В Венеции случилась революция: главный приз впервые в истории престижных киносмотров Европы получила лента, снятая по комикс-вселенной!
Может, дело в том, что жюри возглавляла Лукресия Мартель — артхаусный режиссер из Аргентины, а может, это вполне закономерная реакция на реальное положение вещей. Джокер — не супергерой в прямом понимании этого слова, но он … супер, и фильм Тодда Филлипса — тоже. В итоге заслуженного «Золотого льва» режиссер и Джокер Хоакин Феникс получали на сцене вместе.
Куда катится мир? — вопрошают недовольные, удивляясь, что, в сущности, «низкий» киножанр, воспевающий героев комиксов, оказывается самым кассовым и потихоньку становится полноценным искусством, проникая на престижные кинобиеннале. Триумф «Джокера» — революционное событие для Венецианского фестиваля, где из года в год маститые мэтры награждали друг друга, и часто можно было с большой долей вероятности предсказать, кто получит следующего «крылатого льва». Теперь все иначе. Предыстория клоуна-убийцы — главного врага Бэтмена, талантливо рассказанная Хоакином Фениксом, никого не оставит равнодушным.
Если вспомнить киноработы Тодда Филлипса (цикл «Похмелье» в отечественном прокате), становится ясно, что он всегда тяготел к исследованию психологических травм, одержимостей, так что «Джокер» стал логичным продолжением творчества режиссера. Джокер — одиозная фигура, противоречивый образ, который уже воплощали в реальность и Джек Николсон, Хит Леджер и Джаред Лето. Хит Леджер получил за свою убедительную игру посмертного «Оскара», а Фениксу удалось взять «льва» при жизни. Актер много рассказывал о том, как сложно было оживить сюрреалистического персонажа, этого безумца, чьи мотивы непросто понять человеку с более или менее нормальной психикой. Но получилось! И очень талантливо! И вот мы, наконец, узнали, откуда появился клоун-психопат, что случилось с родителями Бэтмена и на что способен человек, осмеянный всем миром. Ужас, трагизм и сарказм, бесконечное одиночество Джокера и поглощающая его боль, за которую должен заплатить весь мир, — очень страшно и очень талантливо! Но награждение «Джокера» — настоящая революция для Венецианского кинофестиваля не только потому, что главный приз взял фильм, снятый по комиксам. Тодд Филлипс буквально переворачивает с ног на голову привычные понятия о добре и зле и заставляет нас пересмотреть принятую систему координат, где семейство Бэтмена — городская элита, власть предержащая, в сущности, чуждая «народу» Готэма, а Джокер — герой из толпы, воплощение хаоса и анархии, голос мрачного мегаполиса и настоящий герой своего времени, где проблемы и конфликты множатся с каждым днем.