Надя Мисбах — человек, знающий цену самым прекрасным и дорогим вещам в мире и, что гораздо важнее, способный ее объяснить, причем более чем на пяти языках.
Ее блог —
увлекательное повествование о драгоценностях, за которые можно отдать все… и о том, что действительно стоит отдать за драгоценности.
Размышляя о том, почему ювелирные украшения вызывают у нас такие яркие впечатления, я пришла к выводу: важна не столько внешняя привлекательность украшения, сколько его суть, его энергетика, которые, кстати, многими из нас воспринимаются подсознательно, на уровне ощущений.
К слову, немного о сути… Я родилась в русской семье немецкого происхождения в Москве, но вскоре с родителями переехала в чудесную солнечную Италию, где прожила 24 года. Вернулась на родину ради любви, ради нее же научилась переносить непереносимые российские морозы и привыкать к прочим неизбежным реалиям. Почему-то именно период возвращения в Москву совпал в моей жизни с периодом осознания многих ценностей, в том числе ценности ремесла, переданного мне по наследству — ювелирного дела Missbach, которое когда-то начала моя мама частично ради забавы, частично ради того, чтобы доказать, что женщина тоже может найти свое место в этой мужской профессии, но в целом — из-за любви к прекрасному.
Мне повезло. Я с самого детства — сама того не осознавая — пропитывалась с ног до головы сакральным знанием ювелирного мастерства и ювелирной эстетики. И теперь мне хотелось бы поделиться своими взглядами на происходящее и произведенное.
Существует некое клише, что драгоценные украшения уместны лишь в контексте важных событий в сочетании с платьями и лицами, строго соответствующими параметрам black tie. Но почему бы не пересмотреть этот достаточно устаревший взгляд на вещи и не совершить небольшую революцию в собственных представлениях о ювелирном дресс-коде? Почему бы не относиться к драгоценностям так, как пару веков назад, когда среди дам определенного круга они были чем-то само собой разумеющимся, повседневным, привычным. Почему бы не стряхнуть пыль с бабушкиной шкатулки и не… Кстати, о бабушках. Винтажные серьги Chanel в ее сокровищнице вы, конечно, вряд ли обнаружите — такие вещи, к великому нашему сожалению, были практически не доступны нашим предкам в России. Но любая француженка позавидует нам, увидев, например, янтарное колье того времени…
Лично я считаю, что подобная вещь намного интересней пластиковых колье Shourouk, пользующихся в последнее время нездоровой популярностью и, увы, не имеющих шансов залежаться в наших шкатулках на пару веков — ведь в них нет ни драгоценной, ни смысловой составляющей. Которые в изобилии присутствуют, например, в такой тонкой работе по серебру, как эта:
Эти серьги работы 18 века удивительны своей ненавязчивостью, невероятной легкостью и ажурностью, при том, что щедро усыпаны бриллиантами. Абсолютная нежная классика, не требующая специального случая, уместная в любой ситуации.
Но для меня интересна не только тема роскоши, созданной в далеком прошлом, но и ее интерпретации в современной жизни. Так, например, пройдя через множество этапов своего существования, ювелирный дом Фаберже сумел сохранить традиции и сделать «носибельными» украшения, которые были актуальны несколько веков назад. В создании коллекции яиц-кулонов, сережек, запонок и браслетов в 2011 году ювелиры Фаберже использовали современные технологии, но при этом сохранили нежное настроение романтики 19 века. Знаменитые яйца, столь прочно вошедшие в историю, в своем уменьшенном варианте, наконец стали более доступными видами драгоценных подарков — подлинный и при этом современный Фаберже!
Еще одним безусловным мастером таких интерпретаций из современников для меня стал мой коллега Петр Аксенов. Именно он сумел сделать тему старинной роскоши актуальной и понятной широкой публике современного мира, и лично во мне (человеке, выросшем на европейском стремлении к минимализму) пробудить романтические чувства к вещам, богатым исконно-русскими деталями. Моя любимая вещь из его коллекций — эти «Перья Жар-птицы», напоминающие мне прекрасные сказки.
Тема старинных украшений, созданных российскими мастерами в исконно русском стиле, безгранична и неисчерпаема. Однако мысль, на которую наталкивает изучение истории русского стиля роскоши, проста: собирать собственную ювелирную коллекцию лучше всего основываясь на культурных традициях и смысловых составляющих, нежели на коммерческой популярности вещи. Только так можно превратить свое увлечение драгоценностями в действительно стоящее занятие.