На прошлой неделе Жан-Поль Готье заявил о закрытии линии pret-a-porter. Показ, который состоится в субботу, 27 сентября, станет для марки последним. Пока дизайнер завершает работу над коллекцией и вносит последние штрихи, вспомним, какие открытия он подарил миру моды.
Когда речь заходит об эпатаже,
чье имя вам первым приходит на ум?
Думаю, вы сразу вспоминаете лукавую улыбку, пронзительные серо-синие глаза с сеткой мелких морщин, светлый чуб и неизменную тельняшку: образ Жана-Поля Готье, вобравший в себя основные черты его творчества, абсолютную свободу и самоиронию, давно стал иконическим, как и все, к чему прикасалась рука его гения.
…Все началось на заре 1970-х годов. 18-летний Готье, вчерашний школьник без специального образования, но с неуемными амбициями, рассылает свои наброски по ведущим домам моды, и — о, счастье! — получает ответ, да не от кого-нибудь, а от одного из самых влиятельных модельеров того времени: Пьера Кардена. Именно там, в мастерских в центре Парижа, он получает профессиональные навыки, изучая основы кройки и шитья. Однако вскоре ему становится тесно в рамках пусть авангардного, но все-таки буржуазного модного дома, и в 1976 году он разрабатывает собственную коллекцию. К середине 1980-х формируется узнаваемый стиль его марки, а имя дизайнера звучит у всех на устах: провокатор до мозга костей, он смело одевает женщин в мужские костюмы, а мужчин (вот ужас-то!) — в платья и юбки.
Чуждый любым гендерным детерминациям, Готье охотно пускается в авантюры, направленные на стирание границ между полами: модель-трансгендер Андрей Пежич исполнил на показе JPG роль невесты, а Дана International и Кончита Вурст выступали на «Евровидении» в нарядах, созданных под руководством кутюрье. Другие клиенты дизайнера — Мадонна, бурлеск-дива Дита фон Тиз, Мэрилин Мэнсон и Милен Фармер — фигуры, согласитесь, тоже сплошь неоднозначные. Объединяет их только одно — наплевательское отношение к стереотипам, так свойственное и нашему сегодняшнему герою.
![]()
Клиентки Jean Paul Gaultier: Милен Фармер, Дита фон Тиз, Мадонна, Рианна и Кончита Вурст
![]()
Модель-трансгендер Андрей Пежич в роли невесты на показе JPG
На днях стало известно, что Жан-Поль Готье решил закрыть свою линию pret-a-porter и сосредоточиться исключительно на haute couture, поскольку «коммерческие ограничения и слишком быстрая смена коллекций не оставляют свободного времени на поиск свежих идей», в то время как «работа над кутюром позволяет автору выразить себя».
Последний показ Jean Paul Gaultier состоится уже в эту субботу, и пока обозреватели гадают, каких сюрпризов ждать от весенне-летнего сезона в исполнении хулиганствующего эстета, давайте вспомним о тех мини-революциях, которые дизайнер осуществил в одной отдельно взятой индустрии.
![]()
Тельняшка
Жан-Поль Готье сделал тельняшку не просто обязательным элементом унисекс-гардероба, но и фетишизировал ее. Моряки всего мира обязаны благодарить дизайнера за то, что тот возвел их в ранг новых секс-символов, чуть ли не в каждой своей коллекции используя элементы форменной одежды ВМС — матроску и бескозырку. Да что там морячки! Стараниями Готье тельняшка стала неотъемлемым атрибутом образа истинной парижанки (хотя и не без влияния великой Шанель, конечно) — таким же, как кокетливый берет и тонкий алый шарф. К слову, образы «бретонской полоски» дизайнер взял из детства — родители обожали наряжать мальчика на моряцкий манер.
![]()
Тельняшка — неизменный элемент почти любой коллекции Жана-Поля Готье
![]()
![]()
Остроконечный бюстгальтер, корсеты, бельевая эстетика
Безусловно, имя Готье прославилось на весь мир благодаря эпатажному открытию — остроконечному бюстгальтеру, в котором в 1990 году предстала на сцене Мадонна. Поп-дива сама обратилась к дизайнеру за помощью в подготовке турне — для шоу Blonde Ambitions Tour требовались костюмы, которые бы объединили две знаковые для ее творчества темы: эротику и религию. Эксперимент был столь удачным (заступники общественной морали грозились адским пламенем, в то время как бунтующая молодежь сходила с ума от восторга), что нашел продолжение и в подиумных коллекциях марки, со временем внедрив бельевой стиль как элемент уличного шика.
![]()
Жан-Поль Готье и его муза Мадонна
![]()
Остроконечный бюстгальтер прославил Жана-Поля Готье на весь мир
![]()
Мужская юбка
Сегодня в это трудно поверить, но именно Жан-Поль Готье стал одним из первых дизайнеров, рискнувших облачить мужчин в юбки. К середине 1980-х панк уже лет эдак десять как волновал умы радикально-настроенной молодежи, однако миром моды по-прежнему правили сдержанность и буржуазность. Теперь представьте выражение лиц гранд-дам, когда этот enfant terrible с улыбкой Чеширского кота вывел по подиум мужчин-моделей…в юбках. Да, это был настоящий шок, тем более что за окном стоял 1985 год! С тех пор мужские юбки неизменно присутствуют во всех коллекциях дизайнера, являя собой обязательный элемент casual-гардероба. А вы говорите, что Канье Уэст — провокатор…
![]()
В 1985 году дизайнер представил коллекцию мужских юбок, совершив революцию в мире моды
![]()
Панк-эстетика
Модный дом Jean Paul Gaultier был основан в 1976 году — тогда же, когда сформировались большинство культовых панк-групп, определивших настроение целого десятилетия. Неудивительно, что эта субкультура оказала огромное влияние на всю эстетическую концепцию его творчества. В отличие от Вивьен Вествуд, пропагандировавшей «английский» стиль, Готье придал панку французский шарм, щедро сдобрив его другими, не менее любимыми атрибутами, «подсмотренными» в женских будуарах и на церковных службах.
![]()
Панк был и остается одним из ключевых источников вдохновения Готье
![]()
Религиозные мотивы
Жан-Поль Готье привнес в моду религию задолго до того, как это стало мейнстримом. Все началось с Мадонны, извивавшейся вокруг католического креста во время исполнения молитвы «Отче наш» в пальто, созданном дизайнером, продолжилось знаменитой коллекцией 1993 года «Раввины на шике» и завершилось фотосессией в папском образе, датированной 1994 годом. Впрочем, с тех пор мало что изменилось, и религиозные мотивы, звучащие в творениях Готье, продолжают будоражить умы консервативной общественности. Кресты, монашеские рясы и церковные ризы переосмысляются, становясь элементами эротической игры, которую модельер ведет со своими почитателями. Грешник? Безусловно. Но зато какой обаятельный!
![]()
Религиозная эстетика продолжает будоражить воображение дизайнера
![]()
Показ 1993 года Chic Rabbis, Жан-Поль Готье в образе Папы Римского, модель на показе JPG










