Арт-индустрия — одна из наиболее пострадавших из-за мирового кризиса, вызванного пандемией. А в ней самой уязвимой категорией оказались художники. В некоторых странах им даже оказывают государственную помощь, например, в Германии независимым художникам, художникам, оформившим самозанятость, небольшим творческим группам, а также компаниям в этой сфере с менее пяти сотрудников единоразово выплатили субсидии размером до 9 тысяч евро. Причем оформление было максимально облегчено. Конечно, не везде есть возможность предусмотреть такую помощь творцам.
Но есть и другие способы — им можно дать возможность продавать свои работы.
30 апреля художник Макс Гошко-Даньков запустил платформу для молодых художников www.mgdankov.com, на которой они могут выставлять на продажу свои работы. Под площадку был переделан собственный сайт Макса. Для участия не нужно ничего, просто прислать работы и цену. Участники могут добровольно помочь проекту, внеся любую посильную сумму, хоть 5, хоть 500 рублей. Верхняя планка цены на творения при этом установлена в 15 000.
Мы поговорили с Максом о том, как ему пришла такая идея, как развивается проект и почему важно помогать художникам, даже если ты сам художник.
Ляля Киселева: Вашему проекту — платформе для продажи работ молодых художников — скоро исполнится один месяц. Это указывает на то, что идея такой платформы появилась у вас в разгар пандемии и самоизоляции. Как это случилось?
Макс Гошко-Даньков: Идея совершенно внезапно у меня выстрелила. Я все искал какие-то возможности поддержать людей, будучи художником и понимая, какова сейчас ситуация. Поэтому я запустил сначала Telegram-канал, куда выкладывал раскраски для семей с детьми, которые оказались в самоизоляции, чтобы им было чем развлечься. Потом мне просто пришла в голову мысль, у меня же уже есть готовый сайт, мой собственный. И дальше я довольно быстро его переформатировал, за неделю где-то.
— Какие-то минимальные итоги уже подводили по работе платформы?
— Да, я собираю аналитику у художников, они мне пишут, когда что-либо продают. Это мое условие, потому что я хочу понять, насколько действенна платформа. 29 апреля, до официального запуска, у нас был пробный день продажи на платформе среди своих, среди друзей. И уже в этот первый день я сделал на Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) ивент, пригласил туда порядка 200 человек, и было продано работ на 150 000 рублей.
Изначально я решил «окей, нужно поддержать художников», потому что меня никто не поддерживает. А я тоже художник, так что нужно как-то собраться, консолидироваться, решить, что с этим можно сделать. Сделал опен-колл, на этот опен-колл начали потихоньку отзываться художники. Я думаю «так, окей, соберу 10 первых и откроюсь». Но к моменту, когда я открылся, уже было 20 заявок от художников.
— Почему такая максимальная цена?
— Поскольку сейчас все сидят в самоизоляции, кто-то потерял работу, у кого-то сократились доходы, кто-то доживает на накопленном, то есть все разного уровня, но в одинаковом положении, то основная идея у меня была, чтобы цена оказалась доступна для каждого. Чтобы можно было смотреть работы на сайте и не задумываться о том, что тебе это может быть не по карману. Поэтому максимальная цена на платформе — 15 000 рублей. Мне почему-то захотелось именно такую цифру, я мерил, в принципе, по себе: сколько мне было бы окей, если бы я смотрел на сайте работы художников, имена которых мне неизвестны. Но мне бы что-то вдруг понравилось. Так называемый эмоциональный порог. Также я установил лимит работ для загрузки, потому что я все это вел сам, и когда я взял в работу первых двадцать человек, то понял, что больше 10 работ для каждого художника загружать у меня просто физически нет возможности. А сейчас, когда их сто, можете себе представить, то есть, тысячу работ я уже загрузил.