Мини-юбки, платья-«скафандры», большие очки в пластиковой оправе, высокие перчатки, жемчуг и шляпы-«таблетки»: эпоха 1960-х годов подарила нам тенденции, актуальные и поныне.
Miu Miu, DSquared2, Mary Katrantzou
О, что это было за время!
Перемены, будоражившие общество, выливались в новые тенденции, а дизайнеры все чаще стали обращаться за вдохновением к контр-культурам.
Молодежь, выросшая в послевоенные годы экономического подъема, стремилась к независимости — ей было тесно в рамках, привычных для старшего поколения, хотелось свободы, свежих впечатлений и открытий. Этому способствовали многие факторы — изобретение первой противозачаточной таблетки, полет в космос Юрия Гагарина, бунтарские настроения в африканских колониях, научно-технический прогресс и, конечно, антимилитаристские настроения. Общественные тенденции нашли продолжение и в одежде — кутюрные дома по-прежнему оставались на гребне волны, но их положение пошатнулось, в то время как молодые дизайнеры, ориентированные на «уличный» стиль, стали пробивать себе дорогу в жизнь.
Именно в 60-е годы прошлого века появились на свет большинство из актуальных сегодня предметов одежды. Безусловно, главным изобретением той поры стала мини-юбка (ее авторство принисывают Мэри Куант из Лондона и Андре Куррежу из Парижа), пропагандировавшая знаменитый лозунг той поры: «Хороший вкус — смерть, вульгарность — жизнь». Воспринимавшаяся как пощечина морали, она — естественно! — тут же стала самой востребованной вещью в гардеробе юной модницы, тем более что вскоре к ней «в комплект» были выпущены тонкие колготки и сапоги на плоском ходу, обеспечившие свободу передвижения и максимальный комфорт. Футуристические мотивы нашли воплощение в платьях-«скафандрах» из инновационных материалов с серебристым, как детали ракеты, декором, а вошедшее в моду «оптическое» искусство определило характер принтов.
DSquared2
Идеи модной революции рождались не только на улицах, в тесных квартирках и шумных барах, где выступали набиравшие популярность рок-группы, но и на киноплощадках — героинями той поры стали неподражаемая Брижитт Бардо, Катрин Денев, в 1964 году сыгравшая в фильме «Шербургские зонтики», и Одри Хепберн. Они носили пышные прически с начесами, густые черные стрелки, не боялись яркой помады и демонстрации собственных стройных ног. Это были уже не дивы, холодные и неприступные, как прежде, а женщины-девочки, легкие, звонкие и чрезвычайно сексуальные. Лолиты новой поры.
Миа Фэрроу
Катрин Денев, Saint Laurent
И все же, главным символом 1960-х годов была Лесли Хорнби, скрывавшаяся под псевдонимом Твигги (дословно — «тростинка»). Хрупкая, подростковая фигура, огромные, как у олененка, глаза и короткая стрижка сделали ее «иконой» поколения модов, а после — и всей Европы. Девушки худели до изнеможения, стремясь хоть чуть-чуть походить на кумира, отстригали длинные локоны, густо красили ресницы и надевали броскую бижутерию — Твигги очень любила крупные серьги-шары из цветного пластика.
Твигги. Показ Valentino
Твигги и Жаклин Кеннеди. Показ Louis Vuitton
Столица моды переместилась из Парижа в «свингующий» Лондон, сделав его законодателем во всем, что касается внешнего вида и стиля. На культовых Кингс-Роуд и Карнэби-Стрит открываются десятки магазинов, шокирующих чопорных английских леди и джентльменов, а Видал Сассун первым начинает делать геометрические стрижки и знаменитую pixie-cut, которую тут же берут на вооружение феминистки.
О 1960-х можно говорить бесконечно, вспоминая то Пако Рабана с его космическими платьями из стекла и металла, то Пьера Кардена, экспериментировавшего с фактурой и кроем. Нельзя не упомянуть и Жаклин Кеннеди, ставшую последним оплотом элегантности в эти революционные десять лет: ее умение преподнести любую вещь, обыграв ее при помощи нитки бус, очков в пластиковой оправе, высоких перчаток или небрежно поднятого ворота плаща, заслуживает отдельного восхищения и слов благодарности от стилистов, до сих пор обращающихся к ее образу за вдохновением.
Жаклин Кеннеди
Этот период подарил нам игривые укороченные пальто А-силуэта, женственные платья с акцентированной, чуть завышенной талией, синтетические водолазки, женские брючные костюмы, принтованные комбинезоны и, конечно, аксессуары — от «детских» туфелек на низком каблуке с квадратным мысом до пластиковой бижутерии, беретов и цветных шарфов.
Современные дизайнеры не раз обращались к 1960-м в своих коллекциях (как тут забудешь, что мода циклична!), новый же — осенне-зимний — сезон обозначил настоящий пик популярности этой декады. Марки, начиная от Valentino и заканчивая DSquared2, пригласили своих клиентов в настоящее путешествие во времени, с той лишь разницей, что в роли машины времени выступал не странный пыхтящий агрегат, а гладкий подиум, позволивший с головой окунуться в прошлое. Без лишней театральности и драматизма тенденции середины прошлого века нашли отражение в модных коллекциях, воплощенные при помощи современных тканей и элементов декора.
И все же главное, что подарили нам 1960-е — это, пожалуй, не конкретные имена и предметы, а свобода самовыражения, прежде закованная в тугие оковы общественного благоразумия. Индивидуальность — вот что действительно имеет значение, а уж какая эпоха актуальна сегодня — решать только вам.
DSquared2, Одри Хепберн
Катрин Денев. Показы Gucci, Louis Vuitton
Катрин Денев. Показы Gucci, DSquared2
Gucci, Valentino
Катрин Денев, Valentino
Катрин Денев. Показы ICB, BSBG Max Azria