Персоны

Style Notes: пять модных изобретений, подаренных миру Жаном-Полем Готье

На прошлой неделе Жан-Поль Готье заявил о закрытии линии pret-a-porter. Показ, который состоится в субботу, 27 сентября, станет для марки последним. Пока дизайнер завершает работу над коллекцией и вносит последние штрихи, вспомним, какие открытия он подарил миру моды.

Когда речь заходит об эпатаже,

чье имя вам первым приходит на ум?

Думаю, вы сразу вспоминаете лукавую улыбку, пронзительные серо-синие глаза с сеткой мелких морщин, светлый чуб и неизменную тельняшку: образ Жана-Поля Готье, вобравший в себя основные черты его творчества, абсолютную свободу и самоиронию, давно стал иконическим, как и все, к чему прикасалась рука его гения.

…Все началось на заре 1970-х годов. 18-летний Готье, вчерашний школьник без специального образования, но с неуемными амбициями, рассылает свои наброски по ведущим домам моды, и — о, счастье! — получает ответ, да не от кого-нибудь, а от одного из самых влиятельных модельеров того времени: Пьера Кардена. Именно там, в мастерских в центре Парижа, он получает профессиональные навыки, изучая основы кройки и шитья. Однако вскоре ему становится тесно в рамках пусть авангардного, но все-таки буржуазного модного дома, и в 1976 году он разрабатывает собственную коллекцию. К середине 1980-х формируется узнаваемый стиль его марки, а имя дизайнера звучит у всех на устах: провокатор до мозга костей, он смело одевает женщин в мужские костюмы, а мужчин (вот ужас-то!) — в платья и юбки.

Чуждый любым гендерным детерминациям, Готье охотно пускается в авантюры, направленные на стирание границ между полами: модель-трансгендер Андрей Пежич исполнил на показе JPG роль невесты, а Дана International и Кончита Вурст выступали на «Евровидении» в нарядах, созданных под руководством кутюрье. Другие клиенты дизайнера — Мадонна, бурлеск-дива Дита фон Тиз, Мэрилин Мэнсон и Милен Фармер — фигуры, согласитесь, тоже сплошь неоднозначные. Объединяет их только одно — наплевательское отношение к стереотипам, так свойственное и нашему сегодняшнему герою.

Клиентки Jean Paul Gaultier: Милен Фармер, Дита фон Тиз, Мадонна, Рианна и Кончита Вурст

Модель-трансгендер Андрей Пежич в роли невесты на показе JPG

На днях стало известно, что Жан-Поль Готье решил закрыть свою линию pret-a-porter и сосредоточиться исключительно на haute couture, поскольку «коммерческие ограничения и слишком быстрая смена коллекций не оставляют свободного времени на поиск свежих идей», в то время как «работа над кутюром позволяет автору выразить себя».

Последний показ Jean Paul Gaultier состоится уже в эту субботу, и пока обозреватели гадают, каких сюрпризов ждать от весенне-летнего сезона в исполнении хулиганствующего эстета, давайте вспомним о тех мини-революциях, которые дизайнер осуществил в одной отдельно взятой индустрии.

Тельняшка

Жан-Поль Готье сделал тельняшку не просто обязательным элементом унисекс-гардероба, но и фетишизировал ее. Моряки всего мира обязаны благодарить дизайнера за то, что тот возвел их в ранг новых секс-символов, чуть ли не в каждой своей коллекции используя элементы форменной одежды ВМС — матроску и бескозырку. Да что там морячки! Стараниями Готье тельняшка стала неотъемлемым атрибутом образа истинной парижанки (хотя и не без влияния великой Шанель, конечно) — таким же, как кокетливый берет и тонкий алый шарф. К слову, образы «бретонской полоски» дизайнер взял из детства — родители обожали наряжать мальчика на моряцкий манер.

Тельняшка — неизменный элемент почти любой коллекции Жана-Поля Готье

Остроконечный бюстгальтер, корсеты, бельевая эстетика

Безусловно, имя Готье прославилось на весь мир благодаря эпатажному открытию — остроконечному бюстгальтеру, в котором в 1990 году предстала на сцене Мадонна. Поп-дива сама обратилась к дизайнеру за помощью в подготовке турне — для шоу Blonde Ambitions Tour требовались костюмы, которые бы объединили две знаковые для ее творчества темы: эротику и религию. Эксперимент был столь удачным (заступники общественной морали грозились адским пламенем, в то время как бунтующая молодежь сходила с ума от восторга), что нашел продолжение и в подиумных коллекциях марки, со временем внедрив бельевой стиль как элемент уличного шика.

Жан-Поль Готье и его муза Мадонна

Остроконечный бюстгальтер прославил Жана-Поля Готье на весь мир

Мужская юбка

Сегодня в это трудно поверить, но именно Жан-Поль Готье стал одним из первых дизайнеров, рискнувших облачить мужчин в юбки. К середине 1980-х панк уже лет эдак десять как волновал умы радикально-настроенной молодежи, однако миром моды по-прежнему правили сдержанность и буржуазность. Теперь представьте выражение лиц гранд-дам, когда этот enfant terrible с улыбкой Чеширского кота вывел по подиум мужчин-моделей…в юбках. Да, это был настоящий шок, тем более что за окном стоял 1985 год! С тех пор мужские юбки неизменно присутствуют во всех коллекциях дизайнера, являя собой обязательный элемент casual-гардероба. А вы говорите, что Канье Уэст — провокатор…

В 1985 году дизайнер представил коллекцию мужских юбок, совершив революцию в мире моды

Панк-эстетика

Модный дом Jean Paul Gaultier был основан в 1976 году — тогда же, когда сформировались большинство культовых панк-групп, определивших настроение целого десятилетия. Неудивительно, что эта субкультура оказала огромное влияние на всю эстетическую концепцию его творчества. В отличие от Вивьен Вествуд, пропагандировавшей «английский» стиль, Готье придал панку французский шарм, щедро сдобрив его другими, не менее любимыми атрибутами, «подсмотренными» в женских будуарах и на церковных службах.

Панк был и остается одним из ключевых источников вдохновения Готье

Религиозные мотивы

Жан-Поль Готье привнес в моду религию задолго до того, как это стало мейнстримом. Все началось с Мадонны, извивавшейся вокруг католического креста во время исполнения молитвы «Отче наш» в пальто, созданном дизайнером, продолжилось знаменитой коллекцией 1993 года «Раввины на шике» и завершилось фотосессией в папском образе, датированной 1994 годом. Впрочем, с тех пор мало что изменилось, и религиозные мотивы, звучащие в творениях Готье, продолжают будоражить умы консервативной общественности. Кресты, монашеские рясы и церковные ризы переосмысляются, становясь элементами эротической игры, которую модельер ведет со своими почитателями. Грешник? Безусловно. Но зато какой обаятельный!

Религиозная эстетика продолжает будоражить воображение дизайнера

Показ 1993 года Chic Rabbis, Жан-Поль Готье в образе Папы Римского, модель на показе JPG

 

 

 

25 сентября 2014
Арина Яковлева для раздела Персоны