает. Тем не менее, герой не сдается. Он мечтает стать стендап-комиком, а еще — попасть на late night show к своему любимому ведущему Мюррею Франклину (Роберт Де Ниро). Однажды Артур совершит поступок, после которого его жизнь уже никогда не будет прежней.

Кино недели: «Джокер» Тодда Филлипса

Кино недели: «Джокер» Тодда Филлипса

Кино недели: «Джокер» Тодда Филлипса

Хотя действие и разворачивается в выдуманном городе в 1980-е годы, совершенно очевидно, что на самом деле Тодд Филлипс ведет разговор о настоящем дне. В Готэме бастуют мусорщики, а безработица заставляет людей постепенно слетать с катушек. Актуальная проблема радикального социального расслоения становится едва ли не главной темой современного кинематографа: каннские триумфаторы последних двух лет «Квадрат» и «Паразиты» или хоррор «Мы» тому подтверждение. Но если большинство подобных фильмов не дают ответа на вопрос «что делать?», то авторы «Джокера» предлагают вполне конкретный вариант действий. И в этом заключается некоторая проблема. Тодд Филлипс & co уже вынуждены были оправдываться в ответ на критику о насилии в фильме (реальную жестокость они не поддерживают, это всего лишь кино). Некоторые даже опасаются, что выход картины в прокат может повлиять на психически нездоровых людей и привести к всплеску террористических актов (напомним, что в 2012 году в одном из американских кинотеатров произошло массовое убийство во время показа фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды»). И, с одной стороны, хочется отправить сторонников таких теорий пересмотреть «Однажды… в Голливуде» Тарантино — режиссер совершенно исчерпывающе отвечает на подобные выпады в сторону кинематографа. Но с другой стороны… Команда «Джокера» создала образ настолько убедительный, душераздирающий и динамичный, что перевоплощение героя из неудачника в злодея-преступника приводит в восторг. Нет, тот, в кого превращается Артур Флек, безусловно ужасает, но еще больше пугают собственные ощущения: за обретающего власть и отбрасывающего все моральные принципы Джокера болеешь даже сильнее, чем за милого лузера и изгоя Артура. Тодд Филлипс в одном из недавних интервью, впрочем, подчеркнул, что его картина не призывает к действию, а лишь призывает общество к самоанализу.

Кино недели: «Джокер» Тодда Филлипса

Кино недели: «Джокер» Тодда Филлипса

Кино недели: «Джокер» Тодда Филлипса

Так или иначе, «Джокер» предупреждает: время лишенных всякого стыда богачей подходит к концу, на арену вскоре могут выйти побитые жизнью маргиналы всех сортов и самые обычные, лишенные прав и привилегий, потерявшие терпение люди. Те, кто вслед за Артуром Флеком обретают уверенную поступь и начинают свой грациозный и завораживающий танец.

03 октября 2019
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура