1 ноября в Москве стартует российско-итальянский кинофестиваль RIFF, готовый погрузить своих зрителей в мир современного итальянского кино. По случаю пересматриваем в выходные несколько других фильмов из Италии.
Паоло Соррентино, Нанни Моретти, Джузеппе Торнаторе и другие режиссеры, которые умеют увлечь своими комичными, а порой и трагичными историями.
“Безумно влюбленный”, 1981
Бойкий Барнаба Чиккини водит автобус по Риму и не знает печали. Балагур с обаятельной улыбкой и завсегдатай шумных таверн, он никогда не лезет за словом в карман, да и вообще привык проживать каждый день с удовольствием. Слышать “нет” он тоже не привык, так что, когда случайная знакомая окажется ни больше ни меньше принцессой, вместо того чтобы сдаться, он продолжит идти к своей цели. И пусть вместо респектабельного автомобиля в его распоряжении лишь общественный транспорт, не ответить взаимностью Кристине в конце концов будет сложно. Комичный сюжет мог легко превратиться в фарс, но стараниями Адриано Челентано и Орнеллы Мути быстро стал лирической комедией на все времена, любимой сразу несколькими поколениями.
|
“Новый кинотеатр ‘Парадизо’”, 1988
Кто хоть раз бывал в тихом провинциальном итальянском городке, знает, что очень часто жизнь местных жителей крутится вокруг кафе на главной площади или вокруг кинотеатра. Для маленького Сальваторе такой кинотеатр и вовсе превращается в храм, а заправляющий всеми процессами киномеханик — в верховного жреца, которому Тото запросто доверит свою судьбу. Послевоенные будни для него вовсе не серы, а быт не скуден, ведь каждый день он может наблюдать за жизнью “Парадизо”. Удивительно тонкая и проникновенная история Джузеппе Торнаторе быстро снискала любовь зрителей и критиков, получив россыпь фестивальных наград. Удивительного в этом нет: в каждом живет такой маленький Тото, сохранивший дорогие воспоминания на всю жизнь.
|
“Последствия любви”, 2004
Ни один разговор о современном итальянском кинематографе не обойдется без главы, посвященной Паоло Соррентино. Его “Великая красота” увезла из Лос-Анджелеса “Оскар” как лучший иностранный фильм, а сериал “Молодой Папа” превратил Джуда Лоу в папу римского, который не выпускает из руки сигарету и как нечего делать вплетает в разговор рассуждения о Бэнкси или Daft Punk. “Последствия любви” — крупный план одного из любимых актеров Соррентино Тони Сервилло. Сюжет превращает его в молчаливого и загадочного постояльца швейцарского отеля, в прошлом которого скрываются беды его настоящего. Как и всегда у режиссера, каждый кадр наполнен не только смыслом, но и той самой великой красотой, в которой Паоло Соррентино уж точно знает толк.
|
“У нас есть Папа!”, 2011
Режиссера Нанни Моретти часто называют “европейским Вуди Алленом”. Надуманным сравнение не кажется: сочиняя свои сатирические истории, Моретти сам же в них потом и появляется. И если в состоящем из новелл фильме “Дорогой дневник” режиссер следит за своими мыслями, чувствами и передвижениями по родной Италии, то в трагикомедии “У нас есть Папа!” наблюдает уже за вымышленным новоизбранным понтификом. Тот, вместо того чтобы, как полагается, вступить в должность, мучается сомнениями и даже предпринимает успешную попытку побега из города-государства. Для себя Нанни Моретти приберег роль психоаналитика, который, за неимением лучших альтернатив, берется за организацию чемпионата по волейболу среди кардиналов. Суть, как во всех фильмах режиссера, кроется не только, а порой и не столько, в сюжете самом по себе, сколько в наблюдениях — за героями, окружающей их средой — и давлении, справиться с которым под силу не каждому.
|
“Идеальные незнакомцы”, 2016
Лаконичный фильм Паоло Дженовезе, покоривший международный прокат, рассказывает о компании друзей, однажды собравшихся за ужином. В фильме, действие которого почти не выходит за рамки одной квартиры, нет спецэффектов, сложных композиционных решений или особенно запоминающихся костюмов, и тем больше он приковывает внимание к обеденному столу, за которым развиваются события. Источник событий — лежащие тут же телефоны. Неожиданно для самих себя решив, что все сообщения они будут зачитывать вслух, а входящие звонки переводить на громкую связь, герои за вечер переживут не один кризис. Обыденность сюжета в данном случае не только восхищает, но и пугает. И правда, кто сегодня готов поручиться, что в его айфоне нет ничего, что ему хотелось бы скрыть.